Материал подготовила учитель-логопед Кувшинова Е.Ю. и учитель-дефектолог Сидоренко Т. В.
Здоровье ребенка основной показатель не только физических и личностных характеристик, но и социального окружения, условий воспитания и образования. Поэтому актуальна проблема организации социального партнерства в образовательном и воспитательном процессе детского сада с семьей.
Включать семью в образовательный процесс детского сада необходимо, так как родители несут ответственность за воспитание ребенка, им необходимо осознавать свою роль в воспитании и развитии ребенка, а также, у них появляется возможность адекватно оценить психофизическое развитие своего ребенка, то есть правильно воспринимать его. А тем более ребенка с речевой патологией и психическими особенностями.
Скачать презентацию
Детей с задержкой психического развития (ЗПР) отличает от нормы сниженный уровень познавательной деятельности, незрелость эмоционально – волевой сферы. Это изменяет ход речевого развития ребенка с ЗПР, которое проявляется в отставании речевого развития, низкой познавательной и речевой активности. Детей с общим недоразвитием речи (ОНР) характеризует нарушение формирования всех компонентов речевой системы. Поэтому детям с ОНР и ЗПР требуется помощь различных специалистов, в том числе учителя – дефектолога и учителя – логопеда.
Участие семьи в коррекционно – педагогической работе актуально. Партнерство учителя – дефектолога, учителя – логопеда и родителей является необходимым условием успешного преодоления нарушений речевого и психического развития. Сотрудничество с родителями – одно из важнейших направлений в коррекционно–педагогической деятельности детского сада. Специалистам важно привлечь родителей к коррекционно–педагогической работе, ознакомить их с приемами обучения и развития психических процессов и речи, помочь родителям увидеть проблемы ребенка, показать его успехи, убедить родителей в необходимости закреплять пройденный материал дома.
Основным видом деятельности в дошкольном возрасте является игра, она хороший проводник между взрослыми и детьми, развивает детей как физически, так и умственно. Ребенок в процессе игровой деятельности выполняет множество движений, где решаются задачи общения со взрослыми и сверстниками, реализовывается потребность в речевой активности, расширяется словарный запас, совершенствуется мелкая моторика, координация движений. Именно в игре воспитываются такие черты характера ребенка, как целеустремленность, активность, коммуникабельность. Осознание правил и норм поведения проявляется в самостоятельности и активности ребенка. Это проявляется в том, как ребенок реагирует на столкновение с трудностями, необходима ли ему помощь и контроль взрослого при выполнении действия, умеет ли ребенок оценивать конечный результат своей деятельности, его взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.
Включая в традиционную игру разные виды двигательной активности, педагоги решают большой круг задач:
- по развитию у детей движений;
- воспитанию физических и нравственно-волевых качеств;
- развитию речи, коррекции звукопроизношения;
- формированию математических представлений;
- развитию внимания, памяти, мышления.
В настоящее время в образовательном процессе все более значимым становится использование в обучении приёмов и методов, которые позволяют формировать умение самостоятельно добывать новые знания, делать умозаключения, пользоваться ими в новой ситуации. Педагогами детского сада разработаны и апробируются различные варианты дифференцированных игр с включением разных форм двигательной активности, способствующих разностороннему развитию ребенка на протяжении всего дошкольного периода.
Дошкольники с нарушениями речи и психофизического развития не умеют организовать свою деятельность, наполнить ее смыслом. У большинства не развито воображение, они творчески безынициативны, не умеют самостоятельно мыслить. Поэтому для формирования инициативы у детей педагоги используют косвенные методы руководства, например, такой как метод проблемных ситуаций.
В процессе апробации игр с воспитанниками, имеющими задержку психического развития и общее недоразвитие речи, было отмечено: повысилась познавательная и речевая активность детей, проявился интерес к освоению программного материала, обогатился активный словарь, а так же формируются все психические процессы, происходит становление разных форм произвольного поведения. Формируя познавательную активность у ребенка, мы развиваем и его инициативу.
Инициативность проявляется во всех видах деятельности, но ярче всего в общении, предметной деятельности, игре, экспериментировании. Инициативность является непременным условием совершенствования всей познавательной деятельности ребенка, но особенно творческой. Поэтому особая роль принадлежит самостоятельной игровой деятельности, которая отличается от занятия тем, что возникает по инициативе самого ребенка, а, следовательно, ему интересна и может быть особенно продуктивной.
Развитие инициативности требует доброжелательного отношения взрослых, которые должны всеми силами поддерживать и развивать это качество личности. Но инициативность должна быть разумной и нравственно оправданной.
По мере развития ребенка общение строится на принципах сотрудничества и партнерства. Педагогическое общение, основанное на принципах любви, понимания, терпимости и упорядоченности деятельности, станет условием полноценного развития позитивной свободы и самостоятельности ребенка.
Самостоятельными являются лишь те действия ребенка, в основе которых лежат элементарные формы детской активности, проявляющиеся в поведении ребенка без дополнительных указаний взрослого в привычной для него обстановке, что возможно при условии специального показа, обучения.
Игровая деятельность ориентирована на детей с разной степенью подвижности.
В играх с низкой двигательной активностью у воспитанников формируется потребность в движении, совершенствуется ориентировка в пространстве, развивается мелкая и общая моторика и координация движений, обогащается двигательный опыт, развивается быстрота реакции.
Эффективность игр значительно повышается при сотрудничестве с родителями.
Дифференцированные игры были адаптированы для проведения в семье и предложены родителям.
Варианты игр в условиях детского сада и дома различаются, в первую очередь, окружающим оборудованием. Дома используются ленты, шарфы, книги, пластиковые бутылки, стулья.
Игры в детском саду и дома различаются также условиями их организации. Проведение игр дома зависит от обстоятельств, например занятий мамы.
Благодаря вариативности игр удается решать задачи всестороннего развития воспитанников, как в дошкольном учреждении, так и в семье:
- Уверенность в своих силах, открытость внешнему миру.
- Активность взаимодействия со сверстниками и взрослыми,.
- Способность договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других.
- Умение подчиняться разным правилам и социальным нормам, различать условную и реальную ситуации, в том числе игровую и учебную.
- Способность к волевым усилиям в разных видах деятельности, преодолевать сиюминутные побуждения, доводить до конца начатое дело.
- Следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, правилам безопасного поведения и личной гигиены.
- Проявлять любознательность, задавать вопросы, касающиеся близких и далёких предметов и явлений.
- Принимать собственные решений, опираясь на свои знания и умения в различных сферах действительности.
Проведение игр с детьми в домашних условиях требует определенной подготовки родителей. Так, на семинарах — практикумах, тренингах в рамках деятельности семейного клуба в ДОУ специалисты рассказывают родителям об игровых способах и приемах обучения детей, показывают их в различных видах продуктивной деятельности.
Сотрудничество с родителями строится поэтапно. Выделяют 3 этапа. На первом этапе родителям показывают дифференцированные игры с детьми, предлагают адаптированные варианты для проведения игр с детьми в домашних условиях. Подбираются игры, инвентарь для проведения игр дома.
На втором этапе сотрудничества для родителей проводятся семинары –практикумы, цель которых показать родителям как модифицировать любую игру, в том числе настольную игру в подвижную, как подобрать инвентарь для игр в домашних условиях.
На третьем этапе родители сами транслируют свой опыт дифференцированных игр (показывают видеоролики, фотографии, рассказывают об играх, возникших проблемах и совместно решают их с другими родителями).
Критериями эффективности сотрудничества педагогов и родителей являются:
- проявление интереса родителей к совместной деятельности,
- вопросы к педагогам,
- транслирование собственного опыта игрового воспитания, обучения и оздоровления детей.
Дифференцированные игры для детей с нарушением речи и психофизического развития как средство развития партнерских отношений с родителями соответствует так же требованиям ФГОС, таким как:
- приоритет поддержки детской активности, самостоятельности и инициативы при которой сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования;
- приоритет игровой деятельности, в том числе свободной игры ребенка;
- формирование первичных представлений детей об окружающем мире не в процессе специально организованных тематических занятий, а произвольно — при включении в самые разные виды деятельности;
- необходимость взаимодействия в воспитании ребенка в детском саду с родителями.
Использование дифференцированных игр в педагогической практике помогают дошкольникам повысить уровень физической подготовленности, позволяют эффективнее усваивать учебный материал, развивают инициативность, самостоятельность в разных видах деятельности. А так же воздействуют на все психические процессы (восприятие, память, внимание, мышление, воображение), улучшают в целом психологическое здоровье дошкольников, и способствуют поддержанию теплых внутрисемейных отношений.
|