Матанян Лариса Серёжаевна. Дети с ограниченными возможностями здоровья: кто они?

Дети с ограниченными возможностями здоровья: кто они?

автор статьи: Матанян Лариса Серёжаевна

В нашем государстве есть особые дети, которые имеют различные отклонения в развитии. Таких детей принято называть — дети с особыми образовательными потребностями или дети с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности.

Физические или умственные отклонения могут быть врожденными или приобретенными. Независимо от этого, специалисты выделили ряд проблем со здоровьем, которые и подлежали классификации. Такое распределение заболеваний у детей позволило Министерству образования и здравоохранения создать общие пособия, применимые для нормализации состояния, адаптации к обычной жизни и обучения. Полноценный класс для детей с ОВЗ может базироваться как в стенах специализированного ДОУ, так и в обычном детском саду. Главным критерием будет наличие специалиста, организация условий пребывания и разрешение администрации города или района. Дети с подобными заболеваниями требуют индивидуального подхода, поэтому для организации класса потребуется получение особого статуса соответствия.

 

Классификация групп детей с ОВЗ

Всего специалисты выделяют несколько групп, по которым разделяются дети с ОВЗ в учебных заведениях:

Нарушение зрения. Сюда относятся незрячие или слабовидящие дети, которые не могут использовать зрение в познавательных занятиях. Программа для детей с ОВЗ зрительного аппарата проводятся с использованием специализированной литературы, устной речи и под наблюдением специалистов (воспитатели, младшие воспитатели и т.д.)

Нарушение слухового аппарата. В эту группу относят глухих, слабослышащих детей, а также с речевыми проблемами и нарушением вестибулярного аппарата. Задержка психического развития. К такой группе причисляют детей с интеллектуальной недостаточностью, стойким и длительным состоянием эмоциональной незрелости, а также с замедленным темпом формирования стандартных психических функций. Нарушение интеллектуального развития. Дети с органическим поражением головного мозга и выявленной умственной отсталостью.

Тяжелые нарушения речи. Сюда можно отнести детей с любым сложным нарушениям коммуникативных функций, приводящим к неспособности усвоения речи, трудности в ее распознании, невозможности чтения или заикания. Также специалисты относят к тяжелым нарушениям речи различные отклонения на психофизическом уровне. Проблемы с опорно-двигательной системой. Сложные заболевания относящиеся к сложным формам, инвалидности. Нарушения опорно-двигательного аппарата, проявляется у детей с нарушением работы спинного мозга, ДЦП, поражением различных участков головного мозга, отвечающих за движение.

Расстройство общения или поведения. Относятся дети с психологическими особенностями: нарушение развития, сложности общения со сверстниками, гиперреактнвность или недостаток внимания.

Комплексное нарушение. Комплексным называют сочетание двух и более расстройств или нарушений развития у ребенка. Обучаются дети с ОВЗ и дети инвалиды согласно специальному плану занятий, разработанных специалистами.

Исходя из рода заболевания и ее сложности, специалистами формируется деятельность детей с ОВЗ, назначается основной или дополнительный курс подготовки, профилактические занятия или уроки в группах сверстников.

Формы обучения

В целом, детские сады не являются обязательными для посещения детьми, поэтому родители могут пользоваться возможностью заниматься надомным развитием и обучением своего ребенка. Для таких целей, государство предусмотрело возможность продления декрета по болезни ребенка. Образование детей с ОВЗ обязано проходить по определенному курсу подготовки, особенно в раннем возрасте, поэтому ограничивать малыша в социальной адаптации родители решаются все реже.

Обоснованность походов в детские сады не преувеличена специалистами, поэтому доля детей с ограниченными возможностями здоровья за последние десятилетия существенно выросла. Сегодня разработаны и активно используются следующие виды и формы обучения детей:

- инклюзивные детские сады; общеобразовательные учреждения; специализированные общеобразовательные учреждения; надомное персональное развитие и обучение.

Все типы, кроме общеобразовательных учреждений для детей дошкольного возраста выделяются продуманностью учебной программы. В них изначально разработана адаптированная программа для детей с ОВЗ, что позволяет малышу быстрей приспособиться к окружающей среде и держаться на уровне физического и умственного развития своих сверстников. К слову, посещение общеобразовательных ДОУ также допустимо для детей с ОВЗ, при условии, что они допущены к посещению лечащим врачом.

Инклюзивные и специализированные детские сады в свою очередь делятся на несколько видов, что позволяет использовать единую программу обучения для воспитанников с одинаковыми проблемами со здоровьем. Существует сразу восемь видов (категорий) ДОУ, в которых проводится профессиональная работа с детьми с ОВЗ, но из-за минимальной их востребованности, встретить такие можно только в крупнейших городах Российской Федерации.

Обучение детей с ОВЗ не всегда требует полной переработки учебного плана на год. В случаях с проблемами физического развития, усложнением слуха или хроническими патологиями могут быть заменены физические упражнения более щадящими. Нередко в специализированных заведениях есть бассейны, комнаты отдыха и массажа для воспитанников с опытными медработниками и т.д.

Ребенок с ОВЗ в общеобразовательном ДОУ

В общеобразовательных детских садах развитие детей с ОВЗ происходит в формате дополнительных занятий. При этом особый план уроков и методики не разрабатываются на уровне группы. Дети, имеющие проблемы со здоровьем могут посещать общие занятия в детском саду без дополнительного присмотра, при условии, что они не могут причинить себе или окружающим вред.

По ФГОС для детей с ОВЗ существует ряд обязательных правил. За их соблюдением строго следит воспитатель и заведующий детским садом. Исходя из степени проявления заболевания, ребенку может быть назначено дополнительное обучение или

особые требования к образовательному процессу. Может понадобиться дополнительное сопровождение детей с ОВЗ в детском саду. Все напрямую зависит от заболевания и его степени тяжести.

Всего специалисты выделяют четыре степени тяжести заболеваний у детей младшего возраста.

Диагностика заболевания и присвоение степени тяжести — обязанность медицинского работника. То есть, для посещения ДОУ, ребенку с ОВЗ потребуется в обязательном порядке пройти медицинскую диагностику, после чего в ваше заведение он придет с уже поставленным диагнозом, который передается непосредственно медсестре или старшему медицинскому работнику вашего детского сада. На основе справки от административного корпуса ДОУ потребуется распределение таких детей по группам или отказ в обучении (в случае неподходящих условий или опасности ребенка для окружающих).

Принципы и порядок обучения детей

Дети с ОВЗ в педагогической практике встречаются довольно часто. Иногда, даже неявные признаки заболеваний можно наблюдать у рядового воспитанника. Чтобы организация с детьми с ОВЗ функционировала в штатном режиме, от административного корпуса потребуется наладить порядок действий, в том числе и в воспитательном процессе. Так как люди с ограниченными возможностями здоровья и инвалиды относятся к группе риска, государство строго регулирует их взаимодействие с социумом. Этот факт следует учитывать при построении образовательного плана.

Грамотная разработка системы образования потребует от педагогов поэтапной диагностики и поиска подхода к ребенку. Министерство образования и здравоохранения рекомендует в момент приема на учет воспитанника с проблемным здоровьем следовать простым четырем шагам:

Определение типа дефекта.

Оценка степени и качества ОВЗ.

Анализ времени проявления первичного дефекта.

Проработка общественной среды, то есть оценка факторов влияния на ребенка (социальные, культурные аспекты).

Если учебная программа адаптирована для детей с ОВЗ, у вас гарантированно получится найти подход к каждому воспитаннику и заинтересовать его к прохождению оздоровительных курсов, общей системы образования.

Согласно методическим пособиям, рекомендованным Министерством образования, с детьми из группы риска должны работать специалисты-психологи и реабилитологи. С их помощь составляется индивидуальный план обучения, и вся информация, а также ведомости об успехах заносятся в личное дело ребенка. Отдельная тема для разговоров — работа с родителями. Весомую долю оздоровления и адаптации ребенка в социуме занимают его родители или опекуны. В обязанности медицинских работников детского сада, психолога, а также заведующего входит регулярная встреча с представителями ребенка. Родители детей ОВЗ должны придерживаться общего плана развития, построенного специалистами ДОУ, поэтому разъяснительные беседы и рекомендации для них будут обязательными и именно уполномоченные представители детского сада обязаны предоставить им всю необходимую информацию. Если родители занимают пассивную позицию, в отношении воспитания и оздоровления ребенка, администрация ДОУ имеет полное право создать комиссию для оценки действий опекуна. Инициация проверки может привести к лишению родительских прав, надзору уполномоченных органов, принудительному лечению или судебному разбирательству. Часто причиной психических и эмоциональных недугов являются семейные отношения, что и дало правительству повод отслеживать действия родителей. Воспитание психолого-педагогическое для детей с ОВЗ является основным, ведь осознание собственной проблемы в раннем возрасте является вторым шагом к становлению личности после диагностики. Несоблюдение инструкций одной из сторон (педагоги, родители и специалисты) — строгое нарушение учебного плана, которое влечет за собой неуверенность ребенка в себе, апатия к образовательному процессу, агрессия и невосприимчивость к получению необходимых для жизни знаний. Особенно проблемными для образовательного учреждения могут стать заболевания экзогенного типа, то есть приобретенного, внешнего. Причины развития ОВЗ у такого характера заболеваний основаны на экологическом и социальном факторе. Как правило, причины социально-биологического характера являются следствием неправильного воспитания родителями, и детский сад обязан исправить эту ситуацию. Если в ДОУ есть такие дети с ОВЗ, темы для обучения, общения и развития должны обязательно согласовываться со штатным или приглашенным психологом.

Просмотров: 980
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Паншина Татьяна. «Театрализованная деятельность как средство формирования и развития речи у детей с ограниченными возможностями здоровья» (дети-инвалиды дошкольного возраста, занимающиеся на дому)
  • Страхова Людмила Евгеньевна. Дети с отклонениями в развитии и принципы обучения таких детей
  • Макович Елена Николаевна. Комплексное занятие по теме «Дети имеют право на охрану здоровья и медицинское обслуживание» для детей старшей группы детского сада.
  • Настасья Тарасова. ОРГАНИЗАЦИЯ КОМПЛЕКСНОГО ИНДИВИДУАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (ОВЗ) СПЕЦИАЛИСТАМИ ДОУ
  • Бухтиярова Оксана Михайловна. Презентация: ИКТ в процессе адаптации, обучения и развития обучения детей раннего и младшего дошкольного возраста
  • Полухина Елена Николаевна. Сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях детского сада общеразвивающего типа
  • Пазюра Наталья Александровна. Методы диагностики показателей физического развития детей дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА)
  • Костромина Надежда Сергеевна. «Интегрированное и инклюзивное образование как фактор обучения детей с ограниченными возможностями здоровья»
  • Тютерева Наталия Валерьевна. Условия успешной социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в коллективе сверстников.
  • Каргина Лариса Владимировна. «Возможности использования степ — аэробики для развития детей с ограниченными возможностями здоровья»
  • Подольная Ирина Васильевна. Проект «... Нам нужно, чтобы наши дети об этом помнили, как мы…»: в рамках осуществления проектной деятельности для детей различными стартовыми возможностями
  • Тищенко Татьяна Дмитриевна. Консультация педагога – психолога для педагогов ДОУ: «Психолого – педагогические условия адаптации детей к условиям детского сада. Психологический комфорт ребенка в детском саду»
  • Силяева Алла Михайловна. Обучения и воспитания детей со сложной структурой дефекта развития.
  • Фатхуллина Нафиса Нафисовна. Программа кружковой работы по развитию мелкой моторики рук «Мы вам сказочку расскажем…» как средство социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья.
  • Л.К. Желнова. Мозартика как инновационный метод развития умения ориентироваться в микро пространстве и на плоскости у детей с ограниченными возможностями здоровья
  • Власова Яна Павловна. Технология «дети – волонтеры», как средство формирования инициативы, самостоятельности и саморегуляции собственных действий у детей старшего дошкольного возраста
  • Горбачева Инна Викторовна. Сценарий праздника для детей старшего дошкольного возраста, посвященного Дню защиты детей. «О чём мечтают наши дети».
  • Горбачева Инна Викторовна. Сценарий праздника для детей старшего дошкольного возраста, посвященного Дню защиты детей. «О чём мечтают наши дети».
  • Бояршинова Валентина Александровна. Интегрированное занятие для детей 4-5 лет с нарушением зрения - «Ведь так не бывает на свете, чтоб были потеряны дети…»
  • Ефремова Татьяна Ивановна. Развитие вариативно образовательной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей инвалидов в дошкольных образовательных учреждениях
  • Фарахтдинова Зульфия Равиловна. Речевое развитие детей 4-5 лет. Рекомендации по развитию речи ребенка в семье. Профилактика задержки речевого развития.
  • Сабельникова Ирина Сергеевна. Использование педагогической технологии «Круг» на занятиях в группах кратковременного пребывания детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья
  • Герасимова Марина Ивановна. Бизиборд «Музыкальные инструменты» дидактическое пособие для детей младшего дошкольного возраста и детей с ограниченными возможностями здоровья
  • Лариса Кудрявец. Картотека корригирующей гимнастики после сна для детей с ограниченными возможностями здоровья
  • Лучкина Анна Александровна. Конспект занятий для детей старшего дошкольного возраста «Дети на войне»
  • Власова Наталья Михайловна. Викторина для среднего дошкольного возраста совместно родители и дети «Все работы хороши»
  • Грелова Ирина Макаровна. Обучение грамоте детей среднего дошкольного возраста с элементами коррекционных упражнений для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
  • Дементьева Евгения Алексеевна. Образовательная программа дошкольного образования как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста
  • Редактор. Обучение манерам - почему родители должны служить примером для детей
  • Медведева Юлия Игоревна. Теоретический анализ возможности получения дошкольного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья, проблема подготовки к обучению в школе.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь