Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка детский сад № 10
Воспитатель: Размета Татьяна Евгеньевна
ст. Каневская 2015 год
Программные задачи:
- учить находить картинки с данным звуком «ш» в начале, середине, конце слова
- упражнять в делении слов на части
- упражнять образование относительных прилагательных, в подборе родственных слов, в передаче повествовательной, вопросительной и восклицательной интонации
- развивать фонематический звук
5-. развивать логическое мышление.
Скачать конспект
Предварительная работа:
Рассматривание картинки со звуком «ш», загадывание загадок (мишка, мышь, кошка, машина), разучивание скороговорок.
Оборудование: игрушки (кукла, мышка, мишка, кошка), предметные картинки со звуком «ш», игра «веселый поезд», «пирамида».
Ход занятия:
1. Организационный момент. «Гимнастика для ума». Отвечайте на вопрос словом, начинающимся со звука «ш»
Головные уборы (шапка, шляпа) Число больше пяти (шесть) Часть колеса (шина) Как подает голос змея (шипит) Плод хвойного дерева (шишка)
Настольная игра на клеточной доске (шашки, шахматы) Там учат дети (школа)
Часть тела между головой и туловищем (шея) Узкий наоборот (широкий)
2. Анализ артикуляции звука «ш»
- Произносите звук «ш» наблюдая за артикуляцией в зеркале (губы округлены слегка выдвинуты вперед. Зубы сближены, широко образуя щель с небом. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Воздушная струя теплая, идет по середине языка. Голос не включается.)
- Расскажите, какой это звук? Звук «ш» всегда твердый, согласный
3. Упражнение в произношении звука «ш» А.
- Мышка шуршит — произношение прерывистого звука ш-ш-ш
- Лес шумит — длительное произношение звука ш-ш-ш
- Прогоним воробьев — кыш-кыш
- Гусь шипит ша-ша-ша, шу-ша-шо, шо-шо-шо, ши-шу-ша
Б.
- Поднимите фонарик, если услышите в слове звук «ш» (шар, хвостик, лопнувший, синий, воздушный, шипит, выпускает, шаловливый)
4. Появляется кукла Маша. Сегодня мы побывали в гостях у куклы Маши. Отгадайте
кто пришел к ней в гости?
Под полом таится Кошки боится
(мышь)
Воспитатель демонстрирует игрушку — мышь. Мышь выразительно пела. Дети выполняют слоговый ряд с разной интонацией.
- Утверждала уш-ош-аш
- Радовалась шва-шво-шву
- Спрашивала ша-шо-шу
Воспитатель: послушайте стишок, скажите, кто еще пришел в гости к Маше?
У Маши мошка в кашке Что делать нашей Маше? Выложила кашу в плошке И накормила кошку
Воспитатель: демонстрирует игрушку-кошку Назовите слова со звуком «ш» в стихотворении.
5. Игра «Пирамидка»
Воспитатель: помогите, ребята, научить Машиных гостей играть в эту игру
- Сложите пирамидку от большой к маленькой (детали — овалы)
- Будьте внимательны — пирамидка волшебная, выбрать нужно те детали, где звук «ш» в начале слова, лишние отложите в сторону.
Воспитатель: послушайте, кто стучится?
- Доскажите словечко, узнай, кто еще гостья у Маши?
Пыхтит как пышка Косолапый... (мишка)
Воспитатель: демонстрирует игрушку-мишку
- Мишка принес мячи, давайте вместе с ним поиграем! Имитация движений. Воспитатель читает стихотворение. Дети имитируют движения.
6. Кукла Маша, кошка, мышка и мишка познакомят гостей с новой игрой «подбери рифму»
А.
- У детей по одной картинки для подбора рифмы
Шишка Кошка Подушка Рубашка
Мышка Картошка Лягушка Ромашка
Вышка Гармошка Пушка неваляшка
Воспитатель называет слова, а дети по картинкам называют рифмующее слово.
Б.
Раз — шуршит в шкафу мышонок Два — в подушке лягушонок Три — шакал пошел в камыш А четыре — в шляпе мышь Пять — напишем в школе мышь Шесть — шумит, шалит мартышка Семь — на крыше наша кошка Восемь — шмель влетел в окошко Девять — шапку шьет швея Десять — шел по шпалам я
Игра «Веселый поезд»
Цель: Развитие фонематического восприятия, зрительного внимания, мелкой
моторики.
Инструкция: помоги распределить предметы и отправить их в путешествие на веселом поезде. Назови каждый предмет, выделяя звук «ш», прохлопай в ладоши количество слогов в каждом слове и ты узнаешь, какой предмет поедет в каком вагоне поезда (количество слогов совпадает с количеством окошек в вагоне). Разместите предмет в свой вагон.
Игра «Повтори за мной»
Ш — всегда шипящий звук На камнях змея шипит, Ш-ш-ш-ш
Море черное шумит, Ш-ш-ш-ш Как погода хороша Зашипели змейки — ша-ша-ша, Никуда я не спешу Прошипела змейка — шу-шу-шу, Свежим воздухом дыши — ши-ши, Как приятно на душе Улыбнулись змейки — ши-ши-ши.
7. Итог занятий:
- Беседа с детьми о занятии
- Почему Маша пригласила в гости мышь, кошку, мишку?. • Расскажите о звуке «ш»
8. Поощрение
Маша принесла вам в подарок шарики, в них тоже есть звук «ш»
Приложение к занятию:
Саша любит сушки, а Соня ватрушки. Купила Саша сушку? Купила Саша сушку. Сшила Саша Сашеньке шапку. Саша шапкой шишки сшиб. Шла Саша по шоссе.
Ша-ша-ша — моет мама малыша. Шу-шу-шу — я письмо пишу. Аш-аш-аш — у Вовы карандаш.
Тише, мыши, кот на крыше. Нашей Маше дали манной каши. Не найду я ушки у нашей лягушки. Леша и Клаша едят пшенную кашу. Яшка в фуражке едет на черепашке
На окошке крошку мошку ловко ловит лапой кошка. Маше каша надоела, Маша кушу не доела. Маша, кашу доедай, Маме не надоедай
Загадки:
Мягкие лапки, а в лапках царапки.
(кошка)
Два брюшка, четыре ушка.
(подушка)
Мала, а никому не мила
(мышь)
Скачет зверушка
Не рот, а ловушка.
Попадут в ловушку
И комар, и мушка (лягушка)
Под полом таится,.......
Кошки боится?
(мышь)
|