Модель образовательной деятельности «Поддержка инициативы детей старшего дошкольного возраста в разных видах деятельности»
Ребенок дошкольного возраста неутомимый исследователь, который хочет все знать, все понять, во всем разобраться, у него своеобразное, особое видение окружающего мира, он смотрит вокруг на происходящее с восторгом и удивлением и открывает для себя чудесный мир, где много интересных предметов и вещей, событий и явлений, так много тайного и неизвестного.
В Федеральных государственных образовательных стандартах указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.
Скачать: Модель образовательной деятельности «Поддержка инициативы детей старшего дошкольного возраста в разных видах деятельности» (полный конспект)"
Показателями развития инициативы и самостоятельности старшего дошкольника выступают: стремление к решению задач деятельности без помощи со стороны других людей, умение поставить цель деятельности, осуществить элементарное планирование, реализовать задуманное и получить результат, адекватный поставленной цели, а также способность к проявлению инициативы и творчества в решении возникающих задач. И перед педагогом стоит важная задача – разработать комплексную системную модель, направленную на поддержку детской инициативы в разных видах деятельности в режиме дня.
Инициативность проявляется во всех видах деятельности, но ярче всего в общении, предметной деятельности, игре, экспериментировании. Инициативный ребенок самостоятельно стремится к организации игр, продуктивных видов деятельности, содержательного общения, он умеет найти занятие, соответствующее собственному желанию, интересам, включиться в разговор, предложить интересное дело другим детям Развитие собственной активности, которая характеризуется высоким уровнем самостоятельности и оригинальности, связано с проявлением любознательности, пытливости ума, изобретательностью.
Комплексная системная модель включает в себя следующие направления:
- развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно — насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной, в которой создаются дополнительные условия для упражнений ребенка в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, действовать, добиваться поставленной цели в приобретении практических действий, где ребенок активно ощупывает окружающие предметы, строит, составляет, изображает
–с помощью создания самостоятельно предметно – развивающей среды для разных видов деятельности ребенок приобретает опыт творческой, поисковой деятельности, актуализации прежних знаний при решении новых задач.
Инициативность и самостоятельность воспитанникам прививается в течение всего режима дня во всех видах деятельности:
1. Во время выполнения оздоровительных процедур, мероприятий.
Детям предоставляется возможность самостоятельно показать гимнастическое упражнение, предложить спортивную игру; придумать и добавить какие-то движения, усложнить условия игры, включить игровые методы, добавить атрибуты, что развивает инициативность, интерес, фантазию и мышление.
2. В процессе трудовой деятельности.
Большую возможность в развитии самостоятельности и инициативности предоставляет трудовая деятельность. В процессе трудовой деятельности дети выполняют простые поручения воспитателя без его помощи. Воспитатель создает дополнительные условия:
- стимулирует проявление самостоятельности старших дошкольников путем создания предметных условий для хозяйственно-бытового труда;
- поощряет инициативу ребят в стремлении заметить и устранить нарушения порядка в группе и на участке;
- предлагает детям коллективные поручения хозяйственно-бытового характера (изменить дизайн группы, расположение центров, пособий, оборудования).
Одним из эффективных и результативных форм коллективного совместного труда старших дошкольников является дизайн группы. В процессе обсуждений с детьми воспитателем рассматриваются разные варианты, проекты, планы, схемы, предложенные детьми. В процессе этой деятельности дети приобретают навыки: реализовывать свои идеи, замыслы, улаживать конфликтные ситуации, спорные моменты, находить компромисс, что способствует развитию самостоятельности и инициативности.
3. В процессе совместной деятельности детей с воспитателем.
Во время совместной деятельности детям максимально предоставляется свобода выбора различных средств или предметов в различных видах деятельности. Особенно увлекательна для них театрализованная деятельность. Готовясь к театрализованной постановке, совместно с детьми изготавливаются декорации, атрибуты, оформляются костюмы для спектакля, накладывается детский грим. Дети самостоятельно изготавливают отдельные элементы одежды героев, подбирают аксессуары, украшения самостоятельно выбирая цвет, ткань, размер и способ изготовления.
4. В процессе развития коммуникативных качеств.
В речевой деятельности показателем инициативной речи детей выступают обращение в виде вопроса, предложение к совместной деятельности для достижения результата, жалобы, просьбы, обращения для передачи опыта, впечатлений.
Предложенная система используемых нами игровых упражнений и заданий на развитие у детей коммуникативных способностей состоит из четырёх блоков:
- Развиваем умение сотрудничать;
- Развиваем умение активно слушать;
- Развиваем умение самостоятельно высказываться;
- Развиваем умение самостоятельно правильно перерабатывать информацию;
- Развиваем умение вносить новые предложения, идеи.
И ребенок приобретает первый опыт инициативности и самостоятельности, навык генератора идей, разработчика индивидуального проекта, участника главной роли в театрализованных представлениях, на праздниках, фестивалях.
Развитию инициативы и самостоятельности способствует игротека «Развивай-ка», которая содержит разнообразные речевые игры и упражнения.
5. В процессе проектной деятельности.
Наиболее эффективной формой работы по развитию инициативы и самостоятельности является реализация проектной деятельности разных видов, а именно самостоятельное приобретение знаний при решении практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей.
В течение учебного года итоговыми обобщенными формами работы по поддержке инициативы детей старшего дошкольного возраста в разных видах деятельности являются: день творчества, досуг «Давай пофантазируем», презентация коллекций «Путешествие во времени», защита проекта «Дизайн группы», минута славы «Мастер своего дела», театральный фестиваль «В гостях у сказки», конкурс знатоков «Эрудиты», конкурс чтецов «Вдохновение», КВН «Я самый — самый», мастер-класс «Я вас научу!», вернисаж «Я — художник»; праздники: «День науки», «День здоровья», «День семьи»; импровизированные концерты: «Я вас удивлю», «Ищем таланты!» и др. И как ярким проявлением детской самостоятельности и инициативности являются день самоуправления, день «Я — воспитатель».
Безусловно, инициативность и творчество наших детей зависит от активности и творчества наших родителей. Наиболее интересными и оригинальными формами работы с родителями являются совместные проекты, презентации, творческие гостиные, конкурсы, досуги, совместные театральные постановки, вернисажи, мастер — классы и др.
|