Хохлова Елена Юрьевна. Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи «Осеннее путешествие»

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи «Осеннее путешествие»

Пояснительная записка к занятию

Пробудить познавательный интерес к миру живой природы, обобщить и закрепить знания детей о сезонных изменениях вообще и об осени – в частности, совершить с детьми занимательное и, главное, познавательное «путешествия в осень», раскрывая перед ними это замечательное время года во всей его красе, этому способствовало занятие «Осень – золотая пора.

Это занятие, на котором дети повторяют, закрепляют и получают новые знания, активизируют словарь по теме. Занятие являлось обобщающим после проведения ряда тематических бесед, занятий по отдельным лексическим темам: «Овощи. Фрукты», «Перелетные птицы», «Грибы», с использованием схем, чтения художественной литературы об осени, разгадывание загадок, рассматривание иллюстраций об осени, заучивание стихотворений, разучивание пальчиковой гимнастики.

 

Скачать конспект

В процессе занятия осуществлялась интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие» (приобщение к элементарным нормам и правилам взаимодействия со взрослыми и сверстниками, эмоциональной отзывчивости, готовности к совместной деятельности…), «Познавательное развитие» (обобщение и уточнение представлений детей о времени года – Осень, формирование целостной картины мира, расширение кругозора), «Художественно-эстетическое развитие» (развитие художественного восприятия детей, отзывчивости на музыку, произведения искусства, художественное слово.), «Физическое развитие» (предупреждение утомляемости детей, формирование потребности в двигательной активности). И основным, конечно же, являлось «Речевое развитие» (развитие всех компонентов устной речи детей – диалогической и монологической форм, грамматического строя речи, связной речи, расширение словарного запаса). Дети рассказывали небольшие стихотворения и составляли рассказы об осени с использованием схем –описания, что способствовало развитию связной речи.

На занятии отрабатывались коррекционно-образовательные, коррекционно -развивающие и коррекционно -воспитательные цели. Занятие осуществлялось в соответствии с конспектом. Конспект составлен самостоятельно, в соответствии с задачами программы коррекционного развития, соответствующими данному возрасту детей. В соответствии с содержанием применялись наглядные, словесные, практические и игровые методы.

В процессе занятия были подобраны наглядные и игровые пособия, которые стимулировали и активизировали деятельность детей, побуждали к мыслительной деятельности (картинный, дидактический материал схемы -мнемотаблицы…) Дидактический материал был подобран с учетом возраста и возможностей детей, имеющих речевые нарушения. Вся словарная работа проводилась с опорой на наглядный материал, учитывался принцип доступности и последовательности предлагаемых сведений.

Использовалась музыка, которая усиливала эмоциональное восприятие детей, способствовала раскрепощению детей в процессе релаксационной паузы.

Для реализации каждой задачи были подобраны приемы, помогающие решить в интересной и занимательной форме программные задачи. Приемы, носили игровой и обучающий характер (задания, загадки детям предлагались на листьях от сказочного персонажа -Кот –Наоборот). Сюрпризный момент способствовал заинтересованности детей, побуждая детей к применению накопленного опыта.

В процессе занятия использовались разные формы организации детей, способствующие снятию утомляемости: беседа и игры, стоя и сидя на ковре, в кругу, выполнение заданий за столами, двигательные упражнения (имитация полёта листьев). Обязательно в занятие включила психогимнастику, игры на развитие мелкой моторики.

В соответствии с содержанием, старалась добиваться развёрнутых ответов. Привлекала к участию в беседе малоактивных детей. По результатам ответов детей делала выводы о направлении индивидуальной работы.

Цели:

Коррекционно-образовательные:

  • обобщать представления детей об осени как времени года, ее признаках;
  • уточнять представления детей о сезонных изменениях в жизни растений и животных;
  • продолжать учить детей отвечать на поставленные вопросы полными ответами, поощрять составление сложных предложений;
  • расширять и активизировать словарь детей;
  • развивать грамматический строй речи: совершенствовать умение детей образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами; согласовать прилагательных с существительными, согласовывать числительные с существительными, подбирать слова антонимы.

Коррекционно — развивающие:

  • развивать внимание, память, мышление;
  • улучшать общую моторику и координацию движений;
  • развивать художественное восприятие, отзывчивость на музыку, художественное слово;
  • упражнять в составлении рассказов по схеме.

Коррекционно — воспитательные

  • воспитывать чувство любви к родной природе;
  • приобщать к элементарным нормам и правилам взаимодействия со сверстниками;
  • воспитывать усидчивость, самостоятельность.

Оборудование: картинный материал по лексическим темам: «Ранняя осень», «Поздняя осень», «Перелетные птицы»; схемы- описание овощей, мнемотаблицы для составления стихов, схема для составления рассказа об осени, круги из цветного картона двух цветов (красный, зеленый); муляжи овощей и фруктов, корзинка, коробка, цифры от 1-5, картинка мудрый Ворон, мягкая игрушка кот, чудесный мешочек, шнурочки, мяч.

Ход.

1. Организационный момент.

Логопед: К нам в гости прилетел мудрый Ворон. (Выставляется картинка или игрушка.) Он очень хочет, чтобы вы ему рассказали об одном времени года, обо всем, что происходит в это время года. А вот о каком, вы узнаете, когда послушаете мое стихотворение.

2. Введение в тему: послушайте стихотворение:

Все деревья облетели,

Зеленеют только ели.

Днем и ночью дождик льет,

Грязь и лужи у ворот.

Когда это бывает? (Дети: Это бывает осенью).

Логопед: Правильно, это время года – осень. Вот мы и вспомним все, о чем или о ком мы говорили осенью. Но сначала, давайте вспомним названия осенних месяцев (Дети: сентябрь, октябрь, ноябрь)

Логопед: В старину месяца называли:

Сентябрь – рябинник, почему? (Дети: потому что в это время появляется рябина).

Октябрь – листопадник, почему? (Дети: потому что опадают листья).

Ноябрь – зимник, почему? (Дети: становится холодно, как зимой).

Пальчиковая гимнастика «Осень».

Солнышко греет уже еле-еле; (Поочерёдно соединяют, начиная с больших, пальцы обеих рук на каждую примету)

Перелётные птицы на юг улетели;
Голы деревья, пустынны поля,
Первым снежком принакрылась земля.
Река покрывается льдом в ноябре – (Руки сжимают в замок)

Поздняя осень стоит на дворе. (Разводят руками перед собой)

3. Основная часть.

Логопед: Ребята, вы слышите звук? По-моему это стук.

К нам пожаловали гости! Откроем дверь и войти попросим.

Логопед открывает дверь, за дверью мягкая игрушка кот с «чудесным мешочком».

Дидактическая игра: «Скажи наоборот»

Логопед: К нам в гости пожаловал еще один гость, это кот по имени -Наоборот. Скажешь коту «Большой дом, — ответит – Нет, маленький!» Скажешь коту «Глубокая река, — ответит – Нет, мелкая!». Ребята, а что ответит кот, если ему сказать:

Логопед.

Пасмурный день — … (Дети: солнечный день)

(Словосочетания: длинные ночи, холодная погода, ядовитые грибы, кислые ягоды, глубокие лужи, ранняя осень, грустное настроение).

(Дети. Нет, веселое настроение)

Психогимнастика «Грибок» (картинка грибка с мимикой, дети определяют его настроение и показывают)

Кот «уходит», забывая свой мешочек.

Развитие связной речи

Логопед. Ребята, кто может назвать какое сейчас время года?

(Дети: Поздняя осень).

Логопед. Правильно, поздняя осень. Но давайте поговорим сначала о ранней осени.

Логопед предлагает одному из детей рассказать стихотворение о ранней осени.

Ребенок: Мы по улицам идём – под ногами лужицы.

А над нашей головой все листочки кружатся.

Сразу видно на дворе: осень начинается,

Ведь рябинки там и тут красные качаются.

Логопед: Ребята, давайте вспомним и назовем приметы ранней осени.

Логопед выставляет на доску картину «Ранняя осень», дети называют приметы ранней осени по картине: листья разного цвета; листопад; птицы улетают в тёплые края; убирают урожай; дни становятся короче, а ночи длиннее; люди одеваются тепло; солнце; дождь…и т.д. (Можно использовать мяч)

Игра «Скажи ласково»

Ранняя осень доставляет нам много удовольствий. Давайте скажем ласково. Дождь -… (Дети: дождик) (Слова: сад, лужа, солнце, лист, дерево, туча и др.)

Логопед: Молодцы ребята! Пришла пора немного отдохнуть. Представьте себя осенними листочками. Логопед включает музыку и приглашает детей пройти на ковер.

Физкультминутка «Осенние листья»

Листья осенние тихо кружатся (Кружатся на цыпочках, руки стороны.)

Листья нам под ноги тихо ложатся (Приседают.)

И под ногами шуршат, шелестят, (Движения руками вправо, влево.)

Будто опять закружиться хотят. (Поднимаются, кружатся.)

Дети проходят за столы.

Логопед: Ребята, осень богата не только яркими красками, осенью собирают урожай овощей и фруктов.

Дидактическая игра «Расскажи об овощах»

На магнитной доске карточки с изображением помидора.

(Дети описывают овощи, используя схему-описание)

Логопед: А теперь я предлагаю собрать овощи и фрукты.

Дидактическая игра «Овощи и фрукты» (Дети раскладывают фрукты в корзину, овощи в коробку (муляжи))

Дидактическая игра «Посчитай овощи и фрукты».

(Цифры от 1 до 5. Логопед показывает цифру, ребенок берет картинку на столе и говорит, у меня 5 яблок, 3 лимона, 1 груша и т.д.)

Логопед: Дети, кажется кот- Наоборот забыл свой мешочек. Хотите узнать что в нем? Кот -Наоборот шепнул мне, что в мешочке интересная игра для вас, дети.

Игра «Волшебные шнурочки» (индивидуальная работа).

Логопед открывает мешочек и раздает детям разноцветные шнурки.

Логопед: Ребята, это волшебные шнурки, а вы – маленькие волшебники. Превратите шнурочки в свои любимые фрукты.

Дети выполняют задание, выкладывают на столах контуры фруктов из шнурочков.

Логопед: А теперь, давайте сложим наши «фрукты» обратно в мешочек.

Логопед: Ребята, мы с вами вспомнили, чем богаты поля, огороды и сады осенью – овощами и фруктами. А чем богат осенний лес?

(Дети: Грибами и ягодами). Давайте отправимся в осенний лес.

Игра «Съедобный – несъедобный»

Съедобный – дети поднимают зеленый кружок.

Несъедобный – дети поднимают красный кружок.

Слова для игры: боровик, сыроежка, мухомор, волнушка, клюква, волчья ягода, брусника, подберезовик, бледная поганка, опята, подосиновик, вороний глаз, лисичка.

Упражнение «Что можно приготовить из грибов и ягод?»

Логопед задает детям вопросы: «Что ты приготовишь из грибов, что ты приготовишь из ягод?». Дети начинают свой ответ со слов: «Из грибов я приготовлю…».

Логопед: Скоро белые метели
Снег поднимут от земли
Улетают, улетели
Улетели журавли…

Логопед выставляет картину «Перелетные птицы».

Логопед: Ребята, как называются птицы, которые улетают из наших краев осенью, а возвращаются весной? (Дети: Перелетные птицы).

Логопед: Дети, а теперь представьте, что каждый из вас превратился в перелетную птицу… Пусть каждый из вас скажет свое название.

Ответы детей. Похвала.

Логопед: Скажите, как улетают птицы?

(Дети: Вереницей, стаей, клином, поодиночке. (картинки))

Пальчиковая гимнастика «Кормушка».

Сколько птиц к кормушке нашей

прилетело? Мы расскажем… Ритмично сжимаем и разжимаем кулачки

Две синицы, воробей,

Шесть щеглов и голубей. Загибаем по одному пальчику, начиная с большого

Дятел в пестрых перышках

Всем хватило зернышек. Кулачки

Логопед: Посмотрите в окно! Не видно золотой листвы и веселого листопада. Ведь за окнами уже поздняя осень! Как еще можно назвать осень? (Дети: золотая осень, пасмурная, величавая, разноцветная, унылая).

Игра «Скажи со словом «осенний» (с выделением окончания голосом)

Небо (какое?) (Дети: осеннее), ветер (какой?) (Дети: осенний), погода (какая?) (Дети: осенняя), дождь (какой?) (Дети: осенний).

Логопед: Ребята, а хотите послушать, как стучит по стеклам осенний дождь

(Дети: Хотим.)

Логопед: Я предлагаю выйти, удобно сесть на коврик, закрыть глазки и внимательно слушать

Релаксация. Упражнение на расслабление «Осенний дождь».

Логопед: Ребята, давайте расскажем небольшие стихотворения об осени и осенних явлениях с помощью «говорящих» таблиц (мнемотаблицы).

Стихотворение «Осень» (приложение)

Стихотворение «Осенние деревья» (приложение)

Логопед: Вот какие замечательные стихи у вас получились.

А сейчас, ребята, я предлагаю вам выполнить последнее задание – составить рассказ об осени по схеме описание. (Приложение)

Логопед вызывает 2-х – 3-х детей, каждый из них составляет рассказ по схеме, вывешенной на доске.

4. Итог. Рефлексия.

Логопед: Ребята, как вы думаете, понравился ли мудрому Ворону наш рассказ об осени. А что ему понравилось больше всего?

Просмотров: 889
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развитие речи детей дошкольного возраста




Другие новости по теме:

  • Регаловская Татьяна Борисовна. Открытое занятие по развитию речи совместно воспитатель и логопед «Зима. Зимующие птицы»
  • Фарахтдинова Зульфия Равиловна. Консультация для родителей. Логопед – это страшно?
  • Главный Редактор. Дети – это счастье, дети – это радость
  • Антонова Татьяна Николаевна. Сценарий праздника для детей средней группы «КАК ДЕТИ СПАСЛИ ОСЕНЬ»
  • Александрова Вера Сергеевна воспитатель, Колпакова Алёна Николаевна учитель логопед, Кудрявцева Ирина Александровна воспитатель.. Игровой тренинг для родителей «Развитие фонематического слуха у детей с ОНР»
  • Воробьева Галина Алексеевна. Конспект логопедического развлечения «Как доктор Логопед зверятам помог»
  • Шарафутдинова Лилия Даннуровна. Эссе «Я- логопед»
  • Смольникова Наталья Юрьевна. «Эссе: «Моя профессия — логопед»
  • Митрюшина Анна Викторовна. Эссе «Моя профессия – учитель-логопед»
  • Смирнова Ольга Викторовна. Сценарий осеннего праздника с элементами фольклора для средней группы «Как дети Осень искали»
  • Маркова Марина Михайловна. Конспект с презентацией «Дети Войны — Дети без детства»
  • Учитель-логопед Сыроватко С.М., педагог-психолог Флорова Ю.А.. Опыт логопедической работы с аутичными детьми с применением метода канистерапии
  • Батищева Елена Яковлевна. Дети «липучки» и дети «Питер Пэны».
  • Бояршинова Валентина Александровна. Интегрированное занятие для детей 4-5 лет с нарушением зрения - «Ведь так не бывает на свете, чтоб были потеряны дети…»
  • Вербенко М. Б. Учитель-логопед Гуренко Е. Н. Музыкальный руководитель Резван Н. В. Учитель-дефектолог. Сценарий художественно-литературной композиции «ЭТОТ ДЕНЬ ПОБЕДЫ!»
  • Подольная Ирина Васильевна. Проект «... Нам нужно, чтобы наши дети об этом помнили, как мы…»: в рамках осуществления проектной деятельности для детей различными стартовыми возможностями
  • Богдан Ольга Ивановна, Романченко Светлана Сергеевна, Швед Ольга Викторовна, Мельник Марина Александровна. Проект «Вместе дружная семья – логопед, родители и я»
  • Жамсаранова Ханда Валериевна. Конспект занятия по развитие речи в подготовительной группе по теме «Осень. Приметы осени»
  • Паншина Татьяна. «Театрализованная деятельность как средство формирования и развития речи у детей с ограниченными возможностями здоровья» (дети-инвалиды дошкольного возраста, занимающиеся на дому)
  • Петухова Татьяна Леонидовна. ВСЕГО ДОРОЖЕ - ЭТО ДЕТИ!
  • Милованова Людмила Николаевна. Консультация для родителей «Во что играют наши дети?!»
  • Петрова Наталья Павловна. Во что играют дети.
  • Челохсаева Светлана Ильинична. Стихотворения для детей 'Наши дети', 'Считалка', 'Лисята'
  • Лучкина Анна Александровна. Конспект занятий для детей старшего дошкольного возраста «Дети на войне»
  • Хамидова Фарида Феритсовна. Дети логопады, как категория детей с ОВЗ.
  • Петренко Людмила. Познавательный маршрут «Город и дети» для детей старшего дошкольного возраста
  • Терентьева Елена Геннадьевна. Конспект познавательного занятия для детей старшего дошкольного возраста с мультимедийной презентацией «Дети войны»
  • Горбачева Инна Викторовна. Сценарий праздника для детей старшего дошкольного возраста, посвященного Дню защиты детей. «О чём мечтают наши дети».
  • Горбачева Инна Викторовна. Сценарий праздника для детей старшего дошкольного возраста, посвященного Дню защиты детей. «О чём мечтают наши дети».
  • Бексаева Лариса Александровна. Методическая разработка 'Знать должны и взрослые и дети, о правах, что защищают всех на свете'



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь