Костылева Татьяна Прокопьевна. Занимательная ситуация по обучению грамоте в старшей логопедической группе с элементами экспериментирования «В гостях у Феи букв и звуков»

Занимательная ситуация по обучению грамоте в старшей логопедической группе с элементами экспериментирования «В гостях у Феи букв и звуков»

Автор: Костылева Т.П. 25. 02. 2020.

Цель: Развивать познавательную активность, дифференцировать понятие «звук» и «буква»

Задачи:

Образовательные

  • Расширять знания детей о звуках, и распространении звуковых волн.
  • Формировать представление о характеристиках звука — громкости, тембре, длительности.
  • Закреплять знания о строении человеческого уха – органа, воспринимающего звуки.
  • Закреплять понятие – «звук», «буква».

Развивающие:

  • Развивать умение сравнивать различные звуки, определять их источник.
  • Развивать умение говорить и слушать.

Воспитательные:

  • Воспитывать интерес к процессу обучения, используя игру, как основную форму.

Материал: Музыкальные инструменты, листы с буквами, корзинки с бросовым материалом, мячики – ежики,

 

Ход ОД.

Дети заходят в группу, здороваются.

В. Объясняю, что мы сегодня будем говорить о звуках и буквах. Предлагаю им отправиться в путешествие на планету, где живут звуки и буквы. (В грамзаписи звучит космическая мелодия.) Дети открывают глаза, представляюсь им как Фея букв и звуков. Объясняю им, что моя планета невидимая и очень большая. Звуки есть повсюду, но их нельзя увидеть, можно только услышать. Звуки издают животные, а люди произносят звуки речи, из звуков речи состоят слова. И мы прекрасно понимаем друг друга.

В. Приглашаю детей к столу. Посмотрите, на столе лежат предметы. Что это?

Д. Музыкальные инструменты

В.Возьмите по одному инструменту, по очереди попробуйте сыграть на нем и скажите, что вы слышите?

Д. Разные звуки.

В. Попробуйте рассказать про них, какие они?

Д. Тихие — громкие, шумные, высокие – низкие, мелодичные.

В. Ребята, а звуки издают только музыкальные инструменты?

Д.Нет, есть другие звуки.

В. А давайте проверим.

Опыт 1 Материал: Металлическое ведро, деревянная ложка, тряпочка, 3 бокала на ножках с цветной водой, палочки.

В. Вызываю детей по одному и предлагаю выполнить задание:

- Лиза напой любую песенку.

- Илья, возьми ведро и крикни в него.

- Амелия, возьми деревянную ложку и ударь по ведру.

- Соня, возьми тряпочку заверни ложку и ударь по ведру.

- А сейчас посмотрите, я вам сыграю короткую мелодию на бокалах (палочкой стучу по бокалам).

В. Что вы слышите? (перезвон)

В. Какой мы сделаем вывод?

Д.Вокруг нас много вещей, которые издают разные звуки.

В. А как распространяется звук, как он движется? Узнать это нам поможет следующий опыт.

Опыт 2. Материал: Емкость с водой и камни. Дети подходят к столу.

В.Прошу детей по одному бросить камушек в воду. Что вы увидели? (по воде расходятся круги). То же самое происходит и со звуком, он расходится в разные стороны и мы его слышим, но не видим.

- по воздуху передаются невидимые волны, которые называются звуковые.

- Вы узнали, что есть разные звуки и как они передаются.

- Чем мы слышим звуки? (ушами).

Рассматриваем схему уха человека. (ушная раковина, перепонка слуховой проход).

Опыт 3 Материал: Бумажные воронки.

В.Раздаю бумажные воронки. Предлагаю приложить к уху узким концом и послушать музыку. Проверяем качество звука.

В.И так, ушная раковина помогает слышать звуки? (да) Всю свою жизнь здоровый человек слышит различные звуки, которые служат нам источником информации об окружающем мире.

Физминутка

Сделаем массаж рук мячиком-ежиком.

Я мячом круги катаю,

Взад вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошку,

Будто я сметаю крошки.

И сожму его немножко,

Как сжимает лапу кошка.

Каждым пальцем мяч прижму

И другой рукой начну.

А теперь последний трюк –

Мяч летает между рук.

В.Вы уже знаете, что звуки нельзя увидеть, но их можно услышать и произнести.

В.Какие звуки речи вы знаете? Назовите их.

Д. (гласные и согласные).

В.Я расскажу вам сказку. Однажды солнышко придумало им имена, а случилось это так. На одной стороне планеты жили звуки, их пригревало солнышко и они пели, голосили – А, О, У, И, Ы, Э.Эти звуки мы произносим только с помощью голоса. Как они называются?

Д. Гласные.

В.А на обратной стороне планеты звуки не умели петь, жили не весело, солнышко их не грело, звуки страдали и при этом одни кряхтели – КККК, рычали – РРРР, шипели – ШШШШ, пыхтели – ПППП.

В.Что же помогает нам произносить эти звуки?

Д.губы, зубы, язык.

В.Солнышко сказало им: «Негоже вам так жить. Гласные дружные и веселые. Вам надо с ними подружиться и стать опять счастливыми».

- Согласны? – улыбнулось солнышко. Согласны! – хором ответили звуки, которые так и назвали согласные. И вот гласные и согласные стали жить опять в мире и согласии.

- Затем звуки невидимки захотели показать себя, мы же их только произносим и слышим. Тогда они стали надевать красивые костюмчики, так появились буквы, которые мы пишем, видим и читаем.

В.Скажите, а какие костюмчики надели гласные звуки?

Д.Красные.

В. А согласные?

Д.Синие и зеленые.

В. Почему у согласных разные костюмы?

Д. согласные бывают твердые и мягкие.

В. На столе, на листе бумаги у вас нарисованы буквы, возьмите карандаш и обведите гласные звуки красным цветом, а согласные синим.

В.Предлагаю детям придвинуть к себе корзинки, в которых приготовлен материал для выкладывания буквы.

- Задание: Выложить букву, с которой начинается имя ребенка (дети называют свое имя и букву)

В.А сейчас я предлагаю вам интересные опыты с буквами.

Опыт 1 Материал: бумага, клей, кисточка, дождик.

В. Какая буква спряталась?

(Незаметно рисую букву клеем) Прошу детей посыпать дождиком на листок бумаги, где нарисована буква, остатки стряхиваю, а где был намазан клей, появляется невидимая буква.

Опыт 2 Материал: чашка, четвертинка лимона, ватные палочки, вода, листы бумаги.

В.Дети сейчас я научу вас писать невидимые письма, их никто не сможет прочитать кроме вас.

Этапы эксперимента:

Выжимаем в чашку лимонный сок

Добавляем столько же воды и перемешиваем

Ватную палочку обмакиваем в сок и пишем на бумаге письмо.

Просушиваем надпись

Проглаживаем бумагу горячим утюгом.

- Результат будет ошеломляющим: на чистом листе проявится написанный текст.

В. Объясняю детям, что кристаллики высохшей лимонной кислоты сгорают под утюгом, оставляя следы на бумаге.

-Итог занятия.

В.показываю детям свою волшебную шкатулку, в которой лежат медали «Умники» и «Умницы», награждаю детей, благодарю за работу

Просмотров: 478
Категория: По направлениям » Для детского сада » Обучение грамоте детей




Другие новости по теме:

  • Кузнецова Валентина Николаевна. Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Гласные звуки и буквы»
  • Захаркина Марина Васильевна. Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе. Тема: «Гласные звуки и буквы второго ряда».
  • Фиалова Татьяна Васильевна. Конспект логопедической НОД для детей подготовительной к школе логопедической группы 'Гласные звуки и буквы А, О, У, И, Ы'
  • Кузина Анна Викторовна. Конспект логопедического занятия по обучению грамоте для детей с ОНР старшего дошкольного возраста на тему «Гласные звуки [а, у, и, ы, о]»
  • Песоцкая Наталья Юрьевна. Конспект занятия по обучению грамоте «Звуки [р], [рь]. Буква Р» в подготовительной логопедической
  • Архипова Инна Петровна. Занятия по обучению грамоте Тема: Буква М. Звуки М — МЬ.
  • Цветкова Валентина Васильевна. Подготовка к обучению грамоте. «Буква «Д». Звуки «Д» и «Дь»
  • Ирина Тетерева. Конспект НОД в подготовительной группе по обучению грамоте на тему: «Звуки [з], [з,] и буква З».
  • Кузнецова Елена Викторовна. Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Звуки [х]-[х'] и буква Х»
  • Галина Александровна Спирина. Урок по грамоте в 1 «А» классе. Тема: «Звуки [ с], [ с`], письмо буквы С, с».
  • Лалетина Юлия Николаевна. Конспект фронтального занятия по обучению грамоте в логопедической подготовительной к школе группе. Тема: Звуки C, С' и буква С.
  • Гришина Елена Александровна.. Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе. Тема: Звуки П, Пь. Буква П
  • Шуть Олеся Сергеевна. Конспект занятия. Тема: «Звуки [к], [кь]. Буква К». «Дикие животные».
  • Наталья Николаевна Омельченко. Звуки «М» «Мь». Буква «М» «Продукты питания»
  • Рыжакова Елена Аркадьевна. Конспект занятия по обучению элементам грамоты детей старшего дошкольного возраста тема «Звуки П,Пь и буква П»
  • Владимирова Екатерина Михайловна. Конспект фронтального занятия по грамоте в подготовительной к школе логопедической группе по теме: «Звуки [Ч], [Щ]. Буквы Ч, Щ»
  • Мисник Мария Александровна. Конспект открытого занятия по АЗБУКОВЕДЕНИЮ на тему: «Звуки [х], [х']. Буква Х.»
  • Шибанова Алена Викторовна. Мастер – класс для педагогов «Звуки и буквы».
  • Леонова Галина Леонидовна. Фронтальное занятие в подготовительной группе (1 период) Звуки [б-бь] и буква б. Продукты.
  • Редактор. Сказка о Веселом Язычке или Почему некоторые дети не произносят некоторые звуки?
  • Чекашова Лариса Николаевна. Конспект непосредственно-образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной к школе группы на тему: Звуки [Л], [Л']. Буква «Л» «Наш гость Лунтик»
  • Светлана Шишкина. Конспект логопедического подгруппового занятия по развитию фонетико-фонематических процессов Тема урока: Звуки «Н», «НЬ» и буква Н
  • Кривасова Надежда Николаевна. Логосказки при подготовке к обучению грамоте с использованием дидактического пособия «Подружим звуки, подружим буквы»
  • Данилишина Анна Вячеславовна. Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе логопедической группе для детей с ОНР по теме: «Звуки «Ч» - «Щ»
  • Милусь Наталья Александровна. Занятие по развитию фонетической стороны речи в старшей группе с использованием ИКТ «Звуки /К/ и /КЬ/».
  • Самсонова Оксана Николаевна. Как помочь родителям быстро и интересно автоматизировать поставленные звуки детям с ОНР.
  • Анна Гурина. Конспект фронтального занятия по обучению грамоте в подготовительной группе с ОНР на тему: 'Звуки С и СЬ'
  • Чекашова Лариса Николаевна. «Путешествие в волшебный лес» Звуки [К], [К'].
  • Карлсен Марианна Аксель-Владимировна. Конспект образовательной деятельности «Развитие речи» в старшей группе – 1 год обучения. Тема: «Зимние забавы». Звуки «В — ВЬ».
  • Ноздрина Ольга Игоревна. Конспект комплексного занятия в старшей логопедической группе по теме: «Звуки Т и Т'. Одежда»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь