Составила: воспитатель Сольская Ирина Вячеславовна 2019г.
Актуальность проблемы.
Согласно ФГОС дошкольного образования одной из приоритетных задач дошкольного образования является создание благоприятных условий развития детей, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми. Появляясь на свет, ребёнок приобретает многообразие зрительных, слуховых, осязательных ощущений и эмоций. Малыш способен целостно воспринимать окружающий мир, интуитивно чувствуя его, и эмоционально сопереживать всему увиденному и услышанному. Это чувственное восприятие мира особенно развито у ребёнка в раннем возрасте, оно захватывает и полностью поглощает его, направляет к созиданию и поисковой деятельности, раскрывая творческие способности, присущие каждому ребёнку без исключений.
Н.А. Ветлугина определила детское творчество как «первоначальную ступень в развитии творческой деятельности. Вместе с тем творчество ребёнка способно доставить удовольствие своей непосредственностью, свежестью выражения. В своём художественном творчестве ребёнок открывает новое для себя, а для окружающих – новое о себе».
Л.С. Выготский писал: «Обучить творческому акту нельзя, но это вовсе не значит, что нельзя воспитателю содействовать его образованию и проявлению». Он отмечал, что изобразительная деятельность – самый первый, самый доступный и привлекательный для маленьких детей вид творческого труда. Умелое и тактичное руководство изобразительной деятельностью помогут развить способности ребёнка. Известно, что творчество в раннем возрасте способствует развитию фантазии, образного мышления и мелкой моторики, воспитывает художественный вкус и чувство цвета, обогащает внутренний мир и помогает раскрыть таланты, заложенные природой. Дети воспроизводят в рисунке, лепке то, что восприняли ранее, с чем они уже знакомы.
Большей частью дети создают рисунки и другие работы по представлению или по память. Наличие такого рода представлений даёт пищу работе воображения. Формируются эти представления в процессе непосредственного познания объектов изображения в играх, на прогулках, специально организованных наблюдений и т.п. О многом дети узнают из рассказов, из художественной литературы. В процессе самой деятельности представления детей о свойствах и качествах предметов уточняются. В этом участвуют зрение, осязание, движения рук. Занимаясь рисованием, лепкой дети узнают разные материалы (бумага, краски, пластилин и др.), знакомятся с их свойствами, выразительными возможностями, приобретают навыки работы с ними. Дети усваивают также опыт работы с некоторыми орудиями человеческой деятельности (карандаш, кисть). А как известно, овладение этими действиями способствует умственному развитию детей.
Как утверждают многие педагоги – все дети талантливы. Поэтому необходимо вовремя заметить, почувствовать эти таланты и постараться, как можно раньше, дать возможность детям проявить их на практике, в реальной жизни. Развивая с помощью взрослых художественно – творческие способности, ребёнок создаёт новые работы. Чем больше ребёнок видит, слышит, тем значительнее и продуктивнее станет деятельность его воображения. Чем больше ребёнок видит, слышит, тем значительнее и продуктивнее станет деятельность его воображения. Малышам не хватает уверенности в себе, воображения, самостоятельности в продуктивных видах деятельности. Для решения этой проблемы стала изучать методическую литературу учёных, психологов, педагогов по развитию детского творчества и воспитанию интереса к изобразительной деятельности.
Для себя я чётко выделила критерии руководства изобразительной деятельности, такие как: знание особенностей творческого развития детей, их специфику, умение тонко, тактично, поддерживать инициативу и самостоятельность ребёнка, способствовать овладению необходимыми навыками. Цель. Формирование интереса у детей 2-3 лет к изобразительной деятельности.
Задачи. Обучающие: рисование — учить следить за движениями карандаша по бумаге, различать цвета, правильно называть их, рисовать разные линии (длинные, короткие, вертикальные, горизонтальные, наклонные), учить бережно относиться к материалам, правильно их использовать, учить держать карандаш и кисть свободно. Лепка – учить аккуратно пользоваться материалами, учить отламывать комочки пластилина от большого куска, лепить палочки и колбаски, соединять концы палочки, учить раскатывать комочки пластилина круговыми движениями, учить соединять две вылепленные формы в один предмет. Развивающие: развивать восприятие детей, обогащать их сенсорный опыт путём выделения формы предметов, обведения их по контуру поочерёдно то одной, то другой рукой. Развивать эстетическое восприятие окружающих предметов. Воспитательные: воспитание эмоциональной отзывчивости при восприятии произведений изобразительного искусства. Воспитание желания и умения взаимодействовать со сверстниками при создании коллективных работ.
Ожидаемый результат.
- На занятиях по лепке дети научились: работать с пластилином, отламывать от большого комка маленькие кусочки, скатывать большие и маленькие шарики между ладоней круговыми движениями, расплющивать на картоне маленькие шарики пальцем сверху (метод налепа), сплющивать шарик между ладоней, раскатывать брусок на дощечке прямыми движениями рук вперёд – назад, соединять концы «колбаски» в виде кольца, объединять две вылепленные формы в один предмет.
- На занятиях по рисованию дети научились: правильно рисовать карандашами линии и предметы округлой формы, равномерно наносить точки и мазки пальчиками и поролоном, делать отпечатки ладонью и доводить их до определённого образа. Содержание. Свою работу начала с сентября месяца с детьми 2-3 лет и проводила её в течение шести месяцев. В целях повышения качества работы по ознакомлению детей с изобразительной деятельностью использовала педагогические технологии: личностно – ориентированное взаимодействие воспитателя с детьми, игровые технологии. Реализация задач художественного творчества детей осуществлялась через интеграцию детских виды деятельности: познавательно – исследовательскую деятельность, коммуникативную, продуктивная.
Художественную деятельность дети осваивают постепенно. Задача взрослых – создать условия для её развития, заметить и поддержать к ней интерес ребёнка. На данном возрастном этапе главное – это интерес, удовольствие и радость малыша от процесса. Важен эмоциональный отклик ребёнка, стремление действовать с красками и пластилином. Новизной своей работы считаю, что продуктивная деятельность по формированию интереса у детей проводилась в основном в коллективной форме. В своей работе с детьми на занятиях по изобразительной деятельности я знакомила их с основными приёмами работы с различными материалами. Я предлагала рисовать не только карандашами, фломастерами и кистью, но и пальцами (зёрнышки для курочки), кусочками поролоновой губки. Учились рисовать на бумаге разных размеров и цветов (например рисовали пальчиком снежинки на синем фоне). В самостоятельной деятельности, располагая листы бумаги на полу, дети имели возможность для разнообразных действий, рисуя рядом, друг с другом. Дети по желанию выбирали для рисования карандаши, мелки, фломастеры. В такой ситуации создаются благоприятные условия для налаживания совместной деятельности, подражания действиям друг друга. На занятиях по рисованию я использовала заготовки, например, вырезала фигурки ёлочек и дети дорисовывали пальчиком шарики. Вырезала полянку, раскрашивала её в зелёный цвет, а дети поролоном в форме цветочка делали печатки цветов.
С помощью приёма примакивания дети поролоном делали окошки для теремка. В ходе занятий я побуждала детей к целенаправленному изображению предметов, используя игровые сюжеты. Предлагала детям помочь кукле Маше раскрасить наряды для её подружек. Дети рисовали пальчиками горошек на платьице, дорисовывали стебелёчки для цветов. Вместе с детьми мы рисовали букет для мамы ладошками. Дети опускали ладошки в краску и прикладывали к листу бумаги, где были нарисованы стебельки. В процессе занятий пластилином дети овладевают разнообразными приёмами лепки: раскатывают, скатывают, сплющивают комочки, отщипывают кусочки и прилепляют детали, создавая плоские и объёмные формы. На занятиях по лепке я вплетала игровые сюжеты, используя изготовленные из пластилина предметы (орешки для белочки, печенье для кукол и т.п.). Что бы дети эмоционально настроились, я читаю им стихотворение по теме. Так же на занятиях я знакомила детей с пластилинографией: дети отщипывали небольшой кусочек пластилина белого цвета и скатывали шарик круговыми движениями, полученный шарик слегка прижимали к синей основе пальчиком – сплющивали. В результате получилась лепная картина с изображением падающего снега. Из пластилина жёлтого цвета мы с детьми делали солнышко. Учились из трёх шариков составлять одну композицию (гусеница). Занятия я провожу с подгруппами – это позволяет уделить внимание каждому ребёнку, правильно посадить, добиться правильного использования материала, помочь если что – то не получается. В индивидуальной работе я познакомила детей с элементами аппликации. Вместе с детьми мы рассматривали бумагу (лёгкая, тонкая, цветная, красивая, рвётся, приклеивается) и на этой основе я учила детей создавать из кусочков рваной и комков мятой бумаги солнышко.
Так же в индивидуальной работе с детьми осваиваем приём вдавливания пробками от пластиковых бутылок ( «Разноцветный коврик»). Навыки работы с пластичными материалами усваиваются маленькими детьми быстро, нужно только заинтересовать малышей, показать, как нужно действовать. В группе я создала уголок сенсорного развития, в котором находятся дидактические игры по развитию мелкой моторики рук ребёнка. Среди них прежде всего крупные красочные игрушки и игры, такие как: «Чудесная шнуровка», «Логический кубик», «Крупная мозаика», «Вкладыши», «Застегайки», «Пирамидки», «Весёлые прищепки», «Найди по цвету» и др. Также я оформила уголок по изобразительной деятельности: собрала различные необходимые изобразительные материалы для этого возраста: гуашь шести цветов, бумага, цветные карандаши, доска для рисования фломастерами и мелками, чтобы дети могли с ними действовать под руководством воспитателя в любое время, фломастеры, пластилин, кисти, стеки, трафареты, поролоновые тампоны и др. Игры с красками предполагают совместное творчество взрослого и ребёнка. Успех работы дошкольников во многом зависит от взаимодействия с родителями. Чем теснее это взаимодействие, тем успешнее становится ребёнок. Регулярно организую тематические выставки детских работ. Родители имеют возможность познакомиться с творчеством своих детей – с одной стороны, а с другой стороны – повышается их интерес к продуктам художественного творчества. Для родителей я проводила консультацию на тему: «Как помочь ребёнку освоить азы рисования», так же оформила папку передвижку для родителей «Рисуем пальчиками». В выставках, организуемых в ДОУ (Осенние фантазии», «Новогодняя игрушка»), родители изготавливают поделки совместно с детьми. Такие совместные работы приносят много радости детям. Дети с удовольствие рассказывают о том, что они сделали и как. Изобразительная деятельность способствует развитию у ребёнка: мелкой моторики и тактильного восприятия; пространственной ориентировки на листе бумаги; глазомера; внимания и усидчивости; изобразительных навыков и умений; наблюдательности и эстетической отзывчивости. Дети с удовольствием выполняют такие задания, ведь они им по силам, и результат своей работы малыши видят сразу. Свою работу по изобразительной деятельности продолжу с детьми в младшей группе.
Тематическое планирование. № Месяц Рисование Лепка 1. Сентябрь 1. «Мой чудесный детский сад». 2. «Лучики для солнышка» 3. «Осени живая красота» 4. «Волшебные палочки» 1. «Знакомство с пластилином» 2. «Печенье для кота» 3. «Мыльные пузыри» 4. «Маленькие змейки» 2. Октябрь 1. «Дождик» 2. «Волшебная кисточка» 3. «Волшебные пальчики» 4. «Лесенка» 5. «Вырастим цветочки» 1. «Подсолнух» 2. «Баранки» 3. «У ежа иголки» 4. «Зёрнышки для птички» 5. «Огурец» 3. Ноябрь 1. «Зёрнышки для курочки» 2. «Погремушка» 3. С чем приходит к нам зима?» 4. «Спрячем зайку» 1. «Яблочко» 2. «Платье в горошек» 3. «Солнышко для мамы» 4. «Конфеты» 4. Декабрь 1. «Рукавички» 2. «Цветок» 3. «Мыльные пузыри» 4. «Солнышко лучистое» 1.» Разноцветные кружочки» (вырезывание крышечками) 2. «Цветные карандаши» 3. «Колобок» 4. «Самолёт» 5. Январь 1. «Украсим ёлочку шарами» 2. аппликация «Солнышко» 3. «Цветочная поляна» (примакивание поролоном) 4. «Разноцветные мячи» 1. «Гусеница» 2. «Снег идёт» 3. «Красивый ковёр» (вырезание кружочков из крышечек) 4. «Пушистые тучки» 6. Февраль 1. «Ветерок подуй слегка» 2. «Ветерок подул слегка» 3. «Вот какие ножки у сороконожки» 4. «Вот ёжик – ни головы, ни ножек» 1.аппликация «Пушистая тучка» 2. «Пушистые тучки» 3. аппликация «Пушистая тучка» 4. «Вот какие ножки у сороконожки» 7. Март 1. «Снежок порхает, кружится» 2. «В лесу родилась ёлочка» 3. «Вкусные картинки» 4. «Баранки – калачи» 1. аппликация «Снеговик – великан» 2. «Вкусное угощение» 3. «Колобок катится по дорожке и поёт песенку» 4. «Угощайся Мишка» 8. Апрель 1. «Вот какие у нас сосульки» 2. «Ручейки бегут, журчат» 3. «Вот какие у нас мостики» 4. «Вот какие у нас птички» 1. «Вот какие у нас сосульки» 2. «Вот какая у нас неваляшка» 3. «Вот какой у нас мостик» 4. «Вот какой у нас салют» 9. Май 1. аппликация «Шарики воздушные, ветерку послушные» 1. «Шарики воздушные, ветерку послушные» Заключение. Задача взрослых состоит в том, чтобы внимательно относиться к естественным проявлениям ребёнка и не ограничивать его; обеспечивать условия для творческой самореализации; уважать позицию ребёнка в решении художественных задач и давать свободу выбора; удовлетворять потребность ребёнка в новых знаниях, умениях, навыках – т.е. использовать различные техники и материалы; научиться взрослому, делать не за ребёнка, а вместе с ним и доверять ему то, с чем он вполне может справиться сам.
|