Петрушенко Евгения Дмитриевна. Материал для проведения образовательного салона по теме: «Игра – основа человеческой культуры»

Материал для проведения образовательного салона по теме: «Игра – основа человеческой культуры»Материал для проведения образовательного салона по теме: «Игра – основа человеческой культуры»

Полное одобрение тому, кто соединил приятное с полезным.
Гораций

Игра старше любой из наук, старше всех видов искусства, игре столько же лет, сколько человечеству.

Когда на Земле появился homo sapiens — человек разумный, окружающая действительность незамедлительно стала навязывать ему игры: ситуации, которые современные ученые определяют как игровые. А ставкой в этих играх была жизнь.

Что такое игровая ситуация? Это взаимодействие двух или нескольких партнеров, поведение которых нельзя предугадать с абсолютной точностью; можно лишь предполагать те или иные действия с их стороны и противопоставить им ту или иную линию собственного поведения.

 

Постоянными партнерами первобытного человека были другие люди, дикие и одомашненные животные, земля, лес, вода и все силы природы. Человек на каждом шагу волей-неволей вступал во взаимодействие с этими партнерами, и в ходе дальнейшей эволюции выживал тот, кто успешнее других постигал «правила» игры», то есть улавливал закономерности различных явлений, мог проиграть в своем сознании наибольшее число ответных ходов и выбрать оптимальный.

С тех пор прошли многие тысячелетия, изменились условия жизни, соответственно изменились — но не исчезли! — игровые ситуации. Да, наша жизнь — беспрерывная цепь игровых ситуаций. Они бывают значительны, бывают пустячны, но те и другие требуют от нас ответных ходов.

Вот простейший пример из быта современного горожанина. Вы стоите на автобусной остановке и видите: в конце улицы одновременно показались автобус и маршрутное такси. Вам предстоит выбор. Вы мгновенно проигрываете в уме обе поездки: маршрутка идет быстрее, но поездка обойдется дороже, к тому же от перекрестка придется идти два квартала пешком; автобус набит битком, зато подвезет к самому дому. И не отстраненно вы об этом думаете, а представляете себя в двух различных ролях — в роли пассажира автобуса и в роли пассажира такси. Совершив выбор, вы поведете себя по-разному: вам и в голову не придет поблагодарить водителя автобуса за то, что подвез вас к дому, как не пришло бы в голову попросить об этом шофера маршрутки — это было бы не по правилам игры... Совершая тот или иной поступок, человек руководствуется чисто игровым рефлексом предвидения последствий, который достался нам в наследство от далеких пращуров — игра заложена в наших генах.

Вспомним, как легко и естественно игралось в детстве. Понаблюдайте за детьми: одна девочка говорит другой: «Давай играть: как будто я — мама, ты — папа, а Милка — как будто наша дочка». Волшебная сила слов «как будто»! Они сказаны — и самое невероятное воспринимается ребенком как реальность: он мгновенно входит в отведенную ему роль в меру своей фантазии, но с полной самоотдачей, иначе игра — не игра.

С годами мы теряем эту способность, а вернее сказать, готовность к перевоплощению, хотя довольно часто произносим по разным поводам: «Я бы на твоем месте...». Но лишь немногие действительно представляют себя на месте другого. Чаще всего мы могли бы, но не хотим в нужный момент стать как будто соседом, снохой, бригадиром, дальней родственницей. Отсюда — беда взаимного непонимания, конфликты на работе, разлад в семье.

Правда, в последнее время взрослые люди начали играть в «как будто». Оказывается, это помогает не только лучше понять другого человека; «влезть в чужую шкуру» — означает разрешить и некоторые собственные проблемы. «Ролевые игры» входят в арсенал средств, используемых психотерапевтами для лечения различного рода комплексов, отравляющих жизнь человека. Например, болезненно застенчивому юноше предлагается игра: представь себе, что по натуре ты — душа общества, изобрази, как бы ты вел себя в гостях. Быть общительным, находчивым, обаятельным юноша не может: ему мешает привычное ощущение, что он робкий, нескладный, никому не интересный. Другое дело — изобразить, это можно попробовать... После некоторых усилий роль удается, молодой человек постепенно вживается в нее, привыкает к новому самоощущению и, в конце концов, избавляется от мучительной неуверенности в себе.

Все более популярными становятся и так называемые «деловые игры». Они применяются для профессиональной подготовки различных специалистов. С недавнего времени ролевые игры пришли в школу. Самые прекрасные советы старших, как правило, воспринимаются подростками, если не в штыки, то уж, конечно, не как руководство к действию. Лишь столкнувшись на практике с тем или иным явлением, молодой человек постигает его причины и следствия. К сожалению, подобные столкновения порой чреваты драматическим, а то и трагическим исходом именно потому, что человек не был к ним подготовлен. Так не лучше ли столкнуть подростка с проблемой вначале «понарошку», дать ему возможность подступить к ней так и этак, выбрать то, что лучше?

К примеру, никакие объяснения и пояснения родных и знакомых не помогут будущим молодоженам создать и сохранить лад в семье. И вот старшеклассникам предлагается сыграть в «семью». Молодые «супруги» распределяют между собой домашние обязанности, строят домашний бюджет (и тут, кстати сказать, выясняется, что многие из них понятия не имеют «что почем» в реальной жизни), «жена» налаживает отношения со «свекровью» и т. д. Можно не сомневаться, что эти практические уроки многому научат ребят и вспомнятся им, когда придет время создавать «всамделишную» семью.

Совершенно очевидно, что игры, целенаправленно моделирующие жизненные ситуации, таят в себе неисчерпаемые возможности, и человечество может поздравить себя со столь удачным изобретением.

Игровые ситуации — это лишь одна сторона игровой деятельности человека. Еще на заре цивилизации он начал изобретать различные игры и развлечения как источник духовной и физической радости. Первобытные люди не только охотились на мамонтов или носорогов — они играли в охоту. В детстве такая игра была забавой, но она же учила охотничьим приемам и давала необходимые навыки. У взрослых игра помимо развлечения служила прообразом настоящей охоты, позволяла каждому продемонстрировать соплеменникам свою сноровку и бесстрашие.

В древней Элладе без игр не мыслилось гармонического развития личности; олимпийские игры носили характер всенародных празднеств. Но игры древних не были только спортивными. Они знали шахматы, шашки и целый ряд других «тихих игр».

Изобретение некоторых игр приписывается жителям Лидии — государства, за несколько веков до нашей эры процветавшего на западе Малой Азии. Существует исторический анекдот, записанный Геродотом в V веке до н. э.: «В царствование Атиса, сына Манеса, была большая нужда в хлебе по всей Лидии. Вначале лидяне терпеливо выносили голод; потом, когда голод не прекращался, они стали измышлять средства против него, причем каждый придумывал свое особое. Тогда-то, говорят они, и были изобретены игры в кубы, в кости, в мяч и другие, кроме шахматной игры; изобретение шахмат лидяне себе не приписывают. Изобретения эти служили для них средством против голода: один день они играли непрерывно, чтобы не думать о пище, на другой день ели и оставляли игру. Таким образом, они жили восемнадцать лет...»

У римлян слово «ludus» обозначало одновременно два понятия, в их представлении неразрывно связанных, — «школа» и «игра». Римские педагоги считали, что учеба не пойдет впрок тому, кто не играет.

Многие игры дошли до нашего времени. Возраст некоторых из них исчисляется тысячелетиями. Так, во Франции существует игра «сохранение огня». Предполагают, что свое начало она ведет с тех далеких времен, когда жившие в пещерах люди уже умели пользоваться огнем, но еще не научились его добывать, поэтому сохранение огня было делом жизненно важным; упустившего костер казнили. Разумеется, в игре нет такого зловещего конца, но в основе своей она весьма драматична...

Минуло средневековье. Возрождение, наряду с другими культурными ценностями, вернуло в жизнь и игры.

Франсуа Рабле в своем романе «Гаргантюа и Пантагрюэль» называет 157 игр; некоторые из них известны и поныне, например: жмурки, пятнашки, прятки, кегли, волан, чехарда, и, конечно же, шахматы и шашки.

С XVI века игры становятся предметом изучения и популяризации. В Италии появляются такие книги, как «Трактат об играх», «Разговор об играх», «Развлечения».

Торкнато Тассо, исследуя вопрос о значении игры, пишет: «Игры заполняют досуг и, перемежаясь с серьезными занятиями, позволяют нам вернуться с новыми силами к труду». При этом он беспощаден к играм, связанным с денежным интересом, поскольку они, по его словам, «развивают алчность и другие дурные страсти... Не заслуживает ли игрок в этом случае большего порицания, чем разбойник, ибо последний грабит чужака, в то время как первый обыгрывает друга».

С ростом просвещения крепнет осознание значимости игры для человека и для общества в целом.

В «Письмах об эстетическом воспитании человека» Фридриха Шиллера содержится такое утверждение: «Человек только тогда является в полном смысле этого слова человеком, когда он играет, и только в игре он является вполне человеком... Свободным он становится лишь в творчестве, которое сопровождается отчетливым чувством повышения бытия, существенным элементом человеческого счастья... Играющий чувствует себя свободным от гнета внешнего и внутреннего мира; в игре человек испытывает такое же наслаждение от свободного обнаружения

своих способностей, какие художник испытывает во время творчества».

Русский народ издревле знает множество самобытных увлекательных игр, которые были распространены по всей Руси и веками передавались от поколения к поколению. Это – хороводные игры, святочные гадания и масленичные маскарады, это — бабки, лапта, горелки — всего не перечесть.

В России конца XVII века в русском дворянском обществе была введена неведомая дотоле форма проведения досуга — знаменитые петровские ассамблеи, во время которых полагалось не только беседовать и танцевать, но и играть в различные игры (кроме карточных, которые Петр I не терпел).

Всевозможные игры оставались в большом ходу и в последующие времена. Русский писатель конца XVIII пека Андрей Болотов, изображая провинциальные нравы, писал: «Везде, где ни случалось быть собраниям, препровождаемы были вечера в разных святочных играх, пении песен, загадываниях, играниях в фанты, плясании и тому подобном».

Четверть века спустя развлечения провинциальных помещиков стали, по-видимому, более разнообразными. Надежда Дурова — знаменитая «кавалерист-девица» — в своих воспоминаниях рассказывает, как попав под видом улана-фуражира в небольшое поместье, она увидела «обширную залу, где собраны были всех родов способы забавляться: волан, бильярд, кольцо, карты, разрезные картинки, арфа, гитара... Я нашла тут общество молодых людей; все они занимались разными играми... Они в ту ж минуту просили меня взять участие в их играх; я тотчас согласилась и от всей души предалась удовольствию играть во все игры поочередно...».

В конце XVIII века, с проникновением в общество элементарных научных знаний, некоторые физические и химические законы используются как средство развлечения. Появляются труды (зачастую безымянные) с такими пространными названиями, как «Забавная книжка, или Описание пятидесяти семи любопытных хитростей, которые всякий сам собою в действо производить может ко всеобщему удивлению и смеху во всякое время года».

Использование точных наук в играх и развлечениях наблюдалось и позже — вплоть до наших дней. Достаточно указать на огромную популярность таких книг, как «В царстве смекалки» Е. Игнатьева, «Газетный лист» Я. Перельмана, «Математические тайны и чудеса» Мартина Гарднера.

В конце XIX — начале XX века в России издавалось немало различных руководств и сборников игр для взрослых. Предметом пристального изучения и популяризации стали и детские игры. Крупнейший русский педагог и общественный деятель, разработавший научную систему физического воспитания, П. Ф. Лесгафт писал: «Игра есть упражнение, посредством которого ребенок готовится к жизни».

В 1918 году вышла книга с кратким названием «Игра». В предисловии к ней А. В. Луначарский писал: «Слово игра, поставленное в заголовке настоящего издания, принадлежит к числу величайших на языке человеческом и знаменует собою понятие необычайной широты... Игра в значительной степени является основой всей человеческой культуры. Это — освобождение от прямой нужды, от работы (рабства), человек начинает мыслить, чувствовать и творить свободно, повинуясь лишь внутренним своим законам, лишь жажде каждой части своего организма — развернуться...».

В том же 1918 году в Москве при Наркомпросе был создан первый и единственный тогда в мире Институт игры и праздников. Перед сотрудниками института была поставлена цель: организовать досуг детей и подростков (зачастую безнадзорных и беспризорных) и тем самым оградить их от растлевающего влияния улицы и уголовного мира. Такая работа была сопряжена с огромными трудностями, а порой и смертельной опасностью, но молодые сотрудники были энтузиастами. Среди них, возглавляемых известным педагогом В. Г. Марцем, были люди, впоследствии ставшие видными деятелями нашей культуры, — С. Г. Розанов — автор одной из лучших детских книг «Приключения Травки»; его брат М. Г. Розанов (Огнев), написавший популярную в начале 30-х годов повесть «Дневник Кости Рябцева»; Н. П. Булатов — организатор и редактор журналов «Пионер» и «Знание — сила»; А. Ф. Родин — видный московский краевед, автор нескольких книг, посвященных играм и развлечениям детей и подростков.

В 1924 году институт вошел во вновь образованный при Академии педнаук Институт методов внешкольной работы, существующий и поныне. Бывшие сотрудники Марца объединились в КИП (Кружок игр и праздников им. К. Г. Марца). Стараниями кружка было издано несколько книг, посвящённых организации досуга детей и подростков. Наиболее значительным было издание сборника «Игры и развлечения», вышедшего тремя изданиями: это была одна из первых книг образованного в 1924 г. издательства «Молодая гвардия».

В предвоенные годы изучались и описывались игры народов СССР, в Домах пионеров и школах открывались игротеки; в пионерских лагерях не обходилось без турниров любителей шахмат, шашек, бильярда; в городских дворах играли в казаки-разбойники, в двенадцать палочек, с утра до вечера слышались удары по мячу.

Магию игры гениально уловил Аркадий Гайдар: будничное дело помощи по хозяйству семьям красноармейцев на долгие годы стало увлекательной игрой для миллионов тимуровцев.

Тяга взрослых к играм – явление, наблюдаемое во всем мире. С 1982 года в Венгрии начал выходить журнал, главным редактором которого стал всемирно известный благодаря своему «волшебному кубику» Эрнё Рубик. Журнал называется так: «Игра и... пространство + спорт + искусство + наука + логика». «Я верю в то, что в каждом человеке живет homo ludens (человек играющий), которого можно разбудить, — говорит Эрнё Рубик. — Рано или поздно, но все начинают играть: взрослые и дети, ученые и неученые, мужчины и женщины... Игра дает нам редкую возможность объединить взрослых и детей, представителей всех народов...».

Когда в каждом из нас проснется человек играющий, мы лучше узнаем свои возможности и сможем их совершенствовать. Игра способствует развитию коллективистских навыков, развитию речи, мышления, общественного поведения, развитию лучших человеческих черт.

Просмотров: 756
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Самульцева Татьяна Сергеевна. Конспект познавательного занятия в подготовительной группе. «Я – человек». «Как устроен человек». «Части тела человека». подготовительный к школе возраст (6-7 лет)
  • Нескучаева Ирина Юрьевна. Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности «Как человек рассеянный с улицы Бассейной узнал, что такое чистота»
  • Онучина Любовь Галимзяновна. Сценарий интеллектуальной игры «Что? Где? Когда?» по теме «Безопасность на дорогах»
  • Сухова Наталья Александровна. Брошюра для родителей «Советы, что можно сделать или сказать, когда ребенок кричит и не хочет идти в детский сад»
  • Хорькова Адиля Ахмадулловна. ИГРЫ И ИГРОВЫЕ СИТУАЦИИ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
  • Пелихова Анна Николаевна. Конспект сценария интеллектуальной игры «Что? Где? Когда?» по теме: «Россия – Родина моя»
  • Упакова Наталья Ивановна. «Игра в «жизнь» или как помочь застенчивому ребенку»
  • Полякова Марина Владимировна. Конспект игры-занятия по экологии в старшей группе «Что? Где? Когда?»
  • Голюдова Ирина Стасисовна Афонина Юлия Сергеевна. Родительское собрание в форме игры «Что, где, когда?»
  • Фоминых Елена Николаевна. Час педагогической компетентности с элементами деловой игры 'В преддверии тотального диктанта, или русский язык – это интересно!'
  • Шалепина Светлана Владимировна. Роль игры в развитии связной речи детей дошкольного возраста. Игра принимает всех.
  • Анастасия Владимировна Миллер. Раннее развитие: что лучше для Вашего малыша или Как развить ребенка и не навредить
  • Главный Редактор. Чем могут быть полезны компьютерные игры для малышей? Выбираем игры для детей до 5 лет
  • Ахмедьянова Алиса Булатовна. Создание игры как форма организации взаимодействия взрослых и детей
  • Светлана Сычева. Игра « Что к чему и почему?» Игра для детей 4 - 7 лет
  • Елена Васильевна Савельева. Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе для детей с ОНР, ФФНР. Игра «Что? Где? Когда» по теме «Весна».
  • Дубровина Алефтина Викторовна. Познавательно-развлекательная игра «Что? Где? Когда?» (для детей подготовительной группы) Тема: «Деревья и кустарники»
  • Павлова Наталья Сергеевна Колбина Ирина Ивановна Биткулова Светлана Ивановна. Методическая разработка конспекта интеллектуальной игры «Что? Где? Когда?»
  • Наумова Наталия Александровна. Сообщение к педсовету 'Красота-это то, что создаёт человек'
  • Никитина И.В.. Игры народов Поволжья. Игра «Звери»
  • Семенцова Ольга Евгеньевна. Развлекательный досуг в подготовительной к школе группе по ПДД. Игра: «Что? Где? Когда?»
  • Елфимова Наталья Владимировна,Печкарёва Анастасия Леонидовна. РОЛЬ ИГРЫ В ЖИЗНИ РЕБЕНКА. ДЕТСКАЯ ИГРА СЕГОДНЯ.
  • Тимофеева Ангелина Николаевна. Развивающие игры, как средство формирования мотивационной готовности будущих первоклассников. Взаимодействие с родителями, как залог успешной адаптации дошкольников к обучению в школе.
  • Старцева Любовь Анатольевна Нестерова Ольга Александровна. Рекомендации для родителей «Как объяснить детям, что такое личное пространство человека»
  • Хакимова Зульфия Раисовна. Конспект организованной образовательной деятельности. Тема: Игра «Что? Где? Когда?». Дикие животные лесов Башкортостана.
  • Половинцева Елена Юрьевна. КОНСПЕКТ итогового интегрированного занятия по теме: «Зима» игра: «Что, где, когда»
  • Авдюничева Елена Геннадьевна. Презентация Все люди как люди, а Я – королева … или поговорим о самооценке ребёнка
  • Харина Наталья Григорьевна. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИГРА ТЕМА: «Что, где, когда?»
  • Москалёва Ольга Михайловна. Деловая игра по экспериментированию «Что? Как? Почему?» организация опытно-исследовательской деятельности в ДОУ
  • Замятина Анастасия Викторовна Щеглова Вероника Васильевна. Проект «Малые Зимние Олимпийские Игры» как форма взаимодействия всех участников образовательного процесса



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь