Занина Любовь Викторовна. «Художественно-эстетическое развитие детей младшего дошкольного возраста в процессе театрализованной игры».

«Художественно-эстетическое развитие детей младшего дошкольного возраста в процессе театрализованной игры».«Художественно-эстетическое развитие детей младшего дошкольного возраста в процессе театрализованной игры».

Занина Любовь Викторовна-- воспитатель, СП детский сад «Тополек» ГБОУ СОШ №8 п.г. т. Алексеевка г. Кинель г.о. Кинель Самарской области

Современная социально-экономическая и политическая ситуация в стране выдвигает множество проблем, в том числе и проблему «Художественно-эстетического развития детей младшего дошкольного возраста в процессе театрализованной игры». Каждый год в детский сад приходят разные дети: смышленые и не очень, контактные и замкнутые. Но всех их объединяет одно – они удивляются и восхищаются всё меньше и меньше, интересы их однообразны: машинки, куклы Барби, у некоторых игровые приставки, планшеты. Как же разбудить их души? В этом, я думаю, должна помочь игра. Игра связывает друг друга между собой, детей с взрослыми в единое целое. Размышляя над этим, я пришла к выводу, что помочь могут театрализованные игры. Вся жизнь детей насыщена игрой. В игре ребенок не только получает информацию об окружающем мире, законах общества, о красоте человеческих отношений, но и учится жить в этом мире, строить свои отношения, а это требует творческой активности личности (внимания, воображения, памяти, хорошо развитой речи, мимики), то есть умение держать себя в обществе. А наше общество сейчас особенно нуждается в активных и творческих людях. И это как никогда сейчас актуально. А родители воспитанников в силу своей занятости, экономической ситуации в стране недостаточно уделяют времени воспитанию и развитию своих детей перекладывая все «на плечи» детского сада. А для современного этапа развития системы дошкольного образования характерны поиск и разработка новых технологий обучения и воспитания детей. При этом в качестве приоритетного используется деятельностный подход к личности ребенка. Одним из видов детской деятельности, широко используемой в процессе воспитания и всестороннего развития детей, является театрализованная, которая в полной мере позволяет реализовывать принципы природосообразности и культуросообразности воспитания.

 

Согласно федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования художественно-эстетическое развитие предполагает: развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей. Учеными установлено, что дошкольный возраст является сензитивным к театральному искусству (Л. С. Выготский), а театрализованная игра является ведущим видом деятельности детей данного возраста.

Театрализованная игра — одна из самых демократичных, доступных для детей видов деятельности, она позволяет решать актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием памяти, воображением, мышлением, фантазии, инициативности и т.д. Занятия театрализованной деятельностью не только знакомят детей с миром прекрасного, но и пробуждают в них способность к состраданию, сопереживанию, активизируют мышление, воображение, а главное — помогают психологической адаптации ребенка в коллективе.

В театрализованных играх развиваются различные виды детского творчества: художественно-речевое, музыкально-игровое, танцевальное, сценическое, певческое.

Так же театрализованная деятельность создает условия для социализации ребенка, усиливая при этом его адаптационные способности, коррегирует коммуникативные отклонения, помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, значимости, возникающих в результате выявления скрытых талантов.

Нами сделана подборка различных видов театра: би-ба-бо, пальчиковый, кукольный, плоскостной театр, театр на фланелеграфе. Особенно наши дети любят ростовых кукол нашего мини-музея «По дорогам русских народных сказок».

Наши воспитанники осваивают постепенно разные виды кукол (сначала пальчиковые, куклы-рукавички, куклы за ширмой и на фланелеграфе), а затем начинают осваивать и ростовые куклы в мини постановках по русским народным сказкам.

Театрализованная игра позволяет ребенку раскрыться, он перестает

бояться говорить и стесняться, чувствовать себя уверенно-это же не он говорит, о его герой.

В работе с детьми используем: многоперсонажные игры-драматизации по сказкам о животных и волшебных сказок ( «Заюшкина избушка», «Зимовье зверей», «Лиса и волк», «Гуси-лебеди», «Теремок» и т.д.); игры-драматизации по текстам рассказов на темы «Дети и их игры», «Ребята и зверята», «Труд взрослых»; постановка спектакля по произведению.

За счет освоения театрализованной игры у детей расширяется игровой опыт, связная речь, улучшается интонационная выразительность, появляются умения, направленные на позитивные взаимодействия с другими участниками игры. Так же умение договариваться, разрешать конфликтные ситуации самостоятельно.

Для эффективного влияния театрализованной деятельности на развитие детей необходима скоординированная деятельность воспитателя и родителей каждого ребенка.

Родители наших воспитанников находятся не только в роли сторонних наблюдателей или обычных зрителей, напротив, они активно привлекаются к работе над театрализацией. Ими оказывается помощь в изготовлении кукол различных театров, декораций.

Так, с помощью родителей наших воспитанников в нашей группе был организован мини-музей «По дорогам русских народных сказок», который непосредственно способствует художественно-эстетическому развитию наших детей в процессе театрализованной игры.

Как и положено настоящему музею у нас есть хранитель. Хранителем музея является кот Баюн (интерактивная игрушка, похожая на живого кота, моргает глазками, мяукает, умывается, переворачивается с животика на спинку и обратно), увидев его дети думают, что кот действительно живой, при прикосновении к нему он начинает мяукать. Бабушка-Забавушка — хозяйка музея (педагог, хозяйка группы, наряженная в традиционный русский костюм, причем костюмы меняются), которая приглашает к себе в гости детей и является ведущей тематических НОД, досугов и развлечений. Также на правах хозяйки музея она приглашает в гости и воспитанников других групп.

В музейной атмосфере ребенок впервые начинает постигать язык искусства, приобщаться к красоте, добру, ценностям доставшимся нам по наследству, ценностей и норм национальной культуры как в процессе непосредственно образовательной деятельности в музейном пространстве так и в свободной деятельности и в ходе образовательной деятельности в режимные моменты.

В музее дети не просто могут услышать русские народные сказки, но и сами принять участие в театрализованной деятельности, так как, имеются разные виды театров и атрибутика к ним и в том числе ростовые персонажи сказок (лиса и колобок, медведь и Маша и т.д.), изготовленные при активном участии родителей воспитанников. Знакомясь со сказками, дети имеют возможность познакомиться и с русским бытом, покрутить прялку, заглянуть в русскую печь, потрогать лампадку, чугунки, узнать, как в старину в кадушке замешивали тесто и выпекали хлеб в русской печи. Здесь же воспитанники знакомятся с традиционными элементами русского народного костюма (рубаха, сарафан, какошник, фартук, платок, партки, кушак) и традиционными русскими народными инструментами (ложки, трещетки, рубель, бубен, коробочка, балалайка, гармонь, домра, свирель, сапелка).

Мини-музей помогает в реализации задач образовательной программы детского сада и интеграции разных образовательных областей ( «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие») а, также разных видов детской деятельности (изобразительная деятельность: рисование, аппликация; восприятие художественной литературы и фольклора; познавательно-исследовательская деятельность реализация проектной деятельности).

Мини-музей интерактивен и деятельный так, как предоставляет воспитанникам возможность реализовать себя в разных видах детской деятельности (использовать экспонаты в сюжетно-ролевых играх, создавать поделки и включать их в общую экспозицию и т. д.).

Экспозиции мини-музея постоянно дополняются и обновляются экспонатами, разными по форме, содержанию, размерам, отражающими историческое, природное и культурное разнообразие окружающего мира с учетом возрастных особенностей детей группы. Так же предусматривается организация работы с детьми по ознакомлению их с культурным наследием

нашего региона и других народов, что способствует развитию толерантности и формированию чувства патриотизма.

А в результате тесного взаимодействия детского сада с семьями воспитанников у родителей вырастает интерес к проблемам развития игровой деятельности у детей, родители активно посещают открытые мероприятия, родительские собрания, консультации, и что особенно важно испытывают огромное желание играть с детьми.

Просмотров: 854
Категория: По направлениям » Для детского сада » Театр с детьми




Другие новости по теме:

  • Старова К. В. Конспект НОД по музыкальной деятельности «Технология проектирования, как средство развития музыкально-творческих способностей детей старшего возраста «Так чудесно в космосе!»
  • Широкова Наталья Александровна, Суворова Ирина Сергеевна. Развитие речи детей старшего дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности
  • Пилипенко Ольга Владимировна. Описание педагогического опыта: «Художественно – речевое развитие детей с нарушением зрения путём интеграции различных видов деятельности»
  • Сенокосова Наталья Николаевна. Развитие познавательно-речевой активности детей младшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности
  • Сафронова Ю. В. Конспект НОД «Художественно – эстетическое развитие» (раздел «Лепка») для детей подготовительной группы по теме: «Русская народная игрушка», «Дымковский конь».
  • Подольная Ирина Васильевна. Проект «... Нам нужно, чтобы наши дети об этом помнили, как мы…»: в рамках осуществления проектной деятельности для детей различными стартовыми возможностями
  • Родионова Ирина Алексеевна. Опыт работы «Развитие детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»
  • Сольская Ирина Вячеславовна. Опыт работы «Формирование интереса к изобразительной деятельности детей 2 – 3 лет в процессе художественно – творческой деятельности»
  • Петрунина Юлия Алексеевна. Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредством игр через разные виды детской деятельности
  • Щигарцова Ирина Юрьевна. Развитие выразительности речи посредством использования разных видов театрализованной деятельности
  • Титова Наталья Александровна. Развитие художественно — творческих способностей в продуктивной деятельности детей младшего дошкольного возраста.
  • Шаповалова Татьяна Анатольевна. Опыт работы воспитателя комбинированной группы ДОУ «Развитие речи детей дошкольного возраста в процессе проектной деятельности»
  • Абрамова Ольга Николаевна. Развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности
  • Н.Н. Нарцызова, С.А. Курбанова. Развитие театрализованной деятельности детей средствами макетирования для старшего дошкольного возраста
  • Анжела Анатольевна Винюкова. Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста в процессе различных видов деятельности
  • Федоренко Раиса Михайловна. Досуг для детей и родителей с элементами театрализованной деятельности «Игра — путешествие по сказкам с Буровичком»
  • Габайдуллина Алена Владимировна. Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в коллективной театрализованной деятельности
  • Соболева Юлия Николаевна. Организация предметно-пространственной развивающей среды, как условие развития интереса детей дошкольного возраста к театрализованной деятельности.
  • Глушкова Ольга Ивановна, Романова Венера Насибулловна. «Речевое развитие детей дошкольного возраста через разные виды деятельности»
  • Иванова Светлана Олеговна. План — конспект образовательной деятельности по развитию речи Тема: «Развитие словесного творчества у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения сочинению сказок»
  • Бычкова Тамара Юрьевна. Сказка как один из видов игровой деятельности в процессе формирования и развития личности ребёнка.
  • Егорова Наталия Виталиевна. Конспект образовательной деятельности. Рисование. Интеграция. Познавательное развитие. Младшая группа. На тему: «Осенние листочки»
  • Паншина Татьяна. «Театрализованная деятельность как средство формирования и развития речи у детей с ограниченными возможностями здоровья» (дети-инвалиды дошкольного возраста, занимающиеся на дому)
  • Цалко М. А., Белкина В. А. Тарунина Е.Л.. Конспект ООД в средней группе «Развитие эмоциональной сферы детей средствами театрализованной деятельности». «Сказка о глупом мышонке»
  • Царева Ольга Владимировна. Опыт работы на тему: «Развитие речи детей раннего возраста посредством театрализованной деятельности»
  • Могилюк Наталья Владимировна. Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста по художественно-эстетическому развитию на тему: «Космос — это весело!»
  • Федосова Елена Александровна. Проект «Развитие коммуникативных способностей детей средствами театрализованной игровой деятельности»
  • Лаврова С. Г.. «Развитие речи детей среднего возраста посредством театрализованной деятельности».
  • Лисенкова Светлана Александровна. ВЛИЯНИЕ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
  • Юсупова Елена Михайловна. Опытно – экспериментальная деятельность «Развитие творческой исследовательской активности детей первой группы раннего развития в процессе детского экспериментирования»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь