Почти во всех делах самое трудное — начало. (Ж. -Ж. Руссо).
Каждый новый этап жизни приносит человеку множество страхов перед неизведанным. И если даже таковых нет и не было, то попадая в новые условия, в незнакомую среду, люди теряются, чувствуют себя маленькой рыбкой в огромном чужом океане. Тем более для детей, изменения их привычного «микромира» сулит огромным стрессом.
Поступление в школу очень значимое, важное событие, как для детей, так и их родителей. Это начало нового этапа в жизни ребенка, вхождение его, в мир знаний, новых прав и обязанностей, сложных и разнообразных отношений с взрослыми и сверстниками. Каждый год первого сентября вместе с тысячами первоклассников мысленно усаживаются за парты их родители и воспитатели. Взрослые держат своеобразный экзамен — именно сейчас, за школьным порогом проявят себя плоды их воспитательных усилий по социальной адаптации к условиям школьного обучения.
Можно понять гордость взрослых, чьи дети уверенно шагают по школьным коридорам, добиваются первых успехов. И совсем другие чувства испытывают родители, если ребенок начинает отставать в учебе, не справляется с новыми требованиями, теряя интерес к школе. Для комфортного перехода на следующую ступень социализации необходимо, что бы ребенок был готов к новому, не виданому. На сколько смелым будет шаг ребенка на встречу знаниям, к более сложному мировоззрению, как скоро он сможет адаптироваться в новых условиях зависит от того, какой «фундамент» заложен в личности ребенка, на сколько качественны те умения и навыки, привитые ему в дошкольном детстве. Изменение статуса вчерашнего дошкольника на сегодняшнего первоклассника по-особому переживается и самим ребенком. Поэтому по оценкам специалистов является актуальным формирование у дошкольника образа будущего школьника, который поможет ему адаптироваться к социально значимой позиции ученика в системе общественных и межличностных отношений, научит оценивать свою социальную сущность.
Анализируя годы дошкольного детства можно обнаружить причины готовности или неготовности его к школьному обучению и трудности, с которыми ребенку приходится столкнуться, так как:
- во-первых, повысились требования к детям, поступающим в школу
- во-вторых, в результате введения в начальную школу новых программ, разработок методистов-новаторов, существует возможность выбора обучения ребенка по той или иной программе в зависимости от уровня подготовки к школе
- в-третьих, в связи с изменением социальных условий многие дети имеют разный уровень готовности к обучению в школе в зависимости от того, посещали ли они детский сад или воспитывались дома.
Из этого следует, что важнейшая задача, стоящая перед системой дошкольного воспитания — всестороннее развитие личности ребенка и подготовка к школе, что получило отражение в Федеральных государственных стандартах (ФГОС). Не секрет, что дети, посещавшие дошкольное учреждение на много лучше адаптируются к школе, так как одной из задач педагогического коллектива ДОУ является организовать психолого-педагогического сопровождение детей старшего дошкольного возраста в рамках образовательных программ ФГОС; помочь ребенку правильно сформировать, всесторонне развивать качества личности, навыки и умения, которые помогут ему адаптироваться в рамках начального школьного образования и в других жизненных ситуациях.
Федеральные государственные стандарты (ФГОС) предполагают, что дошкольное образование даст детям не только элементарные учебные навыки, также упор делается на новые представления о содержании и организации дошкольного образования, подготовки детей к обучению в школе. Такая структуризация будет достаточно условной, так как многие личностные качества (самостоятельность, инициативность и др.), а также знания, умения и навыки воспитанников развиваются и формируются при обязательном учете принципа интеграции образовательных областей и комплексно-тематического принципа построения образовательного процесса.
Например, эмоциональное или творческое развитие дошкольников нельзя «вставить» в какую-то одну образовательную область. Эмоциональность и творчество развиваются во всех сферах деятельности детей. Новые представления о содержании и организации дошкольного образования, подготовки дошкольника к обучению в школе, предложенные в ФГОС, заключаются в следующем:
- если раньше в большинстве комплексных программ были разделы, которые соответствовали определённым учебным дисциплинам или предметам, то теперь речь идёт о совокупности образовательных областей: Социально-коммуникативное развитие, Познавательное развитие, Речевое развитие, Художественно-эстетическое развитие, Физическое развитие.
- акцент со знаний, умений и навыков переносится на формирование общей культуры, развитие «качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность» и т.п.;
- решать поставленные цели и задачи предлагается, максимально приближаясь к разумному «минимуму», т.е. не за счёт «раздувания» сетки занятий, а с помощью построения образовательного процесса на комплексно-тематическом принципе.
- в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей (смещён акцент с занятий).
Динамика развивающегося общества, требуют от современного человека такие качества, как высокая стрессоустойчивость, способность эмоционально адаптироваться к не редким стрессовым ситуациям; высокая конкурентоспособность в мире полном неожиданностей и «крутых поворотов» требует наличие волевого характера в достижении желаемых результатов. Современный мир диктует человеку необходимость развития и совершенствования данных качеств.
Современное образование, его методики, программы и требования развиваются параллельно требованиям 21 века. И не зависимо от того, посещал ли ребенок детский сад или воспитывался дома, он должен иметь достаточный уровень готовности к обучению в школе. Насколько успешно, эффективно пройдет адаптация ребенка к школе, во многом будет зависеть его дальнейшее отношение к образовательному процессу, а насколько легко он привыкнет к новой окружающей среде — подготовит его к беспроблемному переходу на следующие этапы социализации. Для многих родителей готовность к школе означает умение ребенка писать, считать и читать, но этих умений явно недостаточно для успешного усвоения школьной программы.
Составными компонентами психологической готовности являются интеллектуальная, личностная и мотивационная готовность.
Интеллектуальная готовность. К ней относится развитие психических процессов: речи, мышления, памяти, внимания, воображения.
Естественно, когда у детей возникают познавательные интересы или желания узнавать буквы и цифры, воспитатель их удовлетворяет. Но устраивать специальные школьные занятия в детском саду не следует. Ребенок, который научился читать, абсолютно ничем не отличается от ребенка, не умеющего читать. Умение читать не прибавляет ничего для понимания текста, для желания читать и для вообще читательской культурной позиции человека. Поэтому такое форсирование учебных навыков может только затормозить развитие маленького человека.
Как правило, компоненты готовности к школе возникают естественным путем при нормальном развитии ребенка, когда малыш много играет сам, со сверстниками, с взрослыми, как в сюжетные игры, так и в игры с правилами, в настольные игры (мозаика, лото, конструктор, кубики).
Важно читать ребенку вслух книги с продолжением. Можно спросить, что было бы, если изменить поведение героя или обстоятельства… Так ребенок начинает вникать в смысл происходящего. Тогда в школе он не будет складывать "землекопов с лопатами".
Психика ребенка развивается в игре. Понимая, что игра, как ведущий вид деятельности, порой уступает место обучению, педагоги стремятся игровую деятельность отнести к приоритетному виду деятельности. При подборе игровых упражнений следует принимать во внимание что упражнения должны приносить детям радость, усложнение игрового материала должно проходить постепенно следует учитывать индивидуальные возможности ребенка; необходимо сделать работу по развитию пальцевой моторики регулярной и использовать разнообразные приёмы и методики.
Важен не объем знаний ребенка, а качество знаний. Важно учить не читать, а развивать речь. Не учить писать, а создавать условия для развития мелкой моторики руки (пальчиковая гимнастика, лепка, конструирование, рисование – не только на занятиях, а в течение дня). Работу по развитию мелкой моторики рук ребёнка следует начинать с самого раннего возраста и тем более важно работать над моторикой старших дошкольников.
Известно, что на руке находятся биологически активные точки нашего организма. «Источники способностей и дарований детей — на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли» (В. А. Сухомлинский). Педагоги и родители воспитанников должны уделить внимание мелкой моторике рук у ребенка. Ведь развитие рук связано с развитием речи и мышления ребёнка.
Дело в том, что память, внимание, эмоции языковой аппарат и кончики пальцев тесно связаны между собой, ведь центры моторики языка в коре головного мозга расположены рядом с центрами движения. Уровень развития речи детей зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Тренируя пальцы, оказывается мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, что в дальнейшем сказывается на подготовке руки к письму.
Комплексными программами определены задачи развития мышления, речи, памяти, внимания, воображения, большое место отводится развитию логического мышления и воображения.
Личностная готовность ребенка к школе выражается в умении строить отношения с учителем (умении регулировать свои действия и свое поведение, умении воспринимать учебную задачу); умении общаться со сверстниками (принимать точку зрения другого, умении взглянуть на себя со стороны, умении выслушивать одноклассников, адекватно реагировать на неудачу других); отношение к себе (отсутствие заниженной самооценки).
Самым важным компонентом школьной готовности психологи считают мотивационную готовность, наличие мотивации к учебной деятельности. При этом отличают внешнюю и внутреннюю мотивацию.
Готовым к школьному обучению является ребенок, которого школа привлекает не внешней стороной (атрибуты школьной жизни – портфель, учебники, тетради), а возможностью получать новые знания. Надо сказать, что по статистике внешняя мотивация превалирует над внутренней. Поэтому перед педагогами остро стоит задача в формировании мотивации к обучению и получению новых знаний.
Еще хуже, если дети не хотят идти в школу. И хотя число таких детей не велико, они вызывают особую тревогу. Нет, не хочу в школу, там двойки ставят, дома ругать будут, хочу, но боюсь, не хочу в школу, там трудно и играть будет некогда. Причина подобного отношения к школе, как правило, — ошибки в воспитании детей. Нередко к нему приводит запугивание детей школой, что очень опасно, вредно, особенно по отношению к робким не уверенным в себе детям. Ты же двух слов связать не умеешь, как ты в школу пойдешь?, Снова ты ничего не знаешь. Как же ты в школе учиться будешь?, Одни двойки получать будешь.
Очень важно для подготовки к школе — обеспечить достаточный уровень развития физических качеств (ловкости, выносливости и т.д.), двигательных навыков (мелкой и общей моторики), а также, его психических качеств (мышления, памяти, внимания, воображения, речи), который позволит ему успешно обучаться в школе, усваивать любую информацию. Необходимость развития выносливости с дошкольного возраста обусловлена рядом причин:
- Выносливость как способность к длительной мышечной работе небольшой интенсивности позволяет укрепить организм ребенка и в первую очередь сердечно-сосудистую, дыхательную, костно-мышечную системы, что оказывает благоприятное воздействие на физическое и психическое здоровье малыша, в целом способствуя его всестороннему гармоническому развитию.
- Целенаправленная работа по воспитанию выносливости у дошкольников улучшает функционирование организма, повышает их работоспособность, что особенно важно при подготовке детей к школе.
- Необходимость развития выносливости у детей дошкольного возраста определяется еще и тем, что целенаправленные движения, особенно циклического типа, помогают раскрыть и развить их природные задатки.
- Большое значение имеет развитие выносливости для формирования волевых качеств личности, черт характера человека: целеустремленности, настойчивости, упорства, смелости и решительности, уверенности сих силах. Здесь физические движения являются средствами, которые помогают детям, научится преодолевать возникающие трудности, мобилизовать себя, доводя начатое дело до конца.
С дошкольного возраста необходимо укреплять психику ребенка, развивать не только его мышление, но и эмоционально – волевую сферу, снимать невротические реакции, нейтрализовать страхи и эмоционально – отрицательные переживания. Необходимо развивать комплекс произвольности – умение контролировать себя самостоятельно, быть внимательным, способным на интеллектуальные усилия.
В наш бурный век, век динамики и неожиданностей, постоянных стрессовых ситуаций требует от современного человека высокой стрессоустойчивости — одним из первых "экзаменов" на наличие данного качества является начало обучения в школе. Ступая на порог класса, ребенок сталкивается с рядом трудностей. Скорость и успешность его адаптации к новым условиям будет напрямую завесить от умения преподать себя как личность и выстраивать взаимоотношения со сверстниками и учителями, способностями справляться с трудностями и преградами.
Проблема эмоционально-чувственной сферы в становлении нравственности дошкольника весьма актуальна и культивирует как одна из главных задач при подготовке к школе. Именно эмоциональное развитие и воспитание является фундаментом, на котором закладывается и всю жизнь реконструируется здание человеческой личности. Характер переживаемых эмоций и связанный с ним эмоциональный тонус определяют качество формирования психических познавательных процессов: ощущения, восприятия, памяти, воображения, мышления.
Поддерживая в ребенке радостное настроение, мы укрепляем его психическое и физическое здоровье. Ходить, говорить, читать, писать, считать ребенок обязательно научится, а вот чувствовать, сопереживать, общаться, любить – этому научиться сложно. Перед дошкольным учреждением и семьей ребенка должна стоят задача научить детей осознанно воспринимать свои собственные эмоции (чувства, переживания), избегать конфликтных ситуаций, а также понимать эмоциональное состояние других людей.
Работа по развитию и коррекции эмоциональной сферы детей содержит в себе, например, такие методы, как:
- игротерапия (словесные и подвижные игры, релаксационные упражнения);
- сказкотерапия, даёт возможность справиться с различными психологическими проблемами (страхами, застенчивостью и т.п.), учит общаться с другими детьми, выражать свои эмоции, мысли, чувства;
- театрализация (разыгрывание небольших сценок, участники которых имеют разное настроение, характер, поведение; обучение понимать жесты, мимику, воспроизводить их в сценках);
- беседы с детьми, обсуждение психологических ситуаций;
- использование наглядных пособий: фотографий, рисунков, картин; схем, пиктограмм, графических изображений, символов;
- прослушивание аудиозаписи со звуками природы и классических музыкальных произведений с целью снятия стрессовое состояние.
Одна из разновидностей игротерапии, реализующейся нашим детским садом – пескотерапия. Терапевтический эффект игры с песком впервые был замечен швейцарским психологом и философом Карлом Густавом Юнгом. Казалось бы, всё очень просто – ребенок строит что-то из песка, без сожаления разрушает созданные им самим творения, и снова строит…Но именно это простое действие хранит уникальную тайну — нет ничего такого, что было бы непоправимо разрушено — на смену старому всегда приходит новое. Многократно проживая эту тайну, малыш достигает состояния равновесия, уходят тревога и страх. Еще важно, что игра происходит в контексте сказочного мира, ребенку предоставляется возможность изменения дискомфортной для него ситуации. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка, ребенок освобождается от напряжения. Он учится самостоятельно преодолевать трудности.
Успешность психолого-педагогического сопровождения детей в период адаптации к школе зависит от систематичности проводимой работы и, несомненно, это условие может быть выполнено только при взаимодействии дошкольного учреждения с семьей. Необходимо проводить просветительскую работу с семьями воспитанников и оказывать им квалифицированную помощь. Руководству дошкольного учреждения необходимо уделять достаточное внимание организации различных семинаров, лекций, практикумов по вопросу психолого-педагогического сопровождения ребенка в период адаптации для педагогов и родителей дошкольников.
При проведении такой не легкой работы, как подготовка детей к следующей ступени образования, компетентность педагогического состава дошкольного учреждения должна быть на достаточно высоком уровне. Педагоги ДОУ вполне отдают себе отчет в том, что каждый ребенок имеет ряд индивидуальных особенностей, следовательно, сотрудникам ДОУ следует подбирать различные технологии, методы, приемы, формы, психолого-педагогического сопровождения ребенка.
Напоследок, еще раз отмечу, насколько важен для ребенка этап подготовки к школе. Если он быстро вольется в русло учебного процесса, то в целом его обучение в школе пойдет легко и непринужденно. В противном случае.
Список литературы и источников.
- Безруких М. М. Учить писать дошкольника? — Категорически нет! —
- Левшенкова Г.Н. Методические рекомендации для родителей по развитию мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста и первоклассников. Наро – Фоминск. Изд.: Наро-Новость, 2011, — 24 с.
- Рыженко С. И. Программа психокоррекции эмоционально-волевой сферыдетей старшей и подготовительной к школе групп «Настроение».
|