Методическая разработка
Автор: Тихонова Ольга Ивановна Педагог-психолог комплексной службы психолого-педагогического и социального сопровождения ГБОУ Школа № 1353 Имени генерала Д.Ф. Алексеева
Данное занятие является обобщением полученных ранее знаний на коррекционно-развивающих занятиях педагога-психолога. Работа по данному конспекту позволяет обобщить и систематизировать знания детей. При формировании структуры и содержания занятия учитываются возрастные особенности развития детей 6-7 лет.
Пояснительная записка
В рамках психолого-педагогического сопровождения на этапе подготовки детей к школьному обучению педагогом-психологом организована работа в виде разработки рекомендаций и домашних заданий для детей подготовительных групп. Реализация дистанционного обучения дошкольников проводится в форме домашних заданий для совместного выполнения ребенка с родителями.
Скачать конспект
Выполнение упражнений и игр носят рекомендательный характер. При составлении конспектов занятий для детей с родителями, педагог-психолог более подробно составляет инструкцию к выполнению упражнений, игр. Приводятся примеры вопросов для беседы с детьми с указанием в скобках предполагаемых вариантов ответов, фразы диалогов, если присутствует персонаж. Все это делает конспект более полным, доступным и понятным. Для лучшего восприятия материала детьми, высылаемые файлы оформлены красочными иллюстрациями, сюжетными картинками, фотографиями по теме занятия. Организация взаимодействия с родителями детей, позволяет педагогу — психологу консультировать родителей по итогам выполнения заданий. Давать ответы родителям на интересующие их вопросы, интересоваться успехами детей.
Представляю Вашему вниманию конспект домашнего занятия ребенка с родителями «Скоро в школу!».
Цель: Развитие познавательных интересов и закрепление ранее полученных знаний у дошкольников по средствам игр и упражнений.
Коррекционно-развивающая задачи:
-Развитие смысловой памяти, связной речи, зрительного внимания, слухового восприятия, развитие и мыслительных операций.
-Формирование ситуации успеха в учебной деятельности.
-Формирование принимать и выполнять учебную задачу.
Образовательные задачи:
- Формирование представлений ребенка о школе.
-Формирование внутренней позиции бедующего ученика.
-Знакомство ребенка с школьными принадлежностями.
-Формирование правил поведения в школе.
-Формирование навыка самостоятельного речевого высказывания.
-Формирование умения выражать и понимать эмоции другого человека.
Воспитывающие:
- Формирование положительной мотивации к обучающему процессу.
-Развитие навыков взаимодействия со взрослым.
- Развитие умения действовать по заданному правилу.
- Формирование способности действовать самостоятельно.
Тип занятия: Обобщение и систематизация ранее изученного материала
Оборудование и материалы:
Конспект занятия.
Подготовительный этап: Подбор демонстрационного материала, подбор игр по тематике занятия. Составление конспекта занятия.
Содержание занятия:
Родителям предлагается побеседовать с ребенком о школе.
Посмотри эти дети идут в школу.
Как назвать одним словом детей, которые идут в школу? (ученики, школьники, первоклассники).
Когда ребята пойдут в первый класс?
Назови время года, месяц, число.
Прочитайте ребенку стихотворение:
Первый класс — это первый задорный звонок.
Первый класс — это первый серьезный урок.
Это шумная, радостная переменка.
Знают девчонки и знают мальчишки:
Первый класс — это первая школьная книжка!
В детском саду вы много говорили о школе. А в школе вы, наверное, будем вспоминать детский сад.
Чем отличается детский сад от школы?
Помогаем ребенку сравнить. Начинаем предложение, а ребенок заканчивает.
В детском саду — занятия, а в школе…… уроки.
В детском саду столы, а в школе …… парты.
В детском саду дети спят, а в школе… нет.
В детском саду группы, а в школе …классы.
В детском саду воспитатели, а в школе… учителя.
Интересно, а что ты знаешь о школе, о школьной жизни?
Для чего нужно ходить в школу?
(Правильно, чтобы быть грамотным человеком, научиться читать, писать, считать).
А кто вас будет учить этому?
Как мы называем людей, обучающих других грамоте? (Учитель).
А чему вас еще будут учить в школе?
(В школе ребята получают знания. В школе дети учатся быть трудолюбивыми).
А как ты думаешь, чему еще учат в школе?
(Дружбе. Назовите ребят, с которыми ты дружишь в детском саду. Вот и в школе у тебя будут друзья мальчики и девочки. А называться они будут одним словом – одноклассники).
В школе тоже дети дружат между собой. Ты тоже там найдёте себе друзей. В школу ходят не только за знаниями, но и учатся дружить, вместе играть, доброжелательно относиться друг к другу.
Давайте вспомним пословицы о дружбе:
Друга ищи, а найдешь — береги.
Друг познается в беде.
Друзья — не разлей вода.
Старый друг лучше новых двух.
Объясните ребенку смысл пословиц.
А как ты думаешь дети ходят в школу чтобы получать знания или хорошие оценки? (Получать знания и хорошие оценки).
Чтобы получать и знания, и хорошие оценки, нужно быть старательным и не ленивым. Вот послушай историю про одного мальчика…
«Сказка про Помарку»
Автор: Ирис Ревю
Жили-были помарки. У них не было своего тридевятого царства, тридесятого государства. Они жили в школьных тетрадках и постоянно прятались. Некоторые помарки таились всю жизнь, и никогда не выходили наружу. Это происходило, в основном, в тетрадках отличников. А некоторые помарки жили вольготно, гуляли, где хотели. Это наблюдалось, как правило, в тетрадях троечников.
Вася Метёлкин вёл настоящий бой с помарками. Ему хотелось узнать, откуда они появляются.
…Вот он медленно начинает писать, выводит одно слово, второе… Потом – хлоп! — начинает торопиться, делает ошибку, и вот она, помарка, готовенькая, тут как тут.
Однажды Вася даже заплакал от досады. Вдруг он слышит, как ему кто-то говорит:
— Ты из-за меня плачешь?
Вася поднял глаза. Никого радом не было. Он ущипнул себя за руку, и плакать перестал.
И тут он понял, что с ним разговаривает сама Помарка.
— Вот откуда ты берешься, почему у меня все диктанты с помарками? – закричал Вася.
«А ты сам виноват», — сказала Помарка. – Начинаешь суетиться, подскакивать, злиться непонятно на кого, грызть ногти, в общем, делать всё, что угодно, но только не спокойно писать диктант.
Вася задумался. А, может, действительно, он сам виноват?
В школьные каникулы Вася провёл опыт. Он сел за стол, достал часы. Когда они показали 9 часов, то начался диктант. Диктовала бабушка, а мальчик писал. Поначалу у него было много помарок, а ещё больше тревожных мыслей в голове:
— Ах, диктант! Как это волнительно! Это ведь контрольная работа. А на контрольных я всегда беспокоюсь.
Но постепенно Вася приучил себя к мысли, что надо писать спокойно, тревожные мысли гнать прочь. Мальчик воспитывал свою силу воли. Он научился писать почти без помарок. И это была его победа!
Однажды Помарка явилась к мальчику, а он не был рад её видеть. Но Помарка, не обращая внимания на плохое настроение мальчика, сказала ему:
— Давай в школе будем видеться как можно реже, а встречаться только дома, в черновиках. Поболтаем о том, о сём, а потом ты продолжишь учиться, а я прятаться, как обычно. Ведь чем больше я прячусь, тем лучше.
…Вася иногда разговаривает с Помаркой, только дома. Пока никто не видит.
Но Вася знает, что с Помарками надо держать ухо востро!
Вопросы:
Что такое помарки?
Где живут помарки?
Почему Вася писал диктанты с помарками?
Как Вася познакомился с говорящей Помаркой?
Как Вася тренировал свою силу воли?
Нарисуй Помарку.
Главная мысль сказки заключается в том, что если у тебя есть какая-то проблема, то надо уделить время решению этой проблемы, поискать ходы-выходы как от неё избавиться. Вася в каникулы нашёл время, привлек бабушку, и вступил с помарками в настоящий бой. Он хотел писать диктанты без помарок, и он добился большого успеха!
Давай теперь поговорим о школьных правилах. Ты знаешь школьные правила?
Послушай, стихотворение про школьные правила.
Правило первое
В школе «Здравствуй» говорят
И с улыбкой дарят взгляд!
Правило второе
До звонка ты приходи
И порядок наводи!
По звонку все дружно в ряд
Ждут учителя, стоят!
Правило третье
Друга зря не беспокой.
Береги его покой.
На уроке тишина
Руку поднимай тогда,
Если хочешь отвечать
Или важное сказать.
Правило четвёртое
На уроке ждут ответ.
Кто-то знает, кто-то нет.
Отвечает только тот,
Кого учитель назовёт.
Правило пятое
Вот звонок на переменку,
Приготовься отдыхать:
Можешь с другом прогуляться,
Можешь тихо поиграть.
Подготовь к уроку всё,
Чтоб училось нам легко!
Давай поговорим о вещах, которые нужны ученикам.
В школу ребята ходят с портфелем.
А что будет в нем лежать?
(Школьные принадлежности).
Давай их перечислим.
Рассмотрите с ребенком картинку. Если ребенок не знает название некоторых предметов назовите их. Расскажите для чего они нужны.
Предложите ребенку загадки про школьные предметы.
Попробуйте отгадать!
Черный Ивашка
Деревянная рубашка
Где носом ткнет,
Там черту проведет.
(Карандаш)
Не куст, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает
(Книга)
Грамоты не знаю, а всю жизнь пишу,
(Ручка)
Уютный дом себе нашли, все мои карандаши.
(Пенал)
Я в линейку, я и в клетку. Жду хорошую отметку.
На уроках я молчу, быть отличницей хочу.
(Тетрадь)
Крошки-птички
Сели в ряд
И словечки говорят. (Буквы)
На чёрном поле
Скок- поскок —
Гуляет зайчик- белячок. (Доска имел)
До чего же скучно, братцы,
На чужой спине кататься!
Дал бы кто мне пару ног,
Я б такой исполнил танец!..
Но нельзя, я школьный... (ранец).
Предложите ребенку игры:
Игра «Скажи наоборот»
Взрослый — ребенок
Чистый портфель – грязный портфель;
Острый карандаш – тупой карандаш;
Тяжелый рюкзак – легкий рюкзак;
Веселый ученик – грустный учений;
Трудная задача – легкая задача;
Начало урока – конец урока;
Трудолюбивый ученик – ленивый ученик;
Рано вставать – поздно вставать;
Новая форма – старая форма;
Рано сделать уроки – поздно сделать уроки;
Выйти из школы – войти в школу;
Игра «Подбери подходящие слова»
Взрослый — ребенок
Про кого или про что можно сказать так:
Школьный? Двор, праздник, рюкзак, костюм, класс, урок …
Школьная? Линейка. доска, парта, перемена …
Школьные? Каникулы, задания, принадлежности …
Школьное? Обучение, упражнение, сочинение, собрание …
Игра «Великаны и гномики».
Пример:
У великанов большие портфели, а у гномиков — маленькие портфельчики.
У великанов большие книги, а у гномиков — маленькие книжечки.
У великанов большие карандаши, а у гномиков — маленькие...
У великанов большие тетради, а у гномиков — маленькие...
У великанов большие линейки, а у гномиков — маленькие...
У великанов большие ручки, а у гномиков — маленькие...
У великанов большие кисти, а у гномиков — маленькие...
Школа – это светлый дом,
Мы учиться будем в нём.
Там научимся писать,
Складывать и умножать.
В школе многое узнаем:
О своём любимом крае,
О горах и океанах,
О материках и странах;
И куда впадают реки,
И какими были греки,
И какие есть моря,
И как вертится Земля.
В школе мастерские есть…
Интересных дел не счесть!
И звонок весёлый.
Вот что значит "школа"!
Уважаемые родители успехов Вам и Вашим детям!
|