Технология деятельностного метода «Ситуация» сегодня распространена повсеместно и используется дошкольными учреждениями в организации образовательной деятельности с детьми.
В МДОУ «Детский сад «Умка» все педагоги используют данную технологию в своей педагогической практике.
Предлагаем Вашему вниманию опыт применения технологии «Ситуация» на занятии по ФЭМП в подготовительной к школе группе.
На этапе введение в ситуацию мы с ребятами пришли к выводу, что играть любят все и взрослые и дети. Любимые игры не только настольные, настольно-печатные, подвижные, но и виртуальные. В интернет пространстве можно найти множество идей для создания собственных игр. Совместным решением стало создать новую интересную игру (детская цель), с помощью сайта «Конструктор игр».
Скачать конспект
В результате проведенной беседы у детей возникла внутренняя потребность (мотивация) включения в дальнейшую деятельность. Ключевыми фразами завершения этапа были вопросы: «Поможете создать игру?», «Сможете?», способствующие формированию уверенности в собственных силах.
Вторая часть занятия была построена с использованием игрового, словесного, наглядного, методов и применением информационно-коммуникационных технологий.
Для создания игры у нас были фишки, кубики и фрагменты игрового поля. Для того чтобы собрать поле, дети объединились в пары, соотнося количество предметов на одном фрагменте игрового поля с цифрой на другом фрагменте. Для соединения фрагментов в единое поле ребята использовали свои умения ориентироваться в пространстве. (левый — правый, верхний –нижний). Далее с помощью наводящих вопросов мы пришли к тому, что у любой игры есть правила, но мы пока их незнаем. Правило нашей будущей игры было выведено на экран несколькими схемами, которые ребята самостоятельно прочитали. Здесь ребята так же опирались на свой опыт и благодаря этому они активно вступали в диалог с педагогом и со сверстниками. Развивалась речь, формировалась культура слушания друг друга, чувство уважения к товарищу.
Исходя из правил игры, на игровом поле должны быть красные и зеленые квадраты. Ребята определяли необходимое количество красных квадратов с помощью браслетов с геометрическими фигурами. Каждый считал фигуры из предложенных на доске в соответствии со своим браслетом. Затем соотнесли количество фигур с нужной цифрой. Выполнив задание правильно, они узнали, сколько красных квадратов им нужно. В процессе выполнения задания у детей была возможность оценить свои результаты и деятельность товарищей. Создание поисковых ситуаций активизировало мыслительную и речевую деятельность детей, память.
Необходимое количество зеленых квадратов ребята определяли, решив примеры и соединив их с правильным ответом. Каждый ребенок за своим рабочим местом самостоятельно выполнял задание на заготовленных листах. Дети, в результате сравнения, анализа обобщали результат, применяя уже имеющиеся знания на практике. Используя принцип минимакса, ненавязчиво подводила детей к результату; учитывая индивидуальный темп каждого ребенка. При правильном выполнении задания на листах оставалась незадействованная цифра, которая и указывала на нужное количество зеленых квадратов.
Так как наша игра называлась «Змеи и лестницы», оставалось найти именно змей и лестницы. Для этого ребята подготовительной к школе группы составляли и решали задачи по картинке, выведенной на интерактивную доску. Перед тем, как выполнить задание мы все вместе актуализировали уже имеющиеся знания по решению математических задач. Разделившись на две команды, дети составляли и решали задачи: одна команда на сложение, другая на вычитание. Ответы задач — код от замка, где находились змеи и лестницы.
На последнем этапе был подведен итог, как обобщающая беседа. Наводящими вопросами я стремилась, чтобы дети не только подвели итог, но еще и проговаривали что они сделали для создания игры, чтобы достичь своей «детской цели», тем самым продолжая развивать их коммуникативные навыки, воспитывать желание помочь, работать в коллективе и доводить начатое дело до конца. В ходе занятия каждый достигает своей цели: педагог – образовательной, а дошкольники получают как результат – игру. Дети осознают собственную социальную значимость. (Он сам создал игру, он смог).
Для проведения занятия использовалось просторное помещение игрового центра детского сада. Рационально размещенные оборудование и атрибуты позволили оптимально организовать двигательную активность детей в течении всего занятия, так как для создания игры им было необходимо передвигаться по всей площади помещения. Они работали стоя и сидя на стульях, на полу. Такая оптимизация двигательной активности позволила снять психоэмоциональное напряжение. Все это способствовало формированию активной познавательной деятельности детей. Дети с удовольствием выполняли предложенные им задания, были внимательны и инициативны.
|