Примерные задания по проведению диагностического исследования ребёнка при поступлении в школу "Как узнать тебя, малыш…"
Бондаренко Алевтина Анатольевна Учитель начальных классов МКОУ ЗАТО Знаменск «СОШ № 236»
Примерные диагностические задания для проведения группового обследования
~ Задание 1 ~
Цель:
выявить умение передавать форму фигуры, умение рисовать прямолинейные отрезки и углы, оценить твердость руки ребенка.
Текст задания:
Посмотрите сюда (показывается рисунок к заданию). Вы видите фигуру. Рассмотрите ее на своих рабочих листах. Возьмите карандаш и нарисуйте рядом похожую фигуру.
~ Задание 2 ~
Цель: определение умения ориентироваться на плоскости, умения пересчитывать клеточки.
Скачать конспект
Текст задания:
Задание будете выполнять на рабочем листе в клеточку. Найдите на своих листах клеточку, закрашенную в черный цвет.
- Возьмите красный карандаш, отсчитайте от черной клеточки вправо 4 клеточки и пятую закрасьте красным.
- Возьмите синий карандаш. От красной клеточки отступите вниз две клеточки и третью закрасьте синим карандашом.
- Возьмите зеленый карандаш и клеточку, расположенную слева от синей через одну клетку, закрасьте.
- Возьмите желтый карандаш. Отсчитайте от зеленой клетки вверх пять клеток и шестую закрасьте желтым.
Оценка задания: если все выполнено правильно и ровно раскрашено, то общая оценка — 3 балла.
За каждые два неверных шага снимается один балл.
~ Задание 3 ~
Цель: выявление умения выбрать и выполнить операцию сложения и вычитания соответственно правильному пониманию текста задачи.
Текст задания:
На чистом рабочем листе вы будете выполнять третье задание. Послушайте задание.
1. На полянке играют 3 девочки и 2 мальчика.
Сколько детей играют на полянке? Нарисуйте столько кружков, сколько детей играют на полянке.
2. В машине ехали 6 человек. Двое вышли из машины. Нарисуйте столько квадратов, сколько человек осталось в машине.
Оценка выполнения:
3 балла — выполнены верно обе задачи.
2 балла — одна задача выполнена верно, сделана попытка решить вторую.
1 балл — выполнена одна задача, нет попыток решить вторую.
О баллов — есть попытка решить одну задачу, но число кружков или квадратов неверное.
- Задание 4 ~
-Цель: выявление понимания терминов «внутри», «вне».
Задания:
Посмотрите на доску. (Учитель чертит на доске треугольник.) Я начертила треугольник. (Отмечает точку внутри треугольника.) Я отметила точку внутри треугольника. (Отмечает точку вне треугольника.) Я отметила точку вне треугольника. Теперь на своих рабочих листах найдите квадрат и круг.
Возьмите синий карандаш и отметьте точку внутри круга, но вне квадрата.
Возьмите красный карандаш и отметьте точку внутри квадрата, но вне круга.
Возьмите зеленый карандаш и отметьте точку, которая была бы расположена и внутри круга и внутри квадрата.
Оценка выполнения:
3 балла — все выполнено верно.
2 балла — выполнено верно 2 пункта.
1 балл — выполнен верно 1 пункт.
О баллов — задание не выполнено.
- Задание 5 -
Цель: выявление умения сравнивать множества по числу элементов.
Текст задания:
Найдите у себя на листах рисунок. (В три или четыре ряда изображены 25—30 кругов, в которые вписаны треугольники, один из кругов пустой.)
Чего больше: кругов или треугольников? Если кругов, то дорисуйте, сколько не хватает, если треугольников, дорисуйте треугольники.
Оценка выполнения:
3 балла — сравнение проведено верно.
2 балла — сравнение проведено с небольшими неточностями.
О баллов — сравнение проведено неверно.
~ Задание 6 ~
Цель: выявление умения классифицировать, умения находить признаки, по которым произведена классификация.
Текст задания:
На вашем рабочем листе две рамочки: в одной — 4 птицы, в другой — 5 зверей. Между ними — белочка. Подумайте, где ей место. От белочки проведите карандашом линию к той рамке, где ей место.
Оценка выполнения:
3 балла — линия проведена правильно: от белочки к рамке, в которой изображены звери.
2 балла — линия проведена к птицам, но признак связан с количеством предметов.
1 балл — линия проведена неверно.
О баллов — линия не проведена.
~ Задание 7 ~
Цель: обследование состояния моторики, умения копировать заданный образец.
Текст задания:
Вы видите, что на ваших рабочих листах что-то написано на английском языке. Конечно, вы еще не умеете читать и писать по-английски, но вы сможете срисовать эту надпись. Внимательно посмотрите, как написаны буквы, и перерисуйте их ниже.
Оценка выполнения:
3 балла — хорошо и разборчиво скопирован образец. Правильно передано количество букв в каждом из трех слов.
2 балла — достаточно разборчиво скопирован образец, но имеются пропуски букв или неверно написаны 2—3.
1 балл — с образцом совпадают 2—3 буквы.
О баллов — ничего нельзя разобрать.
- Задание 8 -
Цель: определить состояние фонематического слуха.
Текст задания:
На ваших рабочих листах картинки (солнце, собака, зонт, самолет, коса, слон, лиса, роза, цыпленок, ваза, кисточка для рисования, капуста), под каждой — кружок. Нужно назвать каждую картинку и зачеркнуть кружок, если есть в названии звук, который я назову, — звук [с]
Оценка выполнения:
3 балла — правильно выполнено все задание.
2 балла — выделен звук только в позиции начала слова.
1 балл — наличие ошибок (отсутствует дифференциация звуков [с] — [з].
О баллов — отсутствие дифференциации звуков [с] — [з]; [с] — [ц]; [з] — [ц].
~ Задание 9 ~
Цель: выявление степени овладения звуковым анализом на уровне определения количества звуков в слове. Текст задания:
Вы видите домики с разным количеством окошек и рядом с ними картинки (рак, лев, волк, сыр, бант). Поселите каждую картинку в домик так, чтобы каждому звуку было отдельное окошко. Посмотрите на картинку «рак». В слове «рак» — три звука. Значит, эта картинка для домика с тремя окошками. Попробуйте сделать работу дальше самостоятельно.
Оценка выполнения:
3 балла — правильно выполнены все задания.
2 балла — наличие единичных ошибок.
1 балл — наличие нескольких ошибок.
О баллов — полное отсутствие соответствия количества звуков в слове и количества «окошечек».
Примерные диагностические
задания для индивидуального обследования
Задание 1
Целъ: выявить уровень слухоречевой памяти.
Текст задания:
Послушай и повтори то, что я тебе скажу: «В огороде на грядках растут огурцы, капуста, лук».
Если ребенок повторил меньше 7 слов, ему предлагается послушать предложение еще раз. Если необходимо, дается и третья попытка.
Оценка выполнения:
3 балла — если после первого раза повторено 7—8 слов.
2 балла — если после второго раза повторено 6—8 слов.
1 балл — если после третьего раза повторено 6—8 слов.
О баллов — после третьего раза меньше 6 слов.
~ Задание 2 ~
Цель: выявить уровень развития связной речи.
Содержание задания:
Ребенку предлагают 3 картинки, связанные одним сюжетом. Ребенок должен сам установить их последовательность и составить по ним рассказ. Если необходимо, можно предложить в качестве помощи следующие вопросы: «Где та картинка, на которой нарисовано то, с чего все началось?», «Где продолжение?»
Если ребенок не может выполнить задание при помощи наводящих вопросов, следует разложить картинки в правильном порядке и предложить ребенку составить рассказ.
Оценка выполнения:
3 балла — за верно выстроенный рассказ с правильным речевым оформлением.
2 балла — за логически правильный рассказ, но выполненный с небольшими затруднениями в речевом оформлении, проявившимися в повторах одних и тех же слов, в ошибках согласования слов в предложении.
1 балл — за рассказ, составленный при помощи учителя, состоящей в раскладывании картинок в необходимой последовательности.
О баллов — за невыполненное задание даже после оказания помощи.
~ Задание 3 ~
Цель: обследование состояния фонематического слуха и восприятия.
Проводится только с теми детьми, которые допустили ошибки в задании № 8 в групповом обследовании. В набор картинок необходимо включить не только картинки, в названия которых входит заданный звук, но и картинки, названия которых содержат звуки, близкие к заданному по артикулярно-акустическим признакам. Примерный набор картинок:
шапка, шарф, шалаш, душ, карандаш, матрешка, шишка, кошка, груша, жук, журнал, пожарник, щетка, собака, слон, весы.
Задание. Называй каждую картинку. Если в ее названии есть звук [ш], положи картинку вправо. Если ребенок отобрал только картинки, в которых звук [ш] находится в начальной позиции, учитель говорит: «Ты верно выбрал картинки, но некоторые пропустил. Послушай, я назову картинки еще раз, а ты будешь говорить — есть звук [ш] или нет. (Учитель слегка интонационно выделяет звук [ш]: «ш-шапка»).
Оценка выполнения:
3 балла — за правильное выполнение.
2 балла — за самостоятельное выделение звука из начальной позиции, умение выделить звук в середине и в конце слова при помощи учителя.
1 балл — за выделение звука только из позиции начала слова.
О баллов — за невыполнение задания даже с помощью учителя.
Литература:
- Настольная книга практического психолога: М.: Изд. ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002.
- Фридман Л.П. Изучение личности учащихся и ученических коллективов- М.: 1988.
~ Задание 4 ~
Если ребенок ошибся в выполнении задания № 5 и получил 0 баллов, то ему предъявляется лист с его работой и задается вопрос: «Почему ты думаешь, что треугольников больше?»
Если в этот момент ребенок заметил свою ошибку и дал правильный ответ, учитель уточняет: «Почему ты теперь считаешь, что кругов больше?» выполнения:
3 балла — в случае правильного ответа.
2 балла — в случае неправильного ответа, но при выполнении более простого аналогичного задания (например, даны 6 кругов, в каждом, кроме одного, нарисован треугольник, чего больше: кругов или треугольников) и верного объяснения.
1 балл — задание выполнено, но не объяснено.
О баллов — не выполнено.
~ Задание 5 ~
Если ребенок ошибся при выполнении задания № 6, необходимо выяснить причину ошибки.
Дети, получившие в результате по большинству заданий низкие баллы, требуют особого внимания учителя, для таких детей с низким уровнем готовности к школе Необходимы дополнительные занятия.
|