Бурдукова Елена Алексеевна учитель-логопед
Формирование грамматического строя речи длительный и трудоемкий процесс. В своей работе я применяю тематический принцип подбора материала. Такая концентрация на определенной теме, своеобразная «лексическая замкнутость» позволяет формировать у детей обобщенные понятия, детально проработать тему, пополнить словарь, развивать грамматические навыки.
Развитие речи и речевое общение дошкольников осуществляется лучше в процессе игры. Игра – единственная форма деятельности ребенка, которая во всех случаях отвечает его организации. С помощью игры можно корректировать, улучшать, развивать в детях важные психические свойства, человеческие личностные качества. Играя, ребенок самостоятельно решает разнообразные мыслительные задачи, описывает предметы, выделяет их характерные признаки, находит сходство и различие, отгадывает по описанию, группирует предметы по различным свойствам.
Дидактические игры – эффективное средство закрепления грамматических навыков, они закрепляют изменения в образовании слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь. Учитывая это, мною были определены задачи по формированию грамматических категорий:
- выявить особенности развития грамматики у детей дошкольного возраста;
- разработать педагогическую технологию коррекции грамматического строя речи, основанную на использовании игровых приемов, дидактических игр;
- знакомить детей с новыми грамматическими категориями и целенаправленно отрабатывать на каждой лексической теме, используя большое количество упражнений;
- поддерживать интерес к занятию и лексико-грамматическому материалу, что позволяет добиться значительного обучающего эффекта;
- включать в работу воспитателей и родителей.
В процесс коррекционной работы были намечены основные направления:
- правильное образование множественного числа существительных;
- образование форм повелительного наклонения глаголов (спой, спляши, попрыгай);
- правильное образование притяжательных и относительных прилагательных;
- согласование существительных с прилагательными, числительными, местоимениями;
- использование предлогов;
- правильное построение простых сложносочиненных и сложноподчиненных предложений;
- формирование навыков связного высказывания.
На первом этапе работы использую игрушки, конкретные предметы. При рассматривании обращаю внимание детей не только на название предмета, но и название его частей. Ввожу приемы, помогающие выделять признаки предметов, сравнивать их. Затем перехожу к работе с разрезанными картинками, на которых изображены животные, мебель, посуда. При складывании картинки, дети называют составные части. Это помогает им лучше запомнить каждую деталь предмета, развивает внимание, память. Для наибольшей эффективности дидактических игр и упражнений соблюдались следующие условия:
- систематичность проведения;
- распределение их в порядке нарастающей сложности;
- подчинённость заданий выбранной речевой цели;
- чередование и вариативность игр и упражнений.
Дидактические игры (лото "Мебель", "Одежда", "Игрушки", "Фрукты", «Овощи»), "использую при формировании умения классифицировать предметы. Когда дети усвоили, материл, провожу игры "Кто скорее соберет?" «Во саду ли, в огороде» — цель которых развивать умение соотносить предметы, обобщать их.
В игре " Из чего сделано?" дети называют металлические, бумажные, деревянные и другие предметы. Также дети учатся закреплять согласование прилагательных с существительными, в игре «Какого цвета?», «Сладкоежка».
Много игр проводим по лексическим темам «Животные и птицы». Игра «Веселые прятки» -помогает решать несколько задач: изучать и закреплять названия животных, упражнять в образовании качественных и притяжательных прилагательных: длинный, короткий, пушистый, лисий, волчий и т.д., в умении использовать цвета и оттенки. В игре «Приготовим угощение» — дети учатся правильно употреблять существительные в творительном падеже. В игре «Чей малыш?» «Папа, мама, я» (дети уточняют названия животных и их детенышей в единственном и множественном, образование уменьшительно- ласкательных существительных. Также дети образовывают звукоподражательные глаголы (ворона карр-карр – каркает, петух кукареку – кукарекает, поросенок хрю-хрю – хрюкает). На завершающем занятии дети составляют описательные рассказы по определенной теме.
Цель игры "Что знаешь, расскажи" – обогащение словаря детей прилагательными, глаголами и наречиями. Предлагаю детям рассказать все, что они знают про котенка: маленький, шустрый, пушистый, черный, ласковый, озорной, усатый; подбирает глаголы: прыгает, подкрадывается, мурлычет, мяукает, кусается, царапается; называет (наречия или прилагательные), характеризующие погоду, во время которой котенок отправился погулять: жарко (жаркая), холодно (холодная), пасмурно (пасмурная), ветрено (ветреная), солнечно (солнечная). После знакомства детей с предлогами провожу игру "Найди котенка".
Цель: закрепление и дифференциация предлогов пространственного значения.
Для детей характерно отсутствие четких временных представлений. Они путают названия и последовательность месяцев, у них нет четких представлений о частях суток. Для уточнения понятий я использовала игру "Когда это бывает?" Игровую ситуацию создает вопрос – загадка: "Кто узнает, когда это бывает?"
Игра "Было – будет" способствует уточнению представлений о прошлом, настоящем и будущем. Предлагаю детям послушать короткие стихи и отгадать, было это или будет, таким образом, упражняя их в употреблении глаголов.
Есть целый ряд игр, которые формируют умение найти нужное слово: "Дополните предложение", "Скажи по-другому". Цель этих игр – научить подбирать слова, близкие по значению. Затем проводится игра «Дружная семейка» дети учится образовывать однокоренные слова.
Очень любят играть в игру «Один — много», где дифференцируют единственное и множественное число существительных, а также учимся соотносить цифры со счетом. В игре «Жадина» дети согласуют притяжательные местоимения с существительными. Особое внимание необходимо уделять умению образовывать разные формы глаголов, правильно спрягать глаголы по лицам и числам.
Играя с глаголами» (согласование существительных и глаголов) и следя за действием игрушки, дети учатся правильному образованию глаголов (лезла – залезла – вылезла; прыгнула – подпрыгнула; несла – принесла – унесла).
Закрепление глагольной лексики находит отражение в игре «Поваренок».
Ведется работа и над синтаксической стороной речи. Кроме составления простых предложений стараюсь научить детей составлять предложения с однородными членами. При знакомстве детей со сложными предложениями, сначала предлагаю детям составить предложения по образцу, самостоятельно придумать предложение по картинкам и демонстрируемым действиям. Для составления предложений со значением противопоставления использую пары картинок, на которых изображены противоположные сюжеты.
Знакомство детей с конструкцией сложноподчиненного предложения начинаю с рассказывания сказки А. Рыбакова "Про Потому и Почему?", показывая на фланелеграфе. Прошу детей проговаривать только первую часть предложения, затем вторую:
Почему колесо катится? – Потому что оно круглое.
Почему птица летит? – Потому что у нее есть крылья.
В конце добиваюсь, чтобы дети проговаривали предложение целиком.
Для составления сложносочиненных предложений использую игры "Подумай и скажи".
Был разработан перспективный план работы по формированию грамматического строя речи с использованием дидактических игр и игровых упражнений в соответствии с лексическими темами. Для закрепления полученных навыков были разработаны рекомендации воспитателям и родителям.
Таким образом, использование дидактических игр, создание различных игровых приемов у детей вызывают огромный интерес, оживление, радость, поддерживают положительный эмоциональный настрой. Применение игровых средств на занятиях в течение длительного времени позволяет удерживать работоспособность на высоком уровне даже у детей с неустойчивым вниманием.
Так же необходимо проводить соответствующую работу с родителями: разъяснения им значения работы по формированию грамматической правильности речи детей, осуществления контроля за детской речью, исправления грамматических ошибок. Важно рекомендовать родителям несложные дидактические игры, упражнения для закрепления навыков, которые являются предметом бучения в данный момент.
Комплексное решение задач обучения детей – обязательное условие развития всех сторон личности ребенка, в том числе и речи. Только при условии такого комплексного подхода к обучению детей грамматически правильной речи можно добиться значительных успехов в усвоении детьми трудных для них грамматических навыков уже на ступени младшего дошкольного возраста.
|