автор статьи: Матанян Лариса Серёжаевна
В нашем государстве есть особые дети, которые имеют различные отклонения в развитии. Таких детей принято называть — дети с особыми образовательными потребностями или дети с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности.
Физические или умственные отклонения могут быть врожденными или приобретенными. Независимо от этого, специалисты выделили ряд проблем со здоровьем, которые и подлежали классификации. Такое распределение заболеваний у детей позволило Министерству образования и здравоохранения создать общие пособия, применимые для нормализации состояния, адаптации к обычной жизни и обучения. Полноценный класс для детей с ОВЗ может базироваться как в стенах специализированного ДОУ, так и в обычном детском саду. Главным критерием будет наличие специалиста, организация условий пребывания и разрешение администрации города или района. Дети с подобными заболеваниями требуют индивидуального подхода, поэтому для организации класса потребуется получение особого статуса соответствия.
Классификация групп детей с ОВЗ
Всего специалисты выделяют несколько групп, по которым разделяются дети с ОВЗ в учебных заведениях:
Нарушение зрения. Сюда относятся незрячие или слабовидящие дети, которые не могут использовать зрение в познавательных занятиях. Программа для детей с ОВЗ зрительного аппарата проводятся с использованием специализированной литературы, устной речи и под наблюдением специалистов (воспитатели, младшие воспитатели и т.д.)
Нарушение слухового аппарата. В эту группу относят глухих, слабослышащих детей, а также с речевыми проблемами и нарушением вестибулярного аппарата. Задержка психического развития. К такой группе причисляют детей с интеллектуальной недостаточностью, стойким и длительным состоянием эмоциональной незрелости, а также с замедленным темпом формирования стандартных психических функций. Нарушение интеллектуального развития. Дети с органическим поражением головного мозга и выявленной умственной отсталостью.
Тяжелые нарушения речи. Сюда можно отнести детей с любым сложным нарушениям коммуникативных функций, приводящим к неспособности усвоения речи, трудности в ее распознании, невозможности чтения или заикания. Также специалисты относят к тяжелым нарушениям речи различные отклонения на психофизическом уровне. Проблемы с опорно-двигательной системой. Сложные заболевания относящиеся к сложным формам, инвалидности. Нарушения опорно-двигательного аппарата, проявляется у детей с нарушением работы спинного мозга, ДЦП, поражением различных участков головного мозга, отвечающих за движение.
Расстройство общения или поведения. Относятся дети с психологическими особенностями: нарушение развития, сложности общения со сверстниками, гиперреактнвность или недостаток внимания.
Комплексное нарушение. Комплексным называют сочетание двух и более расстройств или нарушений развития у ребенка. Обучаются дети с ОВЗ и дети инвалиды согласно специальному плану занятий, разработанных специалистами.
Исходя из рода заболевания и ее сложности, специалистами формируется деятельность детей с ОВЗ, назначается основной или дополнительный курс подготовки, профилактические занятия или уроки в группах сверстников.
Формы обучения
В целом, детские сады не являются обязательными для посещения детьми, поэтому родители могут пользоваться возможностью заниматься надомным развитием и обучением своего ребенка. Для таких целей, государство предусмотрело возможность продления декрета по болезни ребенка. Образование детей с ОВЗ обязано проходить по определенному курсу подготовки, особенно в раннем возрасте, поэтому ограничивать малыша в социальной адаптации родители решаются все реже.
Обоснованность походов в детские сады не преувеличена специалистами, поэтому доля детей с ограниченными возможностями здоровья за последние десятилетия существенно выросла. Сегодня разработаны и активно используются следующие виды и формы обучения детей:
- инклюзивные детские сады; общеобразовательные учреждения; специализированные общеобразовательные учреждения; надомное персональное развитие и обучение.
Все типы, кроме общеобразовательных учреждений для детей дошкольного возраста выделяются продуманностью учебной программы. В них изначально разработана адаптированная программа для детей с ОВЗ, что позволяет малышу быстрей приспособиться к окружающей среде и держаться на уровне физического и умственного развития своих сверстников. К слову, посещение общеобразовательных ДОУ также допустимо для детей с ОВЗ, при условии, что они допущены к посещению лечащим врачом.
Инклюзивные и специализированные детские сады в свою очередь делятся на несколько видов, что позволяет использовать единую программу обучения для воспитанников с одинаковыми проблемами со здоровьем. Существует сразу восемь видов (категорий) ДОУ, в которых проводится профессиональная работа с детьми с ОВЗ, но из-за минимальной их востребованности, встретить такие можно только в крупнейших городах Российской Федерации.
Обучение детей с ОВЗ не всегда требует полной переработки учебного плана на год. В случаях с проблемами физического развития, усложнением слуха или хроническими патологиями могут быть заменены физические упражнения более щадящими. Нередко в специализированных заведениях есть бассейны, комнаты отдыха и массажа для воспитанников с опытными медработниками и т.д.
Ребенок с ОВЗ в общеобразовательном ДОУ
В общеобразовательных детских садах развитие детей с ОВЗ происходит в формате дополнительных занятий. При этом особый план уроков и методики не разрабатываются на уровне группы. Дети, имеющие проблемы со здоровьем могут посещать общие занятия в детском саду без дополнительного присмотра, при условии, что они не могут причинить себе или окружающим вред.
По ФГОС для детей с ОВЗ существует ряд обязательных правил. За их соблюдением строго следит воспитатель и заведующий детским садом. Исходя из степени проявления заболевания, ребенку может быть назначено дополнительное обучение или
особые требования к образовательному процессу. Может понадобиться дополнительное сопровождение детей с ОВЗ в детском саду. Все напрямую зависит от заболевания и его степени тяжести.
Всего специалисты выделяют четыре степени тяжести заболеваний у детей младшего возраста.
Диагностика заболевания и присвоение степени тяжести — обязанность медицинского работника. То есть, для посещения ДОУ, ребенку с ОВЗ потребуется в обязательном порядке пройти медицинскую диагностику, после чего в ваше заведение он придет с уже поставленным диагнозом, который передается непосредственно медсестре или старшему медицинскому работнику вашего детского сада. На основе справки от административного корпуса ДОУ потребуется распределение таких детей по группам или отказ в обучении (в случае неподходящих условий или опасности ребенка для окружающих).
Принципы и порядок обучения детей
Дети с ОВЗ в педагогической практике встречаются довольно часто. Иногда, даже неявные признаки заболеваний можно наблюдать у рядового воспитанника. Чтобы организация с детьми с ОВЗ функционировала в штатном режиме, от административного корпуса потребуется наладить порядок действий, в том числе и в воспитательном процессе. Так как люди с ограниченными возможностями здоровья и инвалиды относятся к группе риска, государство строго регулирует их взаимодействие с социумом. Этот факт следует учитывать при построении образовательного плана.
Грамотная разработка системы образования потребует от педагогов поэтапной диагностики и поиска подхода к ребенку. Министерство образования и здравоохранения рекомендует в момент приема на учет воспитанника с проблемным здоровьем следовать простым четырем шагам:
Определение типа дефекта.
Оценка степени и качества ОВЗ.
Анализ времени проявления первичного дефекта.
Проработка общественной среды, то есть оценка факторов влияния на ребенка (социальные, культурные аспекты).
Если учебная программа адаптирована для детей с ОВЗ, у вас гарантированно получится найти подход к каждому воспитаннику и заинтересовать его к прохождению оздоровительных курсов, общей системы образования.
Согласно методическим пособиям, рекомендованным Министерством образования, с детьми из группы риска должны работать специалисты-психологи и реабилитологи. С их помощь составляется индивидуальный план обучения, и вся информация, а также ведомости об успехах заносятся в личное дело ребенка. Отдельная тема для разговоров — работа с родителями. Весомую долю оздоровления и адаптации ребенка в социуме занимают его родители или опекуны. В обязанности медицинских работников детского сада, психолога, а также заведующего входит регулярная встреча с представителями ребенка. Родители детей ОВЗ должны придерживаться общего плана развития, построенного специалистами ДОУ, поэтому разъяснительные беседы и рекомендации для них будут обязательными и именно уполномоченные представители детского сада обязаны предоставить им всю необходимую информацию. Если родители занимают пассивную позицию, в отношении воспитания и оздоровления ребенка, администрация ДОУ имеет полное право создать комиссию для оценки действий опекуна. Инициация проверки может привести к лишению родительских прав, надзору уполномоченных органов, принудительному лечению или судебному разбирательству. Часто причиной психических и эмоциональных недугов являются семейные отношения, что и дало правительству повод отслеживать действия родителей. Воспитание психолого-педагогическое для детей с ОВЗ является основным, ведь осознание собственной проблемы в раннем возрасте является вторым шагом к становлению личности после диагностики. Несоблюдение инструкций одной из сторон (педагоги, родители и специалисты) — строгое нарушение учебного плана, которое влечет за собой неуверенность ребенка в себе, апатия к образовательному процессу, агрессия и невосприимчивость к получению необходимых для жизни знаний. Особенно проблемными для образовательного учреждения могут стать заболевания экзогенного типа, то есть приобретенного, внешнего. Причины развития ОВЗ у такого характера заболеваний основаны на экологическом и социальном факторе. Как правило, причины социально-биологического характера являются следствием неправильного воспитания родителями, и детский сад обязан исправить эту ситуацию. Если в ДОУ есть такие дети с ОВЗ, темы для обучения, общения и развития должны обязательно согласовываться со штатным или приглашенным психологом.
|