Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №82 комбинированного вида» Кировского района г. Казань
Выполнила: учитель-логопед Якубова Р.В. 2020 г.
Цель: формирование у детей дошкольного возраста представлений о речевом аппарате, знакомство с органами артикуляции.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- закреплять знания о частях лица и артикуляционных органах;
- отработать подготовительные артикуляционные упражнения для развития органов артикуляции;
- познакомить с основными звуками и положением органов артикуляционного аппарата при их произнесении.
Коррекционно-развивающие:
- развивать зрительное и слухоречевое внимание;
- развивать мелкую и общей моторику.
Коррекционно-воспитательные:
- формировать умение правильно вести себя на занятиях;
- воспитывать интерес к занятию, доброжелательное отношение друг к другу.
Планируемые результаты:
- у детей сформированы первоначальные представления о речевом аппарате и об органах артикуляции;
- дети способны определять положение органов артикуляционного аппарата при произнесении основных звуков.
Оборудование: презентация на тему «Осенний лес», музыка со звуками осеннего леса и птиц, корзинка с осенними листьями разного цвета из бумаги, макет «Схема артикуляционного аппарата», презентация по артикуляционной гимнастике «Сказка о весёлом язычке Томе», звуковой плакат «Говорящая азбука», зеркала, плакат «Артикуляционный уклад гласный и согласных звуков».
Ход занятия
I. Организационный момент.
Логопед:
- Здравствуйте, ребята! Когда я шла в детский сад, почтальон мне передал для вас письмо. Хотите узнать от кого оно? Отгадайте загадку:
После лета я иду,
Листья желтые несу. (Осень)
- Правильно. Это письмо от осени. Давайте посмотрим, что же она нам написала в письме. (Логопед читает письмо: Дорогие ребята, я приглашаю вас к себе в осенний лес, посмотреть на красоту осенней природы)
- Ребята, отправимся в путешествие в осенний лес? (Да)
- Тогда в путь! (Дети шагают на месте)
- Вот мы с вами и пришли. (Логопед включает музыку со звуками осеннего леса, птиц. Ребята садятся на стульчики)
- Посмотрите, как красиво в осеннем лесу! (Показ презентации)
«Листья золотые падают, летят,
Листья золотые устилают сад.
Много на дорожках листьев золотых,
Мы букет хороший сделаем из них,
Мы букет поставим посреди стола,
Осень золотая в гости к нам пришла».
- А какими становятся листочки осенью? (Желтыми, красными, оранжевыми)
- Скажите, почему листики лежат на земле? (Ответы детей)
- Правильно, именно осенью начинается листопад.
1. Дыхательная гимнастика с листочками.
- Посмотрите, у нас тоже есть осенние листочки, давайте поиграем с ними. (Логопед подносит корзинку с разноцветными листочками, дети выбирают понравившийся листочек)
- Полюбуйтесь на них, а теперь подуйте, щёки не раздувайте, ветерок должен идти посередине язычка.
- Что листочки делают? (Шелестят, качаются, наклоняются, падают)
- Молодцы, ребята! А теперь нам пора возвращаться обратно в детский сад. В нашу любимую группу. (Шаги на месте. Дети садятся на стульчики)
2. Сообщение темы занятия:
- Сейчас я загадаю вам загадку об одной очень важной профессии. Как считаете, справитесь ли вы с ней? (Ответы детей)
Ах, какие это муки,
Не даются детям звуки!
Вечные ошибки:
Вместо «Рыбки» «Лыбки»
«Миска» вместо «Мишка»
«Фыфка» вместо «Шишка»
Мы откроем вам секрет:
Вам поможет… (Логопед)
- Правильно! Какие вы сообразительные! А что вы знаете о профессии логопеда, чему учит логопед? С кем он занимается? Где работает? (слушаются ответы детей)
- Теперь вы, наверняка, догадались какая у меня профессия? (Логопед)
– Правильно, я учитель-логопед. И мы с вами на наших занятиях будем заниматься всем тем, что вы сейчас называли: развивать речь и учиться правильно произносить все звуки. И все это у нас с вами непременно получится. Правда, ребята? (Да)
II. Основная часть
1. Знакомство с органами артикуляции
- Сегодня мы с вами начинаем путешествие в страну красивой, а главное правильной речи! (вывешивается на доске макет органов артикуляции)
Для начала нужно будет ответить на мои вопросы. Готовы, ребята? (Да)
- Что находится во рту у каждого из вас? (Зубы, язык.)
- А если мы закроем рот, что мешает нам увидеть зубы и язык? (Губы и щеки.)
- Попробуйте закрыть плотно рот и сказать «Здравствуйте», не открывая рта.
(Дети пытаются произнести это слово с закрытым ртом)
- Вы смогли правильно произнести слово «здравствуйте» с закрытым ртом? (Нет)
-Можно ли разговаривать без помощи губ, щек и зубов? (Нельзя)
- А без язычка? (Тоже нет)
-А как вы думаете, чтобы уметь красиво разговаривать, нужно ли выполнять физические упражнения? (да)
-Совершенно верно. А какие части тела будут при этом задействованы, вы узнаете, отгадав мои загадки:
Нет обидчивее Любы-
Очень часто дует… (губы)
Я у Хомки-хомяка брал вчера уроки,
Как получше набивать угощеньем … (щеки)
Первым пробовать привык
Угощенья все… (язык)
2. Артикуляционная гимнастика
- А теперь послушайте сказку о весёлом язычке Томе и повторяйте за мной все движения язычка, губ, щёк. (Показ презентации)
- Жил был веселый язычок Том (Том – язык, дети показывают его)
И был у него большой и красивый дом (Дом – рот)
Однажды Том обходил свои владения (Дети водят язык во рту)
Остановился у забора (Дети показывают зубы)
Решил Том покрасить забор (Сначала водим 8 раз язык по верхним зубам, затем нижние зубы)
Устал Том, решил отдохнуть на заборе (Язык помещается между зубами)
Увидел Том своих друзей и помахал им (Водим язык вправо-влево)
Друзья обрадовались Тому, и пришли к нему в гости.
Дом был полон гостей. (Надуйте щеки)
Было очень весело. Решили они поиграть в футбол. (Язык толкает щеки)
Устали друзья, ушли домой. Пока- пока! (Водим язык вправо-влево)
3. Знакомство с понятием «звук», с основными звуками и положением органов артикуляционного аппарата при их произнесении
- Ребята, щёки, зубы и язык – это и есть наш речевой аппарат. С помощью речевого аппарата люди разговаривают, произносят слова. А из чего состоят слова? (Из звуков)
Давайте вспомним, чем отличается звук от буквы. (Звуки мы произносим и слышим, а буквы мы пишем и читаем)
- Еще звуки делятся на две группы — гласные и согласные.
(Вывешивается на доску плакат артикуляционного уклада звуков)
- При произнесении гласного звука воздух не встречает преград и поэтому звук можно долго тянуть. Например: А, О, У, И, Ы, Э.
- Давайте проверим, посмотрим в зеркало и произнесем звук А.
(Логопед раздает детям зеркала. Дети произносят звуки, смотря в зеркало)
- Согласный звук не тянется, потому что при его произнесении воздух встречает препятствия. Например: П, М, Д, Ш и др. Проверим, ребята? (Произносят звуки, смотря в зеркало)
4. Физминутка «Ежик»
По тропинке еж идет,
На иголках гриб несет.
Он проходит под кустами
И шуршит за лопухами. (Ходьба на месте)
На одной ноге стоит
Гриб большущий боровик. (Стоять на левой ноге)
А у клена на опушке
Выросли грибы волнушки. (Стоять на правой ноге)
Еж на пне опята ищет.
И в траве усердно рыщет.
Раз – грибок, и два – грибок.
Положи их в кузовок. (Наклоны)
Ежик сядет под кусточек,
Чтобы отыскать грибочек.
Встанет и потянет спинку.
Вновь шагает по тропинке. (Приседания)
Ежик охает: устал.
Оттого, что приседал.
Потом сладко потянулся
И еще назад прогнулся. (Вдох – выдох)
Ежик топал по тропинке
И грибочки нес на спинке.
Ежик топал не спеша,
Тихо листьями шурша. (Ходьба на месте)
5. Развитие слухоречевого и зрительного внимания
Игра «Определи какой звук»
- Сейчас я буду показывать звуки, но при этом не буду произносить их. А вы по положению губ, щёк и языка должны будете догадаться, какой это звук.
Игра «Поймай звук»
- Ребята, вам нужно будет хлопнуть в ладоши (поймать звук) тогда, когда услышите тот звук, который я вам скажу. (звуки А, У, О, Б, С)
III. Итог занятия
- Ребята понравилось ли вам наше сегодняшнее занятие?
- Давайте вспомним, что мы сегодня узнали на занятии?
- Какие задания вам понравились больше всего?
- Было ли задание, которое показалось вам сложным? (Слушаются ответы детей)
- Вы очень хорошо занимались, молодцы!
|