Щигарцова Ирина Юрьевна. Развитие выразительности речи посредством использования разных видов театрализованной деятельности

Развитие  выразительности речи посредством использования разных видов театрализованной деятельностиРазвитие  выразительности речи посредством использования разных видов театрализованной деятельности

Речевое развитие  детей   тесно связано с умственным, нравственным, эстетическим развитием, является приоритетным в языковом воспитании и обучении дошкольников. Для развития выразительной речи необходимо создание условий, в которых каждый ребенок мог бы передать свои эмоции, чувства, желания и взгляды как в обычном разговоре, так и публично, не стесняясь слушателей. Огромную помощь в этом оказывает   театрализованная деятельность, воспитательные возможности которой  могут удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии — через образы, краски, звуки, музыку, а умело поставленные педагогом  вопросы побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи.


Правильное определение местоположения на сцене, танцы развивают ориентирование, моторику, двигательную активность.
Особое внимание в работе с детьми   в театрализованной деятельности необходимо уделять взаимодействию с семьей. Родители  оказывают  помощь в изготовлении костюмов и атрибутов. Целенаправленно совместно с детьми они посещают театры и музеи, читают произведения и просматривают видеофильмы, рекомендованные по теме. Это способствует расширению кругозора, обогащает внутренний мир, а главное — учит членов семьи взаимопониманию, сближает их, является средством формирования общих игровых навыков, речи, личностных качеств ребенка, его адекватного поведения в различных ситуациях.
      Театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка, стимулирует речь за счет расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат.  В театрализованной игре формируется диалогическая, эмоциональная насыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий.
      Театрализованная деятельность способствует усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонациии, модуляция голоса).
     Театрализованная деятельность включает в себя драматизацию, сюжетные этюды по сказкам, рассказам, стихам.
    С помощью театрализованной деятельности можно решать практически все задачи программы развития речи.
          Психическое состояние некоторых детей не всегда дает возможность каждому ребенку в полной мере реализовать свои способности,  такие дети нуждаются в особом внимании. Вначале  детям читают  маленькие тексты, разбирают содержание, объясняют непонятные  слова, обсуждают  поступки персонажей, затем делят тексты на эпизоды и пересказывают текст (стихи, песенки, потешки, мини – сценки, сказки). Следующий этап работы  – пересказывание по ролям. Дети становятся участниками маленького спектакля. Детям были предлагаются  разные виды театра по одному и тому же произведению. В процессе работы педагоги  постоянно следят за речью детей – звукопроизношением, постановкой слов в предложении, произношением падежных окончаний, последовательностью пересказа. Детям с ОВЗ необходимо дать возможность адаптироваться, не навязывать участие в театрализованных играх, но приглашать, например, дать кукол для свободного манипулирования ими.
Работая над выразительностью речи очень важно заниматься  артикуляционной гимнастикой:
1.Почистим зубки языком, и верхние, и нижние.
2.Закройте глаза, представьте ночь. Сели на лошадку и поехали.
3.Нарисуйте закрытыми глазами солнце и т.д.
Поскольку эти упражнения проводятся в игровой форме, большинство детей с удовольствим выполняют артикуляционную гимнастику.
Для развития выразительности речи очень важны этюды, способствующие творческому развитию детей. Например, этюд  «Любящие родители»:
Звучит колыбельная. Мама – медведица и папа – медведь укачивают своего любимого сыночка. Сначала мама – медведица качает медвежонка, нежно прижимая его к себе, а папа – медведь с доброй улыбкой смотрит на маму и сына и сам тоже покачивается. Потом мама передает папе сына.
Выразительные движения: сложить перед собой руки, обхватывая пальцами локоть другой руки, мерно покачивая под музыку вправо – влево, на лице улыбка.
Этюд «Бабушка заболела».
Очень важно развивать моторику рук, необходимую для свободного кукловождения. Предлагаем следующие упражнения:
1.    «Флажок» (большой палец вытянут вверх, остальные соединены вместе)
2.    «Птички» (большой палец поочередно соединяется с остальными)
3.    «Гнездо» (соединить руки в виде чаши, пальцы плотно сжаты)
4.    «Цветы» (то же, но пальцы разъединить)
Речевое развитие детей происходит в процессе индивидуальной работы с детьми. Эта работа помогает в дальнейшем принять участие в совместной игре, так как ребенок чувствует себя увереннее.
В данное время мы отмечаем положительные изменения в эмоциональном развитии детей, повысился интерес к театрализованной деятельности, самостоятельность.
В игре с детьми выбираем спокойный, доброжелательный тон, что помогает наладить контакт с детьми, расположить их к себе, дать почувствовать уверенность в себе. В любом высказывании или его части (предложении) можно выделить следующие компоненты: логическое ударение, мелодику, темп, ритм, паузу, тембр. Очень важно научить детей понимать и правильно расставлять логическое ударение во фразах. Это необходимо для того, чтобы яснее и эмоциональнее донести смысл своих высказываний до других людей.
Один из видов музыкально – игрового творчества в театрализованной деятельности -  инсценирование песен - очень увлекает детей. Они быстро запоминают слова всех персонажей, часто импровизируют самостоятельно, наряжаясь и обыгрывая ту или иную сценку.
Речь детей  становится более выразительной, грамотной. Они начинают использовать новые слова, пословицы и поговорки из песенного репертуара, народных попевок, шуток - прибауток, причем — в бытовых ситуациях, совпадающих с их смысловым содержанием.
Полученный положительный эмоциональный заряд, приобретенная вера в свои силы повышают самооценку детей. Дети учатся размышлять, анализировать свое поведение и поведение других людей, становятся внимательнее и терпимее друг к другу. Их игровая деятельность активизируется, приобретает творческий характер, эмоциональную насыщенность.
Опыт убеждает, что  совместная работа музыкального руководителя и всех педагогов может привести к желаемому результату: позволит  решить многие педагогические задачи, касающиеся речевого развития детей.
Вместе с педагогами я обсуждаю те или иные проблемы в речевом развитии детей, которые встречаются в работе.  Поэтому наряду с упражнениями для развития музыкальности детей, я использую ряд дополнительных упражнений, которые способствуют развитию фонематического слуха и внимания, постановке голосового аппарата; ритмические игры с заданиями на ориентировку в пространстве; упражнения на различение музыкальных звуков по высоте, на подстройку голосов к определённому музыкальному звуку; распевки на автоматизацию тех звуков, которые дети изучают на логопедических занятиях.
Эффективное взаимодействие педагогов - это совместная разработка и проведение логоритмических занятий, основанных на связи движения, музыки и слова. Например, ходьба под музыку разного характера: как волки, как ёжики, как лисички. Дети беседовали с педагогом о признаках этих животных, слушали музыку соответствующую  характеру этого персонажа и самостоятельно выполняли движения со сменой частей музыки.
Беседуя с детьми о музыке, я активизирую в их словаре такие определения как " музыка- спокойная, ласковая, задушевная, вдохновенная" или "музыка - задорная, искристая, радостная, игривая". Изучая симфоническую музыку, дети знакомятся со звучанием различных музыкальных инструментов и их названиями. Например, в ритмопластических этюдах по музыкальной сказке С. Прокофьева "Петя и волк", дети закрепили названия музыкальных инструментов симфонического оркестра- "флейта", "кларнет", "гобой", "фагот". Имея сложности произношения, не все дети могут обогатить свой словарный запас такими сложными словами, но показать на иллюстрации данный музыкальный инструмент, изобразить с помощью музыкально – игрового творчества, используя мимику, жесты характер и жанр музыки не только возможно, но и очень интересно для детей.
Работа по развитию речи вообще, и по развитию интонационной выразительности в частности, очень трудна, но крайне необходима. И легче, интереснее ее проводить, интегрируя с театрализованной деятельностью. Именно интеграция позволяет развивать   индивидуальные способности  и становление самостоятельной художественно – речевой деятельности детей, развитие их творческих способностей.
Развивая творческие способности детей совместно с педагогами, объединяя наши усилия, мы не ставим задачи сделать из них художников, артистов или музыкантов. А ведь в последующей их жизни  перед каждым из них откроется возможность творческого труда. И очень важно, чтобы ребенка  не покидала эмоциональная отзывчивость, восхищение прекрасным, эстетическое отношение к окружающей действительности.

 

Просмотров: 1715
Категория: По направлениям » Для детского сада » Театр с детьми




Другие новости по теме:

  • Попова Ольга Владимировна. Развитие диалогической речи детей посредством использования элементов театрализованной деятельности
  • Царева Ольга Владимировна. Опыт работы на тему: «Развитие речи детей раннего возраста посредством театрализованной деятельности»
  • Паншина Татьяна. «Театрализованная деятельность как средство формирования и развития речи у детей с ограниченными возможностями здоровья» (дети-инвалиды дошкольного возраста, занимающиеся на дому)
  • Лисенкова Светлана Александровна. ВЛИЯНИЕ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
  • Хизбуллина Резида Мухаметханифовна. «Развитие речи детей посредством театрализованной деятельности»
  • Лаврова С. Г.. «Развитие речи детей среднего возраста посредством театрализованной деятельности».
  • Фарахтдинова Зульфия Равиловна. Речевое развитие детей 4-5 лет. Рекомендации по развитию речи ребенка в семье. Профилактика задержки речевого развития.
  • Широкова Наталья Александровна, Суворова Ирина Сергеевна. Развитие речи детей старшего дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности
  • Ломанова Ирина Александровна. Влияние театрализованной деятельности на развитие речи детей.
  • Зизевских Оксана Олеговна. Развитие речи детей раннего возраста посредством театрализованной деятельности
  • Рамазанова Рузиля Рафаильевна. Презентация «Развитие речи детей раннего возраста посредством театрализованной деятельности»
  • Родионова Ирина Алексеевна. Опыт работы «Развитие детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»
  • Демидова Нина Николаевна. Использование театрализованной деятельности в развитии коммуникативных навыков детей с нарушением речи
  • Казимирова Наталья Владимировна. Обогащение речи дошкольника и формирование способности к театрализованной деятельности через средства устного народного творчества.
  • Чуканова Марина Сергеевна Полкунова Вера Михайловна Щербинина Марина Фёдоровна. «Развитие речи детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности»
  • Евсюкова Людмила Яковлевна. Активизация связной речи детей второй младшей и средней группы в процессе театрализованной деятельности
  • Хохлова Наталья Анатольевна. Педагогическая идея «Использование сказочных персонажей и театрализованной деятельности в воспитании и обучении детей дошкольного возраста»
  • Ситнова Ольга Евгеньевна. Роль театрализованной деятельности в развитии связной диалогической и монологической речи у детей дошкольного возраста
  • Куприкова Марина Владимировна. Развитие коммуникативных навыков ребенка посредством театрализованной деятельности
  • Подольная Ирина Васильевна. Проект «... Нам нужно, чтобы наши дети об этом помнили, как мы…»: в рамках осуществления проектной деятельности для детей различными стартовыми возможностями
  • Кирьян Лидия Борисовна. Консультация для родителей «Развитие речи дошкольников посредством разных видов музыкальной деятельности»
  • Пичугина Ирина. Влияние развития мелкой моторики руки на развитие речи детей (рекомендации для родителей)
  • Полина Евдокимова. Влияние театрализованной и музыкальной деятельности на психологическое развитие ребенка
  • Шаповалова Татьяна Анатольевна. Опыт работы воспитателя комбинированной группы ДОУ «Развитие речи детей дошкольного возраста в процессе проектной деятельности»
  • Иванова Светлана Олеговна. План — конспект образовательной деятельности по развитию речи Тема: «Развитие словесного творчества у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения сочинению сказок»
  • Цуцурина Светлана Анатольевна. Активизация мыслительной деятельности в процессе развития речи детей (из опыта работы)
  • Занина Любовь Викторовна. «Художественно-эстетическое развитие детей младшего дошкольного возраста в процессе театрализованной игры».
  • Федосова Елена Александровна. Проект «Развитие коммуникативных способностей детей средствами театрализованной игровой деятельности»
  • Закутаева Лидия Алексеевна. Педагогическая статья «Театрализованная деятельность как средство формирования и развития речи у детей с ОВЗ».
  • Габайдуллина Алена Владимировна. Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в коллективной театрализованной деятельности



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь