Коррекционно-образовательные задачи. Продолжать учить внимательно, вслушиваться и различать звуки. Закрепление навыков: чёткого произношения звуков «В — ВЬ» и дифференциации их на слух и в произношении. Определение места звука в начале и в конце слова. Звуковой анализ: ВЫ, ВОТ.
Коррекционно-развивающие задачи. Развитие речевого слуха, связной речи, фонематических представлений, зрительного внимания и восприятия, артикуляционной и тонкой моторики. Подготовка руки к письму — упражнять детей в правильном распределении мышечной нагрузки.
Коррекционно-воспитательные задачи. Формирование взаимопонимания, доброжелательности.
Ход занятия.
1. Оргмомент. Отгадать загадку. Кто зимой холодной, ходит злой, голодный? (Волк.)
У волка бывает разное настроение. Когда ему хорошо, он поет такие песни: в-а-а-а; в-о-о-о; в-у-у-. Но бывает волку и скучно, и грустно, и одиноко. Тогда он поет по-другому: в-и-и-и (воспитатель имитирует). А сейчас, ребята, скажите, какое настроение вы слышится в песнях волка?
Вы обратили внимание, что в разных песнях звук произносится по-разному: в одних уверенно, твердо, а в других печально, мягко. Давайте еще раз послушаем песни волка и определим, где звук звучит твердо, а где — мягко (повтор песен волка).
2. Артикуляционная и дыхательная гимнастика.
3. Фонетическое упражнение. Как воет волк? (В – в – в) Как вы думаете, с каким звуком мы познакомимся? Правильно со звуком «В». Характеристика звука. Когда мы произносим звук «В», Нижняя губа приближается к верхним зубам, между ними небольшое отверстие, через которое выходит воздушная струя, верхняя губа приподнята, голосовые связки вибрируют. Значит он звонкий. Символ звука.
Физминутка.
Выпал беленький снежок. Дети становиться в круг.
Соберемся мы в кружок.
Снег, снег, белый снег. Машут руками перед собой.
Засыпает он нас всех.
Дети все на лыжи встали и по снегу побежали
На коньках по льду катались
И снежками мы кидались.
4. «Хлопушки». Волк-волчок — серый бочок! Уж очень у тебя песни однообразные их сразу можно узнать. «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [В]»: в, п, т, м, в, д...; ва, па, ма, вы...
5. «Повтори чистоговорку». Идет волк по лесу. Видит, ворон летит. Так захотелось волку сделать что-то приятное для него. И он сочинил ему песенку. Вот она: Ворон — птица важная, Важная, отважная. Повторить песенку волка (хором, индивидуально).
6. «Найти слова на заданный звук». Понравилась песенка ворону. Идут они по лесу, поют песню и пришли на большую поляну. Там проходила ярмарка. Волк купил себе.... (Далее дети перечисляют предметы, в названиях которых есть звуки [в — в"].) Картинки
7. Заменить первый звук в словах на звук [В]. Какие новые слова получились?
Газы — вазы, полк —..., дата —..., грач —...,
пышка —..., голос —..., корона —...
8. Дидактическое упражнение Дидактическое упражнение «Определи место звука в слове». Найди где спрятался звук «В»? вата, завод, ванна, вахта, диван, сова, варежка;
9. Работа в кассах. Чтение символов. Звуковой анализ: ВЫ, ВОТ.
10. Пальчиковая гимнастика.
Белый вкусный снег идёт, (плавно опускать кисти рук вниз)
попадает прямо в рот,
если очень захочу, (захват руками «кучи снега» и двигать к себе)
снег весь разом проглочу (погладить живот)
И тогда, что будет братцы! (схватиться за голову) на санях не покататься, (соединять каждый палец с большим поочерёдно) и сугробов не видать, и в снежки не поиграть, и на лыжах не побегать! Плохо будет всем без снега (схватиться за голову) вот поэтому друзья, снег не съем, пожалуй, я! (погрозит пальцем)
11. Работа в тетрадях. Бежит волк по лесу. А навстречу ему — ежик. Да необычный ежик, без иголок. Обрадовался волк. Легко будет ему ежика поймать. Давайте поможем ежу. Нарисуйте колючки-иголки на спинке, да побольше. Отрывистыми линиями рисуют иголки, следить, чтобы рука двигалась сверху вниз.
12. Глазодвигательное упражнение
«Зажги лампочку»
Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до пяти. Повторить 4 – 5 раз. Крепко зажмурить глаза /считать до 3/, открыть, посмотреть вдаль. /Считая до 5/. Повторить; — 5 раза. Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4 – 5 раз.
13. Итог. Что нового узнали на занятии? Какие бывают звуки? Что понравилось? Логопед обобщает ответы детей.
|