Полухина Елена Николаевна. Сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях детского сада общеразвивающего типа

Сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях детского сада общеразвивающего типа

По данным пресс-службы уполномоченного по правам ребенка в России, Павла Астахова, число детей с ограниченными возможностями здоровья растет из года в год. Только за последние пять лет оно выросло на 9,2%. В настоящее время в Новосибирске проживает около 3 тысяч детей, имеющих инвалидность. В течение 2012-2016 годов действовала ведомственная целевая программа «Дети и город», нацеленная на решение социальных проблем детей-инвалидов, семей, воспитывающих детей-инвалидов. Медленно, но верно отношение к детям-инвалидам в нашей стране меняется. Их меньше игнорируют или оскорбляют; принимаются и реализуются государственные программы, направленные на повышение качества и доступности социальных услуг и реабилитационной помощи родителям, воспитывающим детей с инвалидностью; создаются условия для преодоления их исключённости из мира здоровых детей; ведётся профилактика социального сиротства; есть попытки улучшения и адаптации окружающей среды для детей с особыми образовательными потребностями.

 

В 2006 году, приняв ребёнка-инвалида, наш детский сад сделал первый, маленький шажок по направлению создания системы сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в условиях детского сада общеразвивающего типа. Основной целью создания данной системы является обеспечение доступного и качественного образования и социализации детей с ОВЗ и детей-инвалидов в сотрудничестве с семьями воспитанников. В настоящее время педагоги нашего ДОУ имеют опыт взаимодействия с детьми с ОВЗ разных категорий: дети с нарушением интеллектуального развития, дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы, дети с расстройствами аутистического спектра, ребёнок после кохлеарной имплантации, дети с тяжелыми нарушениями речи, дети с комплексными нарушениями развития. Постепенно наступило осознание того, что психофизические нарушения не отрицают человеческой сущности, способности чувствовать, переживать, приобретать социальный опыт. Пришло понимание: каждому ребенку необходимо создавать благоприятные условия развития, учитывающие его индивидуальные образовательные потребности и способности. В настоящее время формируется установка на сотрудничество педагогов и родителей: к каждому ребенку с ОВЗ подходить не с позиции, чего он не может в силу своего дефекта, а с позиции, что он может и как мы можем ему помочь. Мы понимаем, что включение ребенка с ОВЗ в среду детского сада общеразвивающего вида возможно при соблюдении определенных условий:

  • организация безбарьерной среды;
  • сотрудничество с семьёй;
  • повышение квалификации педагогов ДОУ;
  • организация психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ.

Инициативным центром по работе с детьми с проблемами в развитии и поведении стал психолого-медико-педагогический консилиум ДОУ (ПМПк). ПМПк – это форма взаимодействия специалистов учреждения, объединяющихся для психолого-медико-педагогического сопровождения воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. ПМПк действует на основании Методических рекомендаций Министерства образования РФ «О психолого-медико-педагогическом консилиуме образовательного учреждения» от 27. 03. 2000г. № 127/901 – 6. В нашем ДОУ ПМПк – это команда специалистов, реализующая стратегию сопровождения ребенка. Председателем является заведующий, другие его члены: педагог-психолог, учитель-логопед, музыкальный руководитель, медицинская сестра, инструктор по физической культуре. В функции председателя входит обеспечение взаимодействия всех специалистов ДОУ, координация связи консилиума с другими звеньями образовательного процесса, обеспечение обязательности исполнения решений консилиума, выстраивание взаимодействия с родителями (законными представителями), а также председатель несёт ответственность за конфиденциальность информации о детях, проходивших обследование и их родителях.

ПМПк ДОУ выступает как инструмент социального взаимодействия, специалисты которого оказывают методическую помощь педагогам ДОУ, ведут просветительскую и профилактическую работу в социуме, способствуют установлению социального партнёрства, оказывают консультативную помощь семье. Собираясь на очередное или внеочередное заседание ПМПк, члены консилиума вырабатывают коллективное решение о стратегии и мерах педагогического воздействия, прежде всего обсуждают сложившуюся образовательную ситуацию, поведение ребёнка в различных видах деятельности и его реакции на разных взрослых, решает смогут ли педагоги ДОУ самостоятельно помочь ребёнку и семье и если нет, то необходима помощь специалистов территориальной психолого-медико-педагогической комиссии (ТПМПК) при ГЦОиЗ «Магистр» или Областного центра диагностики и консультирования.

В нашем ДОУ организация психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ОВЗ включает в себя:

  • Выявление уровня, особенностей развития, резервных возможностей ребенка;
  • Комплексное изучение личности ребенка;
  • Выбор дифференцированных педагогических условий, необходимых для коррекции недостатков развития;
  • Разработка проекта педагогической коррекции в виде ряда мер, рекомендуемых педагогам и родителям и Программы КРР.

Задачи ПМПк (онсилиума) ДОУ:

  • Выявление и ранняя (с первых дней пребывания ребёнка в образовательном учреждении) диагностика отклонений в развитии и/или состояний декомпенсации;
  • Профилактика физических, интеллектуальных и эмоционально-личностных перегрузок и срывов;
  • Выявление резервных возможностей развития;
  • Определение характера, продолжительности и эффективности абилитационной, коррекционно-развивающей помощи в рамках, имеющихся в данном образовательном учреждении возможностей;
  • Подготовка и ведение документации, отражающей актуальное развитие ребёнка, динамику его состояния, уровень успешности.

Одно из условий успешной социализации детей с проблемами в развитии в дошкольном учреждении, является не только создание определенной среды, но и психологическая готовность педагогического коллектива и родительской общественности к принятию такого ребенка в своем коллективе. Ведь отношение детей друг к другу в большей степени зависит от отношения взрослых к особенным детям. ПМПк нашего детского сада придерживается следующих принципов в работе с семьей, имеющей ребенка с ОВЗ:

  • дифференцированный подход к работе с родителями с учётом специфики каждой семьи и состояния здоровья ребенка;
  • целенаправленность, систематичность, плановость;
  • открытость детского сада для семьи (каждому родителю обеспечивается возможность знать, видеть и обсуждать, как живет и развивается его ребенок).

Среди родителей детей с ОВЗ встречаются люди с разным отношением к диагнозу своего ребёнка: принятие и готовность к сотрудничеству; равнодушие, пассивность и желание переложить ответственность за развитие ребёнка с ОВЗ на педагогов детского сада; полное отрицание возникшей проблемы; обвинение специалистов ДОУ в некомпетентности, как реакция на рекомендацию обращения к специалистам для установления диагноза и др.. важна своевременная и квалифицированная помощь и поддержка родителей, многие из которых вынуждены постоянно находиться с детьми дома, не имея заработка, часто отец ребёнка-инвалида оставляет семью. Исходя из этого взаимодействие с семьями детей с ОВЗ строится по основным направлениям:

  • формирование адекватного восприятия родителями своего ребёнка (помочь родителям воспринимать ребёнка не как «больного и немощного», а как ребёнка, развивающегося по особым законам);
  • формирование благоприятного микроклимата в семье, позволяющего построить развитие ребёнка, задействуя его личный ресурс;
  • формирование партнёрских взаимоотношений родителей и педагогов на основе взаимообогащения знаниями и опытом в вопросах развития детей с ОВЗ;
  • формирование социальной активности взрослых и конструктивности их поведения.

Взаимодействие специалистов консилиума с родителями осуществляется на договорной основе между ДОУ и родителями (законными представителями). Инициаторами обследования являются родители. Необходимо постоянно держать с ними связь и информировать их об изменениях условий получения коррекционной помощи, с заключением специалистов, с коллегиальным заключением ПМПк, и предложенными рекомендациями, которые реализуются только с их согласия.

Созданная система функционирования ПМПк в нашем детском саду уже приносит положительные результаты: налажено взаимодействие с ТПМПК, своевременная углубленная диагностика позволяет выявлять нарушения на ранней стадии. Ребёнок получает необходимую помощь квалифицированных специалистов, которые так же проводят профилактическую работу по дальнейшему предупреждению отклонений в развитии не только медицинскими, но и педагогическими средствами с каждым ребёнком индивидуально. За несколько лет непрерывной работы мы можем говорить о том, что комплексный подход в работе воспитателей, специалистов, медицинских работников и родителей даёт возможность улучшить здоровье детей, выпустить в школу с хорошей физической и психической готовностью.

Вместе с тем мы понимаем, что находимся в начале пути и есть над чем работать. Работа с родителями остаётся на первом плане, так как они наши первые помощники и союзники и нам ещё необходимо учиться правильно преподнести информацию, не обидеть, не расстроить, не дать опустить руки. Так же есть необходимость повышать уровень педагогической компетентности всех участников образовательного процесса. И всем вместе идти на встречу счастливому будущему малыша.

Просмотров: 428
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Редактор. Психолого-медико-педагогическое сопровождение детей с отклонениями в развитии в условиях МДОУ детского сада
  • Бронникова Ольга Леонидовна. Психолого-медико-педагогическое сопровождение детей с отклонениями в развитии в условиях МДОУ детского сада.
  • Тищенко Татьяна Дмитриевна. Консультация педагога – психолога для педагогов ДОУ: «Психолого – педагогические условия адаптации детей к условиям детского сада. Психологический комфорт ребенка в детском саду»
  • Литвинова Валентина Дмитриевна. Проект психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к условиям ДОУ, их родителей и педагогов «Знакомьтесь, это Я!»
  • Бунина Зоя Георгиевна. Консультация для педагогов и родителей «Конструктивные позиции родителей – важнейшее условие воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья»
  • Лаврентьева Маргарита Владимировна. Роль семьи в воспитании ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в семье
  • Мулюкина Елена Ивановна. Особенности взаимодействия с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
  • Ефремова Татьяна Ивановна. Развитие вариативно образовательной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей инвалидов в дошкольных образовательных учреждениях
  • Глотова Раиса Владимировна. Коррекционные возможности арт-терапии в практике психолого-педагогического сопровождения развития детей
  • Рябова Наталия Николаевна. Выявление и сопровождение одарённых детей в совместной деятельности воспитателя дошкольного учреждения, узких специалистов и родителей (законных представителей).
  • Настасья Тарасова. ОРГАНИЗАЦИЯ КОМПЛЕКСНОГО ИНДИВИДУАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (ОВЗ) СПЕЦИАЛИСТАМИ ДОУ
  • Паншина Татьяна. «Театрализованная деятельность как средство формирования и развития речи у детей с ограниченными возможностями здоровья» (дети-инвалиды дошкольного возраста, занимающиеся на дому)
  • Аккуратнова Татьяна Николаевна. Система комплексного сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольной образовательной организации
  • Цаболова Татьяна Викторовна. Организация психолого-педагогического сопровождения детей в период адаптации к школе
  • Белякова Елена Николаевна. ПРАКТИЧЕСКИЙ ОПЫТ И РЕКОМЕНДАЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ПРОБЛЕМЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ
  • Дорощенкова Галина Александровна. Взаимодействие детского сада и семьи в речевом развитии ребенка. (консультация для родителей).
  • Макович Елена Николаевна. Комплексное занятие по теме «Дети имеют право на охрану здоровья и медицинское обслуживание» для детей старшей группы детского сада.
  • Евгения Шнайдер. Организация предметно-развивающей среды в подготовительной группе детского сада для развития двигательной активности детей
  • Екатерина Яр. Консультация для воспитателей детского сада «Значение игры для всестороннего развития ребёнка»
  • Ганиуллина Айгуль Сабирзяновна. Консультация для родителей в младшей группе детского сада Тема: Роль взрослых в жизни ребёнка 2-3 лет
  • iehibkbyf. Повышение уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития ребёнка.
  • Тютерева Наталия Валерьевна. Условия успешной социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в коллективе сверстников.
  • Габитова Юлия Сергеевна. Тактика проведения психолого – педагогического обследования ребёнка с ОВЗ.
  • Тамбовцева Ольга Николаевна. Проект «Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательном учреждении»
  • Ольга Ульянич. Презентацию. 'Семейный клуб 'Успех', как одна из форм психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса'
  • Дудкина Елена Викторовна Николаева Галина Петровна Димидова Алена Владимировна. Взаимодействия ДОУ и семьи по сопровождению детей с ограниченными возможностями здоровья.
  • Бурдукова Елена Алексеевна. СИСТЕМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ ДОУ ПРИ ИНКЛЮЗИВНОМ ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ С ОВЗ
  • Анастасия Зубаирова. Сотрудничество детского сада и семьи в развитии «особого» ребенка
  • Дементьева Евгения Алексеевна. Образовательная программа дошкольного образования как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста
  • Мустафина Гульфия. Создание модели взаимодействия педагогов — специалистов в процессе коррекционно-развивающей образовательной деятельности.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь