Тема: «Дифференциация звуков и букв Р-Л в произношении и на письме»
Цель: различение звуков [Р], [Л] в произношении в словах, в слогах, в предложении; звукобуквенный анализ, слова; соотнесение графического изображения с буквами.
Интеграция образовательных областей:
- «Речевое развитие»
- «Социально-коммуникативное развитие»
- «Физическое развитие»
- «Художественно-эстетическое развитие».
Скачать конспект
Скачтаь презентацию
Виды детской деятельности:
Задачи:
Образовательные:
Закреплять навыки ориентировки в пространстве при дифференциации основных направлений пространства и движений, правильного употребления предлогов «на», «за», «над», «перед», «в».
Продолжать учить различать согласные звуки [Р], [Л] в словах и предложениях.
Упражнять в составлении звуковых схем слов.
Развивающие:
Развивать слуховое и зрительное внимание, фонематический слух при проведении. Развивать зрительное восприятие при графическом изображении букв.
Развивать звуковой и звукобуквенный анализ;
Воспитательные:
Воспитывать бережное отношение к своему здоровью, желание помочь другу
Предварительная работа:
- Развитие органов артикуляция и постановка звука [Л].
- Развитие органов артикуляция и звука [Р].
- Закрепление звуков [Р], [Л] в словах, чистоговорках.
- Автоматизация звуков [Р], [Л ] в спонтанной речи.
- Обучение делению слов на слоги.
- Обучение составлению звуковой схемы слова.
Материалы:
фишки: красные, синие, зеленые; касса букв; предметные картинки на звуки [Р], [Л] (в разной позиции); кукла Красная Шапочка; корзинка с заданиями; цветные магниты для составления звуковой схемы слова у мольберта, маркер, карточки с заданиями, ИКТ (игра «Вагончик»), индивидуальные тренажеры для глаз «Цветок».
Ход занятия:
Вводная часть занятия.
1. — У нас в гостях Красная Шапочка и она просит помочь ей подготовиться к школе, выполнить различные задания. Для этого нужно потренироваться.
Игра «Запомни и повтори».
Дети повторяют чистоговорки на автоматизацию [р], [л]
ра-ра-ра – рама, радуга, гора
ло-ло-ло – ложка и стекло
ла-ла-ла – лампа и пила
ру-ру-ру – ручка, кенгуру
лы-лы-лы – шпалы и полы
- А где же задания? Их нужно найти. Они находятся в корзинке, а корзинка ……
Дети отыскивают корзинку с заданиями.
Основная часть занятия.
2. Игра «Посчитай звуки и выложи слово» (приложение, слайд 1).
Дети определяют количество звуков в слове и выкладывают звуковую схему слова (один ребёнок на мольберте цветными магнитиками, другой на столе фишками)
сугроб пурга алфавит школа
3. Игра «Поменяй местами слоги, составь и прочитай слово» (приложение, слайд 2).
Ра Ю Ра Ве Ра Но Ра У
Ра Ды Ба Вер Ка Пал Ла Ми
Ка Пол Ла Пи Ка Вил
4. Игра «Разложи картинки»
Дети поочерёдно берут картинки, называют слова и раскладывают их на две кучки: в одной слова со звуком [р], в другой со звуком [л]
5. Физкультминутка «Правая и левая»
Это — правая рука.
Это — левая рука.
Справа – шумная дуброва,
Слева — быстрая река.
Обернулись мы, и вот-
Стало всё наоборот:
Слева — шумная дуброва,
Справа — быстрая река.
Неужели стала правой
Моя левая рука?
6. Компьютерная игра «Вагончик»
На экране вагончик с тремя окошками. Дети определяют, в какой части слова стоят звуки [р], [р, ], [л], [л, ] и расселяют картинки в соответствующие окошки вагона.
7. Гимнастика для глаз (проводится с целью активизации зрительных функций у детей перед письмом.
И.П. Туловище и голова находятся в неподвижном состоянии.
«Вверх, вниз» (поднять руку медленно вверх, затем вниз, повторить 3-4 раза).
«Вправо, влево» (отвести руку вправо, потом медленно влево, повторить 3-4 раза).
«Круг» (очертить рукой круг слева направо, повторить 3-4 раза)
«Приближение-отдаление» (тренажер медленно приблизить к носу и медленно отвести, повторить 3-4 раз).
8. Упражнение «Допиши букву».
На карточках в словах не дописаны буквы Р – Л. Уточнить вместе с детьми, чем отличаются звуки от букв. (Приложение, слайд 3)
…ак па... …апа …ома
па.. та га... ка па.. ка. авка
Дети вставляют пропущенную букву и читают слова с буквой Л, затем с буквой Р.
9. Упражнение «Узнай букву»
На мольберте написано словосочетание «Красная Шапочка» (в буквах не дописаны часть элементов).
Дети должны догадаться, что она хотела написать Красная Шапочка и дописать каждую букву. Затем прочесть словосочетание хором. Определить, сколько в каждом слове букв и слогов.
11. Работа с кассой букв. (Приложение, слайд 4)
Дети выкладывают предложение. Перед выкладыванием разбираем, сколько слов в предложении, сколько в каждом слове букв, сколько слогов в каждом слове.
СКОРО НАМ В ШКОЛУ!
Заключительная часть занятия.
- Ребята, вы помогли Красной Шапочке выполнить все задания. Надеемся, она многому у вас научилась и будет очень хорошо учиться в школе
|