По данным пресс-службы уполномоченного по правам ребенка в России, Павла Астахова, число детей с ограниченными возможностями здоровья растет из года в год. Только за последние пять лет оно выросло на 9,2%. В настоящее время в Новосибирске проживает около 3 тысяч детей, имеющих инвалидность. В течение 2012-2016 годов действовала ведомственная целевая программа «Дети и город», нацеленная на решение социальных проблем детей-инвалидов, семей, воспитывающих детей-инвалидов. Медленно, но верно отношение к детям-инвалидам в нашей стране меняется. Их меньше игнорируют или оскорбляют; принимаются и реализуются государственные программы, направленные на повышение качества и доступности социальных услуг и реабилитационной помощи родителям, воспитывающим детей с инвалидностью; создаются условия для преодоления их исключённости из мира здоровых детей; ведётся профилактика социального сиротства; есть попытки улучшения и адаптации окружающей среды для детей с особыми образовательными потребностями.
В 2006 году, приняв ребёнка-инвалида, наш детский сад сделал первый, маленький шажок по направлению создания системы сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в условиях детского сада общеразвивающего типа. Основной целью создания данной системы является обеспечение доступного и качественного образования и социализации детей с ОВЗ и детей-инвалидов в сотрудничестве с семьями воспитанников. В настоящее время педагоги нашего ДОУ имеют опыт взаимодействия с детьми с ОВЗ разных категорий: дети с нарушением интеллектуального развития, дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы, дети с расстройствами аутистического спектра, ребёнок после кохлеарной имплантации, дети с тяжелыми нарушениями речи, дети с комплексными нарушениями развития. Постепенно наступило осознание того, что психофизические нарушения не отрицают человеческой сущности, способности чувствовать, переживать, приобретать социальный опыт. Пришло понимание: каждому ребенку необходимо создавать благоприятные условия развития, учитывающие его индивидуальные образовательные потребности и способности. В настоящее время формируется установка на сотрудничество педагогов и родителей: к каждому ребенку с ОВЗ подходить не с позиции, чего он не может в силу своего дефекта, а с позиции, что он может и как мы можем ему помочь. Мы понимаем, что включение ребенка с ОВЗ в среду детского сада общеразвивающего вида возможно при соблюдении определенных условий:
- организация безбарьерной среды;
- сотрудничество с семьёй;
- повышение квалификации педагогов ДОУ;
- организация психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ.
Инициативным центром по работе с детьми с проблемами в развитии и поведении стал психолого-медико-педагогический консилиум ДОУ (ПМПк). ПМПк – это форма взаимодействия специалистов учреждения, объединяющихся для психолого-медико-педагогического сопровождения воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. ПМПк действует на основании Методических рекомендаций Министерства образования РФ «О психолого-медико-педагогическом консилиуме образовательного учреждения» от 27. 03. 2000г. № 127/901 – 6. В нашем ДОУ ПМПк – это команда специалистов, реализующая стратегию сопровождения ребенка. Председателем является заведующий, другие его члены: педагог-психолог, учитель-логопед, музыкальный руководитель, медицинская сестра, инструктор по физической культуре. В функции председателя входит обеспечение взаимодействия всех специалистов ДОУ, координация связи консилиума с другими звеньями образовательного процесса, обеспечение обязательности исполнения решений консилиума, выстраивание взаимодействия с родителями (законными представителями), а также председатель несёт ответственность за конфиденциальность информации о детях, проходивших обследование и их родителях.
ПМПк ДОУ выступает как инструмент социального взаимодействия, специалисты которого оказывают методическую помощь педагогам ДОУ, ведут просветительскую и профилактическую работу в социуме, способствуют установлению социального партнёрства, оказывают консультативную помощь семье. Собираясь на очередное или внеочередное заседание ПМПк, члены консилиума вырабатывают коллективное решение о стратегии и мерах педагогического воздействия, прежде всего обсуждают сложившуюся образовательную ситуацию, поведение ребёнка в различных видах деятельности и его реакции на разных взрослых, решает смогут ли педагоги ДОУ самостоятельно помочь ребёнку и семье и если нет, то необходима помощь специалистов территориальной психолого-медико-педагогической комиссии (ТПМПК) при ГЦОиЗ «Магистр» или Областного центра диагностики и консультирования.
В нашем ДОУ организация психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ОВЗ включает в себя:
- Выявление уровня, особенностей развития, резервных возможностей ребенка;
- Комплексное изучение личности ребенка;
- Выбор дифференцированных педагогических условий, необходимых для коррекции недостатков развития;
- Разработка проекта педагогической коррекции в виде ряда мер, рекомендуемых педагогам и родителям и Программы КРР.
Задачи ПМПк (онсилиума) ДОУ:
- Выявление и ранняя (с первых дней пребывания ребёнка в образовательном учреждении) диагностика отклонений в развитии и/или состояний декомпенсации;
- Профилактика физических, интеллектуальных и эмоционально-личностных перегрузок и срывов;
- Выявление резервных возможностей развития;
- Определение характера, продолжительности и эффективности абилитационной, коррекционно-развивающей помощи в рамках, имеющихся в данном образовательном учреждении возможностей;
- Подготовка и ведение документации, отражающей актуальное развитие ребёнка, динамику его состояния, уровень успешности.
Одно из условий успешной социализации детей с проблемами в развитии в дошкольном учреждении, является не только создание определенной среды, но и психологическая готовность педагогического коллектива и родительской общественности к принятию такого ребенка в своем коллективе. Ведь отношение детей друг к другу в большей степени зависит от отношения взрослых к особенным детям. ПМПк нашего детского сада придерживается следующих принципов в работе с семьей, имеющей ребенка с ОВЗ:
- дифференцированный подход к работе с родителями с учётом специфики каждой семьи и состояния здоровья ребенка;
- целенаправленность, систематичность, плановость;
- открытость детского сада для семьи (каждому родителю обеспечивается возможность знать, видеть и обсуждать, как живет и развивается его ребенок).
Среди родителей детей с ОВЗ встречаются люди с разным отношением к диагнозу своего ребёнка: принятие и готовность к сотрудничеству; равнодушие, пассивность и желание переложить ответственность за развитие ребёнка с ОВЗ на педагогов детского сада; полное отрицание возникшей проблемы; обвинение специалистов ДОУ в некомпетентности, как реакция на рекомендацию обращения к специалистам для установления диагноза и др.. важна своевременная и квалифицированная помощь и поддержка родителей, многие из которых вынуждены постоянно находиться с детьми дома, не имея заработка, часто отец ребёнка-инвалида оставляет семью. Исходя из этого взаимодействие с семьями детей с ОВЗ строится по основным направлениям:
- формирование адекватного восприятия родителями своего ребёнка (помочь родителям воспринимать ребёнка не как «больного и немощного», а как ребёнка, развивающегося по особым законам);
- формирование благоприятного микроклимата в семье, позволяющего построить развитие ребёнка, задействуя его личный ресурс;
- формирование партнёрских взаимоотношений родителей и педагогов на основе взаимообогащения знаниями и опытом в вопросах развития детей с ОВЗ;
- формирование социальной активности взрослых и конструктивности их поведения.
Взаимодействие специалистов консилиума с родителями осуществляется на договорной основе между ДОУ и родителями (законными представителями). Инициаторами обследования являются родители. Необходимо постоянно держать с ними связь и информировать их об изменениях условий получения коррекционной помощи, с заключением специалистов, с коллегиальным заключением ПМПк, и предложенными рекомендациями, которые реализуются только с их согласия.
Созданная система функционирования ПМПк в нашем детском саду уже приносит положительные результаты: налажено взаимодействие с ТПМПК, своевременная углубленная диагностика позволяет выявлять нарушения на ранней стадии. Ребёнок получает необходимую помощь квалифицированных специалистов, которые так же проводят профилактическую работу по дальнейшему предупреждению отклонений в развитии не только медицинскими, но и педагогическими средствами с каждым ребёнком индивидуально. За несколько лет непрерывной работы мы можем говорить о том, что комплексный подход в работе воспитателей, специалистов, медицинских работников и родителей даёт возможность улучшить здоровье детей, выпустить в школу с хорошей физической и психической готовностью.
Вместе с тем мы понимаем, что находимся в начале пути и есть над чем работать. Работа с родителями остаётся на первом плане, так как они наши первые помощники и союзники и нам ещё необходимо учиться правильно преподнести информацию, не обидеть, не расстроить, не дать опустить руки. Так же есть необходимость повышать уровень педагогической компетентности всех участников образовательного процесса. И всем вместе идти на встречу счастливому будущему малыша.
|