«Наша Родина - Россия, наш язык - русский» (непосредственно образовательная деятельность с детьми подготовительной к школе группы по реализации образовательной области «Коммуникация») Воспитатель гр. № 3 Постолова Е.В. Интеграция образовательных областей: «Социализация», «Чтение художественной литературы», «Познание», «Художественное творчество» (Конструирование). Программное содержание: Развивать: диалогическую и монологическую речь, дыхательный аппарат; способствовать развитию художественного восприятия текста; Обучать:
умению проводить звуковой анализ слова; выделять определённый звук в слове, составлять слова и предложенных звуков; умение выделять ударный гласный звук в слове; понимать смысл пословиц и поговорок по изучаемой теме, объяснять их значение; закрепить навыки конструирования букв при помощи счетных палочек; закрепить умение составлять предложение, используя ключевые слова; закрепить умение объединять слова по признакам сходства (слова-обобщения). Воспитывать: познавательный интерес к русскому языку, осознанное отношение детей к языковым явлениям; продолжать обогащать опыт сотрудничества, дружеских взаимоотношений со сверстниками и взрослыми; развивать в детях положительную самооценку, уверенность в себе; ценностное отношение к художественной литературе, родному языку; Оборудование: Картинка героя, счетные палочки для работы в парах, доска, маркер, касса букв для каждого ребенка, карточки с выделенным ударным гласным, буквы на магнитах для доски. Организационный момент - Сегодня к нам в гости пожаловал сказочный герой, угадайте, кто это: Знайте, этого плутишку Никому не обхитрить: Людоеда, словно мышку,
Умудрился проглотить! И шпоры звенят у него на ногах,
Скажите мне, кто это?
- Правильно, это Кот в сапогах. Кто написал произведение, где кот в сапогах – главный герой?
- Это Шарль Перро. Это русская сказка? А Кот в сапогах русский герой? Сегодня он пришел к нам в гости и просит нас помочь ему в изучении некоторых особенностей и секретов нашего языка.
- На каком языке говорим мы с вами? Почему он называется русский?
- Люди во всём мире говорят на разных языках, наш родной язык – русский язык. Это сложный, очень интересный язык, имеющий много секретов. Некоторые секреты родного языка мы сегодня и раскроем вместе с вами.
Д/у «Услышь первый звук». Воспитатель произносит слова: родина, отечество, страна, сообща, иностранец, язык. Дети должны выделить первый звук в слове и выложить его, используя счетные палочки. Дети работают в парах и должны прочесть слово, которое получилось в конце: Россия.
Д/у «Назови одним словом»
- Китай, Россия, Франция;
- Венера, Плутон, Земля;
- русский, английский, китайский - и т.д.
Д/У «Составь предложение»
Воспитатель закрепляет на доске карточки со словами и предлагает детям составить предложения и написать маркером схему этих предложений.
«Моя Родина – Россия! Я говорю на русском языке»
- Сколько слов в предложениях? Прочитайте первое слово, второе, третье…
- С чего на письме начинается предложение?
- Какие слова всегда пишут с большой буквы?
- Чем на письме заканчивается предложение?
- Давайте начертим схему этих предложений.
- Какие знаки могут стоять в конце предложения, кроме точки?
- Давайте прочитаем предложения с восклицательным и вопросительным знаками.
Физминутка «Запретное движение»
Запретное движение – «хлопок» все движения за Викой повторяйте, о запретном движении не забывайте. Водящего выбираем при помощи считалочки.
Загадки. Анализ слова.
- Сейчас я загадаю вам загадки, слушайте внимательно. Ответы мы будем записывать на доске, а вы выложите их с помощью своих касс букв, также сделаем анализ слов: сколько слогов, букв, сколько гласных и согласных.
У него названий много:
Триколор, трёхцветный стяг -
С ветром гонит прочь тревоги
Бело-сине-красный ... флаг
Есть главная песня у нашей страны. Услышав её, мы вставать все должны. Единству народа поётся в ней слава, И восхваляется наша держава. Гимн
Он дополняет гимн и флаг, Любой страны то главный знак. У России он особый, Ты назвать его попробуй. Герб
Д/у «Ударный звук»
- Есть в русском языке слова, которые одинаково пишутся, слышатся, но имеют разное значение. В чём же секрет? Выложите слово зАмок с помощью азбуки букв. Сравните моё слово замОк и ваше зАмок. В чём же секрет? Внимательно послушайте слова. Какую гласную я выделила?
-Эти «главные» гласные называют ударными гласными звуками в слове.
Пальчиковая гимнастика «Покажи слово руками».
- Есть люди, которым приходится общаться с помощью жестов (глухонемые люди). В разных странах вы сможете показать эти жесты, и вас обязательно поймут: «дом», «замок», «цветок», «стоп!», «молодец», «все хорошо» и т.д.
Пословицы и поговорки о родине.
- Сейчас я назову пословицы и поговорки и родине, а вы объясните их значение.
От Родины теплом веет.
Родина - мать, умей за неё постоять.
Своя земля и в горсти мила.
Чужая сторона - дремучий бор.
Д/у «Составь слово»
- Наш Кот в сапогах пришел не с пустыми руками, у него есть конверт с разными словами, значение которых он хотел спросить у нас. Но по дороге слова рассыпались и он не может понять где какое слово. Поможем ему разобраться?
На доске написаны буквы, дети должны составить из них слово и объяснить его значение: земля, язык, семья, дом.
- Давайте попробуем составить предложения, используя эти слова.
Подведение итогов.
- Сегодня мы узнали новые секреты родного языка, и помогли разобраться в них и нашего гостя, но этих секретов так много, что их изучением мы будем заниматься еще не один раз.
- С какими новыми секретами русского языка мы сегодня познакомились?
- Что вам понравилось?
- Что было сложно? Что вы смогли выполнить легко и быстро?
- Поднимите руку, кто сегодня старался
|