Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования: «ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности — игре, общении, познавательно — исследовательской деятельности, конструировании; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности…» [1].
«Становление самостоятельности, целеустремленности и саморегуляции собственных действий» — одна из задач социально — коммуникативного развития ребенка дошкольного возраста [1].
Понимая всю важность процесса социализации детей, коллектив педагогов МБ ДОУ № 16 принял решение расширить деятельность в этом направлении и приступил к внедрению новых педагогических технологий эффективной социализации ребенка в дошкольной образовательной организации. Так пришла педагогическая идея в организации волонтерского движения в ДОУ.
Целью технологии «Дети волонтёры» является воспитание духовно -нравственной личности с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, гармоничному взаимодействию с другими людьми [2]. Задачи педагогической технологии «Дети – волонтеры» следующие:
- развивать навыки общения в разновозрастном коллективе
- развивать самостоятельность и ответственность
- создать такую ситуацию, при которой формирование игровой деятельности и передача игрового опыта происходит в естественной среде, а не по показу и рассказу воспитателя [2].
Разновозрастное общение между детьми формирует ощущение «взрослости», возникает желание, стремление к решению новых, более сложных задач познания, общения, деятельности. Дошкольники осознают свою ответственность, получают внутреннее удовлетворение от своей работы, у них повышается уверенность в себе. Основным мотивом, побуждающим детей к развитию таких качеств, является их желание помочь, проявить милосердие, пожалеть слабого, маленького, одинокого, больного. Технология эффективной социализации «Дети – волонтеры» компенсирует дефициты разновозрастного общения, поддерживает самостоятельность и инициативу [3].
Организация практики волонтерства в нашем детском саду осуществлялась поэтапно. Первый этап можно условно обозначить как подготовительный. Задача этого этапа — изучение теоретических аспектов технологии «Дети – волонтеры», проектирование организации культурной практики в ДОУ. Для ознакомления с технологией эффективной социализации детей дошкольного возраста «Дети – волорнтеры» педагоги дошкольного учреждения прослушали авторский вебинар Н.П. Гришаевой «Современные технологии социализации дошкольников в образовательном комплексе», был проведен в ДОУ теоретический семинар по изучению технологий позитивной социализации дошкольников на котором педагоги обсудили время в распорядке дня, наиболее удобное для посещения старших дошкольников, организацию запуска, содержание и формы детской волонтерской деятельности. Составили план деятельности будущей команды, определили ответственность каждого педагога в организации данной культурной практики.
Предпосылкой для возникновения детского волонтерства стало проведение клубного часа. В состав отряда волонтёров «Друзья малышей» вошли воспитанники старшей и подготовительной групп нашего учреждения, которые в ходе проведения «Клубного часа» больше остальных проявляли желание заниматься с малышами.
Запуск детского волонтерства произошел на организационном этапе, задачи которого заключались в мотивировании детей на волонтерскую деятельность, организация команды. С детьми проводились беседы «Кто такие волонтеры?», «Чему мы можем научить малышей». Из детей старшего дошкольного возраста, выразивших желание участвовать в волонтерской деятельности, сформировалась команда.
Важным моментом в организации волонтерского движения считаем обучение волонтеров, ведь ребенок не может сразу взять и пойти учить других, не имея в запасе знаний и коммуникативных навыков. Для этого был оставлен план занятий и в ноябре месяце начались занятия в «Школе волонтёров». Занимались с ребятами воспитатели — члены творческой группы по реализации задач образовательной области «Социально — коммуникативное развитие». С будущими волонтёрами были проведены практикумы различной тематики, во время которых, проходило обучение волонтеров определенным знаниям умениям и коммуникативным навыкам. Так же было разработано примерное планирование волонтерского движения по месяцам.
Следующий этап — практический. На этом этапе реализовались конкретные дела волонтерской команды. По возможности, мы старались заниматься с малышами во всех режимных моментах, в течение всего дня. В утреннее время — проведение и разучивание пальчиковых игр, стихотворений. Днем — оказание помощи при одевании детей на прогулку, совместные игры на прогулке, оказание помощи на участке, помощь в кормление птиц. После прогулки – умывание и обед. Хочется отметить, что малыши с удовольствием кушали, когда во время обеда или завтрака, когда к ним приходили старшие ребята. Во второй половине дня, в ходе совместной продуктивной деятельности, волонтеры учили малышей рисовать не только красками, но и цветным песком, лепить, изготавливать цветные льдинки. Девочки организовывали с малышами совместные сюжетно-ролевые игры «Дочки-матери», «Кукла заболела», «Магазин». Мальчики конструировали различные постройки. Волонтеры оказывали помощь своим подопечным в мытье игрушек, учили ухаживать за комнатными растениями. Так же были проведены акции «Игрушки для малышей», где дети подготовительной группы передали игрушки и игры, из которых они «выросли» малышам. Вторая акция прошла в неделю «Зимние забавы», волонтеры проводили подвижные игры на прогулках с детьми раннего возраста. В неделю «В здоровом теле здоровый дух» ребята старшей группы проводили зарядку для малышей, подвижные хороводные игры.
Волонтеры стали регулярно ходить к малышам, играли с ними, рассказывали и читали сказки, показывали кукольные спектакли. Дети старшего дошкольного возраста охотно участвовали в театрализованных постановках, а дети группы раннего возраста с удовольствием смотрели спектакли. После показа сказки артисты спрашивали, кто же детям больше понравился, какой герой. За период с января по март волонтерами поставлены кукольные спектакли «Курочка ряба», «Маша и медведь», «Три медведя», «Колобок», «Репка», «Теремок».
Получены положительные результаты внедрения технологии «Дети – волонтеры»:
- волонтерство помогло детям освоить основную компетенцию, без которой человек не может жить – коммуникативную
- дети старшего дошкольного возраста научились вступать в контакт, высказывать свою точку зрения, слушать, понимать и принимать точку зрения собеседника, вести дискуссию, адекватно вести себя в различных жизненных ситуациях, в том числе и конфликтных. У них отмечены более развитые коммуникативно — речевые умения и навыки
- волонтеры осознают свою важную миссию — считают себя старшими помощниками, готовыми прийти на помощь младшим во всех режимных моментах в течение дня. Тем самым они получили отличную возможность почувствовать себя взрослыми и нужными
- дети раннего возраста стали охотнее стали идти на контакт со старшими, с удовольствием слушают и драматизируют сказки, потешки, песенки. Стали употреблять в речи больше сложных предложений, задавать много вопросов «Почему?», «Зачем?», «Где?».
Анализируя опыт внедрения данной технологии, педагогический коллектив наметил следующие мероприятия по внедрению технологии «Дети — волонтеры» в нашем дошкольном учреждении:
- Создание бригады волонтеры — родители.
- Включение в технологию младших школьников с целью преемственности различных ступеней образования.
Считаем, что главный ресурс данной технологии — это создание оптимальной социальной ситуации развития дошкольника, при которой происходит передача опыта (игрового, познавательного, социального) от старших к младшим и развитие инициативы и самостоятельности в естественной среде.
Опыт работы в этом направлении оцениваем как положительный, показывающий эффективность, многофункциональность используемых форм и возможность их применения. Волонтерское движения — гарантия того, что наши дети вырастут открытыми, честными, в любую минуту готовыми на бескорыстную помощь ближнему.
Литература:
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Утвержден Приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. N 1155
- Гришаева Н.П. Современные технологии эффективной социализации ребёнка в дошкольной образовательной организации: методическое пособие / Н. П. Гришаева — Москва: Вентана — Граф, 2016.
- Белая Л. Н., Гришаева Н. П., Брынцева Е. В. «Технологии эффективной социализации детей 3-7 лет. Система реализации, формы, сценарии. ФГОС»: методическое пособие Москва: Вентана — Граф, 2017.
- Гришаева Н. П. Проблемы социализации детей дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения // Социология и общество: глобальные вызовы и региональное развитие [Электронный ресурс]: Материалы IV Очередного Всероссийского социологического конгресса.
http: //www. isras. ru/files/File/congress2012/part69. pdf. — С.8487-8489.
|