Хамидова Фарида Феритсовна МБДОУ «Детский сад №82 комбинированного вида» Кировского района г. Казани воспитатель
С первых дней жизни ребёнок требует социализации и любая его потребность не может быть удовлетворена без помощи взрослого. Социализация происходит только в совместной деятельности и общении с другими людьми. Ребёнок овладевает речью, получает новые знания и умения, у него формируются собственные убеждения и ценности... [3].
Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, не позволяющие вести им полноценную жизнь. Этих детей часто называют «дети с проблемами в обучении». Дошкольное образовательное учреждение является одной из первых ступеней вступления ребенка с ОВЗ в общество.
Детьми с ограниченными возможностями можно считать детей с нарушением психофизического развития, нуждающихся в специальном (коррекционном) обучении и воспитании.
Дети с нарушением речи (логопаты) находятся на третьем месте по классификации детей с ОВЗ
Первоочередной задачей методической работы ДОУ является разработка программы инклюзивного образования детей с особыми возможностями здоровья
В нашей логопедической группе занимаются дети с тяжелыми нарушениями речи, есть среди них дети с задержкой психического развития. Все дети имеют направления территориальной психолого-медико-педагогической комиссии, подтверждающей наличие у ребенка определенного речевого, психического нарушения.
- В течении учебного года в нашем ДОУ используются следующие формы работы: индивидуальные, подгрупповые и групповые занятия
- работа по развитию артикуляционного аппарата (Лого зарядка, Лого массаж)
- использование «Су-Джок», массажных мячиков)
- игры и упражнения: по коррекции дыхания, мелкой моторики, совершенствование слоговой структуры слова, на совершенствование лексического строя речи
- логоритмические занятия
- выполнение задания для детей 5-7 лет на интерактивной доске
- проведение музыкальных и физкультурных занятий по специальной программе, адаптированной для детей с ОВЗ.
В совместной с детьми деятельности используются инновационные виды арт-терапии, такие как: музыкотерапия, сказкотерапия, телесно ориентированные техники и кинезиологические упражнения.
Большинство детей нашей группы имеют проблемы в развитии восприятия, внимания, памяти, мыслительной деятельности, с трудом запоминают учебный материал и быстро забывают его. Детям сложно производить мыслительные операции, обобщать материал. Страдает моторика, многие из детей неловки, неуклюжи, слабы физически и быстро утомляются.
Совместная работа логопеда и инструктора по физической культуре включает в себя занятия регулирующие дыхание, плавность и длительность выдоха.
Эмоционально-волевая сфера этих детей также имеют целый ряд отклонений. У детей страдает наблюдательность, устойчивость интересов, наблюдается отсутствие мотивации, агрессивность, раздражительность, замкнутость и обидчивость.
Чтобы заинтересовать воспитанников, используются нестандартные подходы, индивидуальные программы, инновационные технологии.
Добиться высоких результатов в логопедической работе позволяет:
- тщательный отбор дидактического и наглядного материала к занятиям;
- использование разнообразных форм и методов логопедического и психологического воздействия;
- использование компьютерных технологий и технических средств обучения и т.д. [2, С.822]. В работе используются круги Луллия для автоматизации и дифференциации звуков, для развития навыков пересказа и составления рассказов. Использование конструкторных технологий (пазлов, кубиков, мозаики) дает возможность осуществлять коррекцию с наибольшим психологическим комфортом, способствует эмоциональному подъему,
Консультативные беседы с родителями, закрепление ими домашнего задания, вера в успехи своего ребенка делают связь между родителями и детьми ближе, а сплоченная работа всех специалистов и воспитателей в конце года дает прекрасные результаты.
Используемая литература:
- Вренёва Е. П. Ресурсы информационно-компьютерных технологий в обучении дошкольников с нарушениями речи. // Логопед. – 2010. – № 5. – С. 46.
- Куижева З. Н. Логопедическое сопровождение детей с ОВЗ в инклюзивной образовательной среде // Молодой ученый. — 2016. — №13. — С. 821-824
- https://www. maam. ru/detskijsad/iz-opyta-raboty-socialnogo-pedagoga-po-teme-socializacija-detei-invalidov-v-dou. html
|