Тип проекта: долгосрочный, исследовательско – творческий, групповой.
Участники проекта:
- Гусева Е.П. — воспитатель
- Галухина М.В. — воспитатель
- Костоломова Т.В. – дефектолог
Воспитанники группы для детей с задержкой психического развития, родители воспитанников группы, социальные партнёры
Срок реализации: сентябрь – апрель
Актуальность
Тревожную статистику, которая заставляет задуматься, обнародовали эксперты Минтруда. В России выросло число детей с ОВЗ, в том числе и детей с задержкой психического развития. Помимо изучения проблем в обучении и здоровье дошкольников с ЗПР, большое внимание уделяется исследованию социализации и развитию эмоционально-волевой сферы дошкольников для выявления особенностей установления межличностных отношений между ребенком и ближайшим социальным окружением.
Было выявлено, что дети с задержкой психического развития ассоциируют эмоцию, прежде всего, с ее экспрессивными компонентами; они менее склонны анализировать эмоциогенную ситуацию и эмоциональные состояния других людей.
Через понимание эмоций детьми с задержкой психического развития, подчеркивается связь между данными особенностями и характером социальных отношений.
Скачать конспект
Так как содержание и качество межличностных отношений и социальных связей способствуют компенсации нарушений развития данной категории детей, многие педагоги искали способы успешной компенсации такого вида нарушений.
Одной из немногих является театрализованная деятельность.
Концепция проекта
Идея проекта не играть по правилам, а моделировать ситуацию для реализации творческих решений и самостоятельного установления социальных отношений.
Помимо основной идеи проект успешно корригирует:
- особенности развития эмоционально — волевой сферы дошкольников с ЗПР
- слабую ориентировку в нравственно-этических нормах поведения
- агрессивность и конфликтность дошкольников с ЗПР
- недостаточную дифференцированность эмоциональных реакций
- недоразвитие речи, как отражение недоразвития эмоционально-волевой сферы и познавательной деятельности
Инновационность
Инновационность проекта обусловлена многообразием технологий, форм, методов и приёмов, направленных на коррекцию имеющихся у детей нарушений, а также возможностью распространения в группах для детей с ЗПР.
Цель проекта
Создание оптимальных условий для развития эмоционально — волевой,
познавательной и речевой сферы ребенка.
Задачи проекта
- Привить детям первичные навыки в области театрального искусства (использование мимики, жестов, голоса).
- Формировать выразительно грамотную речь в форме диалога и монолога.
- Развитие творческих способностей посредством театрализованной деятельности.
- Приобщать к театральной культуре, знакомить с различными видами театра.
- Расширить взаимодействие с родителями воспитанников, путем создания творческой мастерской.
Результативность
- Творческое исполнение ролевых действий и использование выразительной речи в играх-драматизациях, театрализованных представлениях, в пересказе произведений.
- Повышенный интерес к театру и театрализованным играм.
- Правильное восприятие художественного образа персонажа.
- Понимание родителями особенностей формирования театрализованной деятельности у детей с ЗПР.
- Укрепление взаимосвязей между детским садом и семьёй.
- Самостоятельное распознавание своего эмоционального состояния, умения его оценивать.
- Сформированная база основ нравственного поведения.
Этапы проекта
I этап – организационный
- Мониторинг «Определение уровня сформированности знаний детей о театральном искусстве»
- Анкетирование родителей «Театр в жизни семьи»
- Изучение методической и художественной литературы
- Подготовка методического и дидактического материала:
- разработка плана мероприятий, составление конспектов, анкет, создание электронной галереи, составление перспективного плана театрализованной деятельности с учетом возрастных особенностей детей группы ЗПР
- организация работы по театральной деятельности детей в режимных моментах дня
- оформление в схемах и таблицах формы организации театрализованной деятельности.
II этап – основной
деятельности.
II этап – основной
Месяц октябрь
|
Мероприятия
|
Формы работы
|
Цели
|
I
|
Презентация «Первое знакомство с театром»
«Репка»
Пантомимические загадки и упражнения
|
Просмотр презентации с комментариями и вопросами.
Изображение героев с помощью мимики, жестов.
|
Познакомить детей с театром, историей театра, видами театра. Дать представления о театральных профессиях.
Познакомить с понятием мимика и жест.
|
II
|
Театральная разминка
Изготовление кукол Би-ба-бо к театрализации «Осенняя сказка»
|
Игра
Рукоделье: Шитьё кукол с декором (помощь детей)
|
Развивать фантазию, творчество в процессе придумывания диалога к сказке.
Развитие творческих способностей и фантазии.
|
III
|
Афиша «Осенняя сказка»
Изготовление билетов в театр
«Репка» в аудиозаписи
|
Рисование
Прослушивание аудиозаписи
|
Развитие художественных способностей, умения составлять коллаж из готовых картинок.
Развивать фантазию и воображение. Развивать слуховое восприятие
|
IV
|
«Догадайся, кто я»
Драматизация сказки «Репка»
Создания альбома «Домашний театр»
|
Игра
Игра-инсценировка
Фото отчет
|
Активизировать использование в речи мимики и жестов.
Учить характерной передаче образов движениями рук и мимики лица. Совершенствовать интонационную выразительность.
Показать разнообразие костюмированной коллекции и взаимодействие детского сада и семьи.
|
Месяц ноябрь
|
мероприятие
|
Формы работы
|
цель
|
I
|
Театральный досуг итоговое мероприятия
Знакомство с теневым театром
Беседа о театре.
Рассматривание иллюстраций о театре.
|
Театрализация «Осенняя сказка»
Фиксики - театр теней
Познавательный мультфильм
Беседа, презентация
|
Познакомить с театром БИ-БА-БО
Познакомить с таинственностью и
магией теневого театра.
Продолжать расширять представления детей о труде взрослых. Знакомить детей с трудом людей творческих профессий ( актёром, режиссёром, костюмером, гримёром и т.д.), результатами их труда
|
II
|
Изготовление теневых фигурок из бумаги по трафаретам.
Пальчиковые игры
Игра «Узнай тень героя»
|
Занятие по изо
На физ. минутках
Настольно печатная игра.
|
Развивать творческие способности. Знакомство с техникой ретуширования
Развивать моторику рук и технику показа теневого театра.
Развивать умение по тени узнавать сказочных героев; рассказывать что с этим героем произошло
|
III
|
Игры этюды с изготовленными фигурками.
Чтение сказки «Красная шапочка» Шарль Перро.
|
Игра
Чтение художественной литературы.
|
Воспитывать артистические качества. Побуждать походу сценки произносить небольшие предложения и фразы от лица героя.
Чтение и анализ сказки.
|
IV
|
Как сделать театр теней?
Теневой театр из бумаги своими руками
|
Мастер-класс
Работа на сайте
|
Стимулировать детей и родителей и их инициативу в театрализованной деятельности. Развивать фантазию и творческие способности
|
Месяц декабрь
|
Мероприятие
|
Формы работы
|
Цель
|
I
|
Прослушивание сказки (аудиозапись) Ш.Перро «Красная шапочка»
Рисуем афишу к сказке «Красная шапочка»
Театрализованный досуг «Театр скоморохов»
|
Рассматривание иллюстраций к сказке.
Рисование «Сказочный герой
Теневой театр «Красная шапочка»
|
Познакомить с авторской сказкой фр.сказочника Ш.Перро.
Познакомить с таинственностью и
магией теневого театра.
|
II
|
Показ теневого театра детьми
Пантомимические и интонационные упражнения.
|
Теневой театр «Заюшкина избушка»
Погружение в сказку
|
Совершенствовать исполнительское мастерство теневого театра, выразительность движений теневой фигуры в передаче образов героев сказки
Воспитывать уверенность в себе, в своих силах.
|
III
|
Музыкальные этюды.
Сюжетно ролевая игра «Мы в театре»
Художественно эстетическое развитие
|
Исполнение движений под музыку.
Игровая деятельность
Лепка «Сказочный герой любой сказки»
|
Формировать у детей умение применять в игре полученные раннее знания; закреплять представление детей о театре, воспитывать культуру поведения в общественных местах Развивать творчество детей
|
IV
|
Музыкальные этюды.
Сюжетно ролевая игра «Мы в театре»
|
Исполнение движений под музыку
Игровая деятельность
|
Вызвать у детей эмоциональный настрой на представления.
Окунуть себя в атмосферу волшебства, познакомиться и увидеть профессии связанные с театром.
|
Месяц январь
|
Мероприятие
|
Формы работы
|
Цель
|
II
|
Прослушивание сказки (аудиозапись) « Кот, петух и лиса»
«Сказочный герой»
|
Рассматривание иллюстраций к этой сказки.
Рисование «Сказочный герой»
|
Познакомить с русско-народной сказкой
Поощрять детей воплощать в художественной форме свои представление о сказочных героев, эстетические переживания и чувства.
|
III
|
Как вести себя в театре.
Сюжетно ролевая игра «Театр».
|
беседа
Диалоги по сказке «Кот, петух и лиса»
|
Систематизировать знания детей с правилами и нормами поведения, принятыми в современном обществе.
Совершенствовать умение детей выразительно читать свою роль. Воспитывать умение слушать.
|
IV
|
Творческая мастерская с родителями и их детьми.
ЛЭПБУК
|
Изготовление сказочных героев.
Демонстрационно-дидактический материал «ТЕАТР»
|
Вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс через совместное творчество.
Стимулировать интерес к театральному искусству, обогатить словарный запас детей театральными терминами.
|
Месяц февраль
|
Мероприятие
|
Формы работы
|
Цель
|
I
|
Прослушивание сказки (аудиозапись) « Заюшкина избушка»
Художественно – эстетическое развитие
|
Рассматривание иллюстраций к этой сказки.
Аппликация «Сказочные герои по сказке»
|
Познакомить с русско-народной сказкой
Поощрять детей воплощать в художественной форме свои представление о сказочных героев, эстетические переживания и чувства.
|
II
III
|
Консультация по изготовлению теневого театра
Творческое задание в кругу семьи
|
На сайте vk группы
Изготовление героев теневого
театра по сказке «Заюшкина избушка»
|
Взаимосвязь с родителями
Вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс через совместное творчество.
|
IV
|
МИМИО «Театр и дети»
Показ теневого театра детьми для младшей группы
|
ИКТ по теме
Театрализованная деятельность
|
Обобщить знания детей о театре как виде искусства
Совершенствовать исполнительское мастерство, выразительность в передаче образов героев сказки.
|
Месяц март
|
Мероприятие
|
Формы работы
|
Цель
|
I
|
Прослушивание сказки (аудиозапись)
«Бобовое зернышко»
Художественно – эстетическое развитие
Экспериментирование
|
Рассматривание иллюстраций к этой сказки.
Рисование по сказке.
Посадка бобов
|
Познакомить с русско-народной сказкой
Поощрять детей воплощать в художественной форме свои представление о сказочных героев, эстетические переживания и чувства.
Знакомство с этапами выращивания бобовых культур.
|
II
|
Ознакомление с художественной литературой по средствам ИКТ
|
Подбор аудиозаписей и мультфильмов по русско-народным сказкам.
Консультация для родителей: «Играйте вместе с детьми
|
Взаимосвязь с родителями
Вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс через совместное творчество.
|
III
|
Экскурсия
Игровая деятельность
|
Ателье «Эксклюзив»
Игры на выражение эмоциональных состояний: «Сделай лицо»
Сюжетно –ролевая игра «Костюмерная театра»
|
Знакомить детей с профессиями: закройщица, швея.
Развивать способности распознавать и выражать эмоции.
Приобщение детей к миру культуры костюма посредством сюжетно ролевой игры
|
IV
|
Афиша
|
Рисуем афишу на «День Смеха»
|
Закрепление нетрадиционных способов рисования
|
Месяц апрель
|
мероприятие
|
Формы работы
|
цель
|
I
|
Выставка
«Любимая театральная постановка»
|
Творческая мастерская (рисование, аппликация, лепка, декоративно-прикладное искусство и т.д.)
|
Закрепить умение детей создавать сюжетные композиции, самостоятельно выбирать художественные материалы изобразительно- выразительные средства и технические способы. Воспитывать художественный вкус.
|
II
|
Блиц – турнир
Конкурс чтецов «Зимушка – зима»
|
Беседы на тему видов театра:«Театральный словарь», дидактические игры: « Театральное лото», «Театр настроений», «Четвертый лишний», «Что напутал художник», «Назови профессии», режиссерские игры «Настольный театр».
Чтение стихов в костюмах (снеговик, пес, зимний наряд для мальчика)
|
Совершенствовать нравственно коммуникативные качества личности, творческие способности, психические процессы. Закрепить обобщающее понятие «театр», развивать мышление, речь-доказательство, совершенствовать навыки игры.
Выявить наиболее талантливых и артистичных чтецов среди детей ДОУ.
|
III
|
Театральный калейдоскоп
Экскурсия в типографию, к афишным тумбам города
|
Моделирование театральных афиш
(Рассматривание готовых работ, беседа о значимости и назначении афиши)
Беседа о печатном процессе, о профессиях работников типографии, показ иллюстраций и презентаций.
|
Познакомить с профессией художник оформитель
Познакомить детей с трудом работников типографии. Показать значимость каждого компонента труда в получении труда. Познакомить с процессом создания афиши.
|
IV
|
Квест – игра «Путешествие в поисках сказочного героя»
|
Итог проекта
|
Развивать творческие способности детей средствами театрального искусства.
|
Заключительный этап (презентация проекта)
- Фото — газета «Мы артисты»
- Театрализованная деятельность детей в рамках квеста.
- Показ сказки «Заюшкина избушка» родителями для детей
В результате этого проекта отношение 70% детей и родителей к театральной деятельности стало не как к развлечению, а как источнику знаний. Родители стали прислушиваться к рекомендациям педагога по подбору художественной литературе, учитывая возрастные особенности и особенности детей группы ЗПР, их интерес. Вместе с нами читали дополнительную литературу по данной теме. По собственной инициативе готовили и участвовали в мастер-классах по изготовлению разных видов театра. Это работа помогла им организовать досуг детей дома. Некоторые родители стали организовывать домашний театр вместе с детьми, используя бросовый материал. Чаще стали посещать выездные спектакли театров СПб (театр на Васильевском, театр у Нарвских ворот).
Проведенная работа способствовала речевому, умственному, эстетическому развитию детей. Этот проект помог объединить всех участников в одну единую команду. Уникальность этого проекта в том, что он дает возможность охватить все виды деятельности детей, показать творческие способности ребенка, как в изобразительной деятельности, так и в художественно-театральной. Также этот проект дал возможность выйти за рамки детского сада, возможность сотрудничать с работниками библиотеки и музея. Эта работа помогла наладить контакт с родителями, сделать их непосредственными участниками проекта.
Театрализованной деятельности отводится особая роль в создании положительного эмоционального фона и развития творческих способностей ребёнка. Совместная театрализованная деятельность оказывает не только психотерапевтическое воздействие , но и положительно влияет на аффективную и когнитивную сферы ребенка.
Проект обеспечивает коррекцию нарушений коммуникативной сферы, в том числе и коммуникативной дезадаптации и развитию эмпатии. Таким образом дошкольник не только учится анализировать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, движениям и речи, но и самостоятельно находит творческие пути решения проблемы.
Проект эффективно повлиял на развитие эмоционально-волевой сферы детей, на обогащение представлений детей об эмоциях, на понимание и идентификацию этих эмоций, умение произвольно выражать свои эмоции, восприятие экспрессии.
Театрализованная игра является одним из эффективных средств эмоционального развития дошкольников с ЗПР при условии ее сочетания с другими видами детской деятельности.
|