«Найди пару» (Рисунок 1)
Цель: Упражнять детей в подборе слов, отличающихся друг от друга одним звуком, развивать фонематический слух.
Игровой материал:
- Диск, разделенный на две половины, по краю которого в верхней и нижней частях наклеено одинаковое количество кругов из бархатной бумаги (по 5 – 7 штук). На диск прикреплена двойная стрелка, которую удобно передвигать.
- Предметные картинки, подклеенные с обратной стороны бархатной бумагой или фланелью:
Скачать планы
коза – коса мишка – мышка кит – кот
трава – дрова крыша – крыса усы – осы
катушка – кадушка каска – маска ком – сом
уточка – удочка мак – рак дом – дым
«Построим пирамиду» (Рисунок 2)
Цель: Упражнять детей в определении количества слогов в словах.
Игровой материал:
1. Изображение пирамиды из квадратов (в 3 ряда): внизу 3 квадрата для трехсложных слов, выше – 2 для двухсложных и наверху – 1 для односложных слов.
1. Предметные картинки: на односложные слова (сом, рак, ключ, тигр и т.д.); на двухсложные слова (коза, кошка, баран, чашка и т.д.); на трехсложные слова (собака, корова, сапоги, тарелка и т.д.).
«Включи телевизор» (Рисунок 3)
Цель: Упражнять детей в определении первого или последнего звука в словах, в составлении слов из выделенных звуков (трех-четырех), упражнять в чтении слов из трех-четырех букв (в логопедических группах)
Игровой материал:
- Изображение телевизора, в нижней части которого наклеены два длинных кармана один под другим для предметных картинок и букв; за экраном – карман (для демонстрации картинок).
- Предметные картинки и карточки с буквами.
- Картинки для телеэкрана: шар, ком, сом, рак, кит, кот, роза, ваза, утка.
«Ателье» (Рисунок 4)
Цели:
- Упражнять детей в классификации предметов одежды по сезонному признаку (зимняя – осенняя, летняя – весенняя).
- Активизировать в речи детей прилагательные: полосатая, клетчатая, шелковая, ситцевая, шерстяная, байковая, тонкая, толстая, гладкая, блестящая, шероховатая.
- Учить связно описывать предмет, изображенный на картинке.
Игровой материал:
- Конверты из картона с прорезанными силуэтами одежды: пальто, куртки, платья, сарафана, юбки, рубашки, халата, брюк, шорт и др.
- Лоскуты разной ткани, наклеенные на картонные прямоугольники (по количеству детей).
«Кто как зимует» (Рисунок 5)
Цели:
- Активизация, обогащение словаря по теме «Дикие животные» (жилище, внешние признаки, поведение).
- Учить правильно употреблять предлоги (в, под, на).
- Составление предложений по демонстрационным действиям.
Игровой материал:
- Потолочная плитка, на которой изображен зимний лес. В некоторых местах «леса» сделаны прорези (в дереве, под кустом, в сугробе), в них изображены животные (белка, заяц, медведь).
- Крышки для закрывания прорезей.
«Составь предложение» (Рисунок 6)
Цели:
- Обогащение и активизация словаря детей.
- Совершенствование грамматического строя речи (понимание и употребление простых – в, на, к, из, за и т.д. и сложных – из-под, из-за и т.д. предлогов).
- Учить составлять предложения различного типа.
Игровой материал:
- Предметные картинки
- Схематическое изображение предлогов.
Игра «Измени слово» или придумай похожие слова.
Цель: Упражнять детей в образовании однокоренных слов с помощью приставок и суффиксов.
Материал: Предметная или сюжетная картинка по теме, фишки.
Ход игры: — Ребята сегодня мы с вами будем играть в интересную игру. Игру со словами. Посмотрите, что нарисовано на этой картинке? (лес) Скажите, какие слова можно ещё придумать, похожие на слово «лес»? (лесник, лесовичок, лесная, лесовик и т.д.)
За каждый ответ ребёнок получает фишку. Выигрывает тот, кто наберет больше фишек.
Игра «Один – много».
Цель: Упражнять детей в образовании множественного числа.
Материал: Мячик
Ход игры: — Ребята, сегодня мы будем играть со словами. Я вам буду называть предмет, бросать мячик, вы должны поймать мяч и ответить мне, как это слово будет звучать во множественном числе. Потом вернуть мячик. Например: я говорю «дом», а вы должны ответить «дома». Вариант: я говорю один «кубик», а вы должны сказать как будет, если их много на столе — «кубики».
Игра может усложняться. Воспитатель говорит предложение, где подлежащее в единственном числе, а дети должны сказать это же предложение уже во множественном числе.
Например: «На дереве сидит черная ворона», Дети: «На деревьях сидят черные вороны». Эта игра может проводиться по любой теме. Воспитателю надо подобрать лексический материал по теме, над которой работают.
Игра «Что можно делать с этим предметом?»
Цель: Упражнять детей в правильном употреблении несклоняемых имен существительных.
Материал: Картинки с изображением предметов (несклоняемых имен существительных), фишки.
Ход игры: Ребята, русский язык очень необычный. В нем есть слова, которые могут меняться, например «кошка». Если их много, то скажем? «кошки» А если мы понесем им рыбу, то кого мы будем кормить? (кошек). Видите, каждый раз слово «кошка» звучит по-разному. Но в русском языке есть волшебные слова, которые звучат одинаково, о чем бы мы ни говорили. Одно из таких слов – слово «пальто». Давайте придумаем про пальто самые разные предложения, но будем помнить, что слово это не должно меняться. (У меня есть пальто. Мы купили пальто. Есть пальто зимнее, а есть осеннее. Я сняла пальто с вешалки. Мы вешаем пальто на вешалку и т. д.)
Игра «От каждого по словечку» или «Дополни предложение».
Цель: Развивать умение составлять длинное предложение сложных конструкций. Упражнять в употреблении предлогов.
Материал: Сюжетные картинки.
Ход игры: Воспитатель показывает картинку, произносит предложение и предлагает детям увеличить его, последовательно прибавляя по одному-два слова, например: Мы играем. > Мы играем в футбол. > Мы играем в футбол на стадионе. > Мы играем в футбол на школьном стадионе. (Выигрывает тот, кто придумал самое длинное предложение).
3 раздел.
Игра «Скажи наоборот».
Цель: Упражнять детей в употреблении антонимов. Игра может проводиться по любой теме.
Материал: Мяч или предметные картинки.
Ход игры: — Ребята, я вам буду говорить слово, бросать мячик, а вы должны придумать слово «наоборот». Например: я говорю вам мелкая речка, а вы мне должны ответить глубокая речка и бросить мячик обратно.
Игра может проводиться с картинками. Воспитатель показывает картинку, например, длинный карандаш, а дети должны сказать короткий карандаш. Кто отвечает правильно, получает картинку. Выигрывает тот, кто наберёт больше картинок.
Игра «Кто больше назовёт действий».
Цель: Закрепить умение детей соотносить действия людей с их профессиями. Воспитывать умение быстро думать. Активизировать словарь детей за счет слов действий (глаголов).
Ход игры: — Дети, я работаю в детском саду воспитателем. Это моя профессия. Мама Артёма лечит больных, она – врач. Это её профессия. Каждый человек, имея профессию, работает, выполняет какие-то действия. Что делает повар? Дети – варит, печет, жарит, чистит овощи и др.
Что делает врач? Дети – осматривает людей, слушает, дает лекарство, делает уколы. За каждый правильный ответ дети получают фишку. Побеждает тот, кто наберёт больше фишек.
Игра «Узнай на вкус».
Цель: Упражнять детей в употреблении качественных прилагательных: сладкий, кислый, соленый и т.д.
Материал: Овощи, фрукты, знакомые детям, тарелочки, вилки.
Ход игры: — Ребята, сегодня мы с вами будем дегустировать. Дегустатор – это человек, который пробует на вкус продукты, напитки и говорит, вкусно это или нет, стоит эти продукты покупать или нет. Но мы с вами будем не простыми дегустаторами, а с закрытыми глазами. Я вам поднесу на вилочке кусочек фрукта или овоща, а вы должны тщательно прожевать его и сказать, какой он на вкус.
(Я съел огурец, он хрустящий, твердый, соленый. Это яблоко, сочное, вкусное и т.д.)
Игра «Пропавшее слово».
Цель: Пополнить словарь детей словами разных частей речи. Умение согласовывать слова в роде, числе, падеже.
Ход игры: Воспитатель говорит какую-либо фразу или предложение, пропуская слово, обозначая его либо интонацией, либо бессмысленными слогами, а дети отыскивают из предложенных вариантов пропавшее слово и возвращают его на место. Инициатива должна постепенно переходить к детям.
Игра «Что в чем».
Цель: Закрепить название частей предмета.
Материал: На первых этапах игры – предметные картинки, далее — словесные варианты, мяч.
Ход игры: Воспитатель бросает мяч и говорит слово, а ребёнок должен в ответ вернуть мяч и назвать часть этого предмета. Например: дом – дети: крыша, труба, стенка, окно и т.д.
Игра «Лавина».
Цель: Развивать память, умение классифицировать предметы по группам.
Ход игры: Ведущий сообщает участникам тему игры, на основе которой им предстоит называть существительные, при этом запоминая и воспроизводя все слова, названные предыдущим участником игры. Тот, кто не может назвать свое слово или пропустит сказанное ранее, выбывает из игры (или пропускает ход). Например: окунь; окунь, карась; окунь, карась, щука и т.
4 раздел.
Игра «Придумай слова, в которых звук – будет в начале (в середине, в конце)».
Цель: Упражнять детей в придумывании слов с определенным звуком в начале слова, в середине слова и в конце слова.
Материал: Игра проводится в словесном варианте.
Ход игры: Эта игра может проводиться по любой теме: овощи, транспорт, посуда, мебель и т.д. Воспитатель предлагает детям задание: «Придумайте и скажите, в названии каких овощей и фруктов есть звук «к» в начале слова. (Картофель, капуста, кукуруза, кабачок и т.д.) Подумайте и скажите, в названии каких овощей есть звук «к» в середине. (Редька, репка, свекла, морковка и т.д.) Подумайте и скажите, в названии каких овощей есть звук «к» в конце слова. (Лук, чеснок).
Аналогично игра проводится по другим темам.
Игра «Два дома».
Цель: Упражнять детей называть слова с заданным звуком.
Материал: Предметные картинки, в названии которых есть заданный звук.
Ход игры: — Ребята посмотрите, что вы видите? (Два дома). В синем домике живут слова, в названии которых есть звук «с», а в зеленом живут слова, в названии которых есть звук «сь». Давайте, посмотрим, что нарисовано на картинках, назовем этот предмет словом и поселим его в нужный дом. Например, слово «коса» мы поселим в синий дом, а слово «сено» — в зеленый дом. «С» — роса, сова, нос, сом.
«Сь» — поросенок, сирень и т.д.
Игра «Цепочка слов».
Цель: Закреплять произношение звука в словах, определять его местоположение в слове.
Материал: Предметные картинки, мяч. Игра может проводиться в словесном варианте.
Ход игры: — Ребята, сегодня мы с вами будем играть в «Цепочку слов». Я начну первая. Мое слово – кот. Какой последний звук в слове кот? (Ответ детей: звук «т»). Воспитатель бросает мяч по кругу следующему ребёнку и говорит: Значит, теперь ты должен придумать слово, которое начинается со звука «т». Так продолжается игра другими детьми по очереди.
Если игра проводится с картинками, то картинки выкладываются одна за другой: кот – тигр – репа – арбуз и т.д.
Игра «Для чего нужен предмет?»
Цель: Закреплять произношение определенного звука в слогах и словах.
Материал: Тексты чистоговорок.
Ход игры: — Ребята, есть такие весёлые стишки, которые ни о чем не рассказывают, они просто весёлые. Давайте я начну их рассказывать, а вы продолжите:
«Са-са-са – живет в лесу… (оса, лиса)
Со-со-со – катилось… (колесо)
Су-су-су – я беру… (косу)
Сы-сы-сы – жало у … (осы)».
5 раздел.
Игра «Кто откуда?»
Цель: Научить детей выявлять закономерности, связи и отношения между объектами, отражать свои наблюдения в речи.
Ход игры: Детям показывают два рисунка (на одном из которых изображен лес, а на другом – море) и картинки с изображениями животных, живущих в разных местах обитания (медведь, лиса, синица, тюлень и т.д.) Их необходимо отнести к какому либо рисунку, аргументировав свой ответ.
Игра «Рисунки по кругу».
Цель: Развивать детское творчество (во время рисования и при составлении рассказов).
Ход игры: В этой игре предполагается участие как минимум 3-5 детей. Каждый ребёнок получает чистый лист бумаги и простой карандаш. По сигналу воспитателя дети начинают рисовать. Через 1-2 минуты подается сигнал и каждый из детей передает свой лист сидящему справа от него ребёнку. Получив от соседа начатый рисунок, ребёнок продолжает его в течение 1-2 минут и передает дальше. Выполненные таким круговым способом рисунки служат великолепной опорой для придумывания фантастических рассказов, небылиц и прочих «продуктов» литературного творчества.
Игра «Снежный ком».
Цель: Развивать воображение, мышление, связную речь и формировать здоровое чувство юмора.
Ход игры: Ведущий наугад называет два слова, например, «коробка» и «апельсин». Один из участников игры придумывает и описывает ассоциацию возникшую на эти слова. Например, «из открытой коробки выкатился огромный апельсин». Следующий игрок называет свое слово, например «Яйцо». Третий участник игры связывает второе слово (апельсин) с третьим (яйцо) также при помощи возникшей ассоциации, например, «под кожурой апельсина оказалось яйцо», и задает следующее слово и т.д.
По окончании игры можно предложить детям нарисовать то, что запомнилось им или рассмешило их.
Игра «Что лишнее?»
Цель: Совершенствовать доказательную форму речи.
Материал: Предметные картинки.
Ход игры: Воспитатель выкладывает на столе картинки, относящиеся к одному понятию и одну лишнюю (например: кошка, собака, корова, воробей, лошадь).
- Ребята, посмотрите внимательно и скажите, какая картинка лишняя и почему?
Дети: лишняя картинка с изображением воробья. Кошка, собака, корова и лошадь – это домашние животные, а воробей – это птица.
Подобная игра может проводиться по многим темам: овощи, фрукты, транспорт, игрушки, посуда, мебель, птицы и т.д.
Игра «Если бы…»
Цель: Развивать формы мышления: анализ, синтез, прогнозирование, творческую связную речь.
Ход игры: Предложите детям пофантазировать на самые разнообразные темы: «Если бы я был волшебником…» (каким, зачем? Что делал бы? И т.п.)
«Если бы вдруг исчезло время…» (Что в этом хорошего и плохого?)
|