Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №131» Кировского района г. Саратова
Педагог-психолог первой квалификационной категории Матвеева Татьяна Сергеевна
«В душе каждого ребенка таится желание свободной театральной игры, в которой он воспроизводит знакомые литературные сюжеты. Именно это активирует его мышление, тренирует память и образное восприятие, развивает воображение и фантазию, совершенствует речь».
Антипина Е.А.
В системе факторов, обусловливающих становление личности, особая роль принадлежит развитию речи. Уже на ранних стадиях онтогенеза речь становится основным средством общения, мышления, планирования деятельности, произвольного управления поведением (Б. Г. Ананьев, Л. И. Божович, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, С. Л. Рубинштейн и др.)
Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей.
По словам С. Л. Рубинштейна, речь маленького ребенка часто обладает яркой выразительностью, но она непроизвольна, неосознанна, выразительные моменты проявляются в качестве импульсивной эмоциональности. Чтобы добиться сознательной выразительности, необходима тщательная работа.
Использование театрализованной деятельности в целях развития речи является очень эффективным средством обучения.
Те, кто хоть раз общался с ребенком с ограниченными возможностями, знают, как трудно найти тропинку к его сердцу. Все мы рождаемся с разными возможностями. Иногда ограничения накладываются самой природой. Но это не значит, что шансов быть счастливыми у детей с ограниченными возможностями, меньше. Дети, поступающие в наш детский сад, совершенно разные и по своим личностным характеристикам, и по умственному, и по физическому развитию.
Участвуя в театрализованных постановках, музыкальных спектаклях и играх-драматизациях, «особые» дети быстрее адаптируются в среде детского сада. Положительные изменения проявляются у них как в личностном, так и психическом развитии. Способность к вступлению во взаимодействие с другими детьми и взрослыми у этих детей значительно выше и формируется гораздо быстрее, чем у детей, которые не участвовали в театрализованной деятельности.
Известный всем нам писатель Джанни Родари утверждал, что «именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать – вот, что необходимо ребёнку».
Таким образом, все дети принимают активное участие в играх, песнях, танцах и инсценировках. Благодаря этому у детей стимулируется развитие сохранных возможностей.
По мнению Льва Семеновича Выготского, проблемы в развитии у ребенка создают почву для возникновения препятствий при общении с окружающими, установлении широких социальных связей, когда нарушается «нормальное врастание ребенка в культуру». Организация коррекционно-педагогической помощи детям с проблемами в развитии должна строиться на основе становления их как субъектов общения. Для более успешного преодоления отклонений в развитии коммуникативной сферы особое внимание следует уделять использованию творческих видов деятельности, особенно театрализованной.
Еще один автор статей по театрализованной деятельности в детском саду В.А. Жданова замечает: «Театрализованная деятельность способствует развитию:
- психофизических способностей (мимики, пантомимики)
- психических процессов (восприятия, воображения, мышления, внимания, памяти и др.)
- речи (монолог, диалог)
- творческих способностей (умения перевоплощаться, импровизировать, брать на себя роль)»
Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний ребёнка, приобщает его к духовным ценностям. Не менее важно, что театрализованные игры развивают эмоциональную сферу, заставляют его сочувствовать персонажам.
По словам К.С. Станиславского, «природа театра и его искусства сплошь основана на общении действующих лиц между собой и каждого с самим собою», «... на сцене происходит взаимное и непрерывное общение, так как игра артистов состоит почти исключительно из диалогов». Далее К.С. Станиславский пишет: «Особенность сценического общения заключается в том, что оно происходит одновременно с партнером и со зрителем. Замечательно то, что и с тем и с другим общение является взаимным. В процессе общения надо уметь приспособляться к обстоятельствам, к времени, к каждому из людей в отдельности. Лучше всего наблюдать эти приспособления у детей».
Наблюдая за театральной деятельностью на занятиях, в совместной деятельности педагогов и детей, на праздниках я могу отметить, что это эффективный метод развития коммуникативных навыков, эмоционально волевой сферы и речи детей дошкольного возраста. Данная деятельность интересна, доступна и эмоционально привлекательна детям. С помощью игровых приемов педагог добивается совершенствования выразительности речи ребенка. Именно театрализованные игры позволяют добиваться хороших результатов.
Дети приобретают опыт разного рода во взаимоотношениях между героями сказки или инсценировки. Ребята учатся согласовывать свои действия с действиями своего партнера: слушать не перебивая; говорить, обращаясь к партнеру, уважительно относиться друг к другу. Занятия театральной деятельностью влияют на психическое состояние ребенка, устраняют проявления негативного психоэмоционального состояния, снижают уровень невротизации, снимают психическое и физическое напряжение, улучшают общее состояние ребенка, помогают ему проявить свою индивидуальность. Ребенок избавляется от излишней стеснительности, боязни общества, приобретает общительность, открытость, бережное отношение к окружающему миру, ответственность перед коллективом. Это очень важно, т.к. является основой для дальнейшего общения детей со сверстниками, педагогами и взрослыми.
Эмоциональный фон в группах, где проводится работа по театральной деятельности, значительно улучшился, начали преобладать положительные эмоции, улучшились коммуникативные умения детей.
На основании моих наблюдений и психологической диагностики можно говорить о том, что развитие эмоциональной сферы детей с нарушением речи проходит более эффективно при организации систематических, целенаправленных занятий театрализованной деятельностью. Смягчаются такие нарушения психоэмоционального развития как: эмоциональная неустойчивость, враждебность, агрессивность, тревожность. Дети приобретают навыки общения, они стали более активными, находчивыми, исчезла зажатость и скованность, улучшился эмоциональный фон.
Педагоги обеспечивают взаимосвязь театрализованной деятельности с другими видами деятельности (коммуникативной, познавательно-исследовательской, продуктивными видами деятельности), тем самым обеспечивая условия для развития у детей речевой культуры. При этом педагог сам должен уметь выразительно читать, рассказывать, смотреть и видеть, слушать и слышать, быть готовым к любому превращению. Будучи сам увлечен театром, он сможет увлечь театрализованной деятельностью детей.
Таким образом, можно сделать вывод, что через театрализованную деятельность происходит всестороннее развитие ребенка, значительно облегчается его социализация и адаптация к условиям жизни в обществе. Большинство детей, впоследствии, с легкостью вступают в контакт со сверстниками и взрослыми. У нас таких детей любят, поддерживают, верят в них.
|