Бондарева Е.В. Лондарева ЕА.. «Если ребенок врет…»

«Если ребенок врет…»

Авторы:

  • Бондарева Е.В.
  • Лондарева ЕА.

Воспитатели МБДОУ №22 «Улыбка» г. Старый Оскол

Детская ложь — один из часто встречающихся поводов обращения к психологу. Типичный пример: малыш оставался в комнате один. Он знал, что лазать в шкаф, где лежат вещи взрослых, ему нельзя. Вошедшая в комнату мама застала такую картину — дверцы шкафа распахнуты, часть вещей в беспорядке валяется на полу рядом. На грозный вопрос: «Кто разрешил тебе лазать в шкаф?» — последовал ответ ребёнка, что он ничего не трогал. Он играл в разбойников, а кто открыл шкаф — не знает.

Таких примеров можно привести много. Наверное, все родители сталкивались с чем-то подобным. Одни сразу наклеивают ярлык «ложь», другие склонны относить подобные несоответствия детских рассказов на счёт фантазирования.

Ребёнок не рождается лживым. Многие психологи считают, что ложь у детей имеет, скорее, социальный корень. Ложь в обществе становится чем-то вроде защитного приспособления, мимикрии, одной из форм борьбы за существование.

 

В приведённом примере малыш сказал, что он играл в разбойников и сам в шкаф не лазал. Маме хорошо было бы спросить, кто это мог сделать. Скорее всего, она бы услышала, что запрет нарушил разбойник — ведь по правилам игры он нарушитель. И это было бы правдой. Малыш, сам того не ведая, разыграл «в лицах» свой внутренний конфликт между желанием быть послушным мальчиком и любопытством, стремящимся обойти все преграды. Сам он, естественно, отождествил себя с послушным ребёнком. Если бы мама подыграла сыну, она бы могла помочь ему научиться справляться со своими противоречивыми желаниями, выходить из внутреннего конфликта. Не дав ребёнку высказаться не постаравшись понять причину происшедшего, она закрепила существующее внутреннее противоречие. Она отмела возможность искреннего разговора, наградив малыша резко отрицательным — «ты обманываешь». А ведь он, вполне вероятно, хотел доверить маме свой маленький секрет. Представьте в таком случае сами недоумение, обиду, страх в душе ребёнка. Его не понимают, обвиняют в том, что он плохой, значит, он не достоин любви. Конфликтные ситуации от обвинения в детской душе не исчезнут, сознательно, используя интеллект, справляться с ними он ещё не сразу научится — слишком мал. Способность к фантазированию тоже останется при нём, более того, он вынужден будет прибегать к ней, ибо это естественная, природная функция нашего сознания. Её иногда называют эмоциональным мышлением, а именно такой вид мышления доступен дошкольнику. Способность мыслить на уровне абстрактных понятий (моральные понятия относятся к ним) он обретёт позднее. А пока страх обнародовать свои действительные мысли, своё видение и оказаться «плохим» будет и дальше провоцировать подобные ситуации. Разорвать порочный круг может только взрослый, поверив ребёнку и постаравшись вместе с ним войти в его мир, чтобы посмотреть на вещи глазами малыша.

Часто у малышей вовсе нет намерения сказать неправду. Дети особенно болезненно реагируют, когда им приписывают ложь там, где была невольная ошибка. При этом ребёнок бессилен доказать свою правдивость, так как сознательно отследить, где была допущена неточность, ещё не может. Когда взрослые обращают внимание на внешнюю сторону ситуации, ориентируясь на свой уровень восприятия и развития, они часто неверно оценивают поступок ребёнка, усматривая дурные цели там, где их не было. Такая реакция толкает детей в сторону настоящей лжи, тем более что они не могут не замечать, что люди очень часто обманывают друг друга.

Так что же, спросите вы, если ребёнок ведёт себя явно неправильно, не обращать на это никакого внимания, надеясь, что всё само собой образуется? Нет. Только оценивать и разбирать надо поступок, действие, а не приписывать испорченность индивидуальному «Я» ребёнка. Для дошкольников лучше будет разыграть эти сценки или нарисовать картинки к ним. Можно подобрать подходящие сказки, где говорится о правде и лжи, о смелости и трусости о жадности и щедрости и т.п. Детям свойственно отождествляться с выдуманными персонажами, необходимые знания о правильных способах поведения мягко войдут в их сознание. Придумайте и обсудите аналогичный пример, стараясь описать не только результаты, к которым могут привести подобные действия, но и переживания героев.

Просмотров: 856
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Волкова Ольга Александровна. Электронная дидактическая игра 'Что-кто? Где-откуда?'
  • Сухова Наталья Александровна. Брошюра для родителей «Советы, что можно сделать или сказать, когда ребенок кричит и не хочет идти в детский сад»
  • Назарова Татьяна. Викторина «Что? Где? Когда?»
  • Уткина Ирина Александровна. Викторина «Что, где, когда?»
  • Маврина Людмила Юрьевна. Что такое нейрогимнастика и чем она полезна?
  • Полякова Марина Владимировна. Конспект игры-занятия по экологии в старшей группе «Что? Где? Когда?»
  • Онучина Любовь Галимзяновна. Сценарий интеллектуальной игры «Что? Где? Когда?» по теме «Безопасность на дорогах»
  • Музыкантова Татьяна Васильевна. Блок развивающих игр: «Что? Где? Когда?
  • Русакова Екатерина Владимировна. Открытое итоговое занятие: «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?»
  • Харина Наталья Григорьевна. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИГРА ТЕМА: «Что, где, когда?»
  • Голюдова Ирина Стасисовна Афонина Юлия Сергеевна. Родительское собрание в форме игры «Что, где, когда?»
  • Демидова Нина Васильевна. КОНСПЕКТ НОД по ФКЦМ Тема «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?»
  • Пелихова Анна Николаевна. Конспект сценария интеллектуальной игры «Что? Где? Когда?» по теме: «Россия – Родина моя»
  • Митягина Наталья Леонидовна. Проект 'Что такое День Победы? Это значит - нет войны!'
  • Пискарева Елена Аркадьевна.. КОНСПЕКТ НОД С ДЕТЬМИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?»
  • Бульгина Ирина Евгеньевна. ЧТО? ГДЕ? КОГДА? Развлечение по ПДД в подготовительной к школе группе
  • Тохтасинова Элеонора Амировна. Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?» в разновозрастной логопедической группе
  • Люфт Екатерина Викторовна. Родительское собрание в нетрадиционной форме. Игра 'Что? Где? Когда?'
  • Дубровина Алефтина Викторовна. Познавательно-развлекательная игра «Что? Где? Когда?» (для детей подготовительной группы) Тема: «Деревья и кустарники»
  • Зимнухова Татьяна Валентиновна. Игра – занятие в старшей группе «Что? Где? Когда?» «Весна – красна».
  • Комиссина Оксана Владимировна. Конспект НОД (подготовительная группа) Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?»
  • Терехова Елена Васильевна. Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе на тему: «Что? Где? Когда?»
  • Половинцева Елена Юрьевна. КОНСПЕКТ итогового интегрированного занятия по теме: «Зима» игра: «Что, где, когда»
  • Семенцова Ольга Евгеньевна. Развлекательный досуг в подготовительной к школе группе по ПДД. Игра: «Что? Где? Когда?»
  • Былкова Татьяна Юрьевна. Что такое хатха-йога и для чего она нужна дошкольнику?
  • Елена Васильевна Савельева. Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе для детей с ОНР, ФФНР. Игра «Что? Где? Когда» по теме «Весна».
  • Атабаева Мадина Тимуровна. ОДАРЕННЫЙ РЕБЕНОК. ЧТО МОГУТ СДЕЛАТЬ ДЛЯ НЕГО РОДИТЕЛИ?
  • Хакимова Зульфия Раисовна. Конспект организованной образовательной деятельности. Тема: Игра «Что? Где? Когда?». Дикие животные лесов Башкортостана.
  • Павлова Наталья Сергеевна Колбина Ирина Ивановна Биткулова Светлана Ивановна. Методическая разработка конспекта интеллектуальной игры «Что? Где? Когда?»
  • Наталья Бондаренко. Конспект организованной учебной деятельности по английскому языку в старшей группе детского сада на тему Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь