Щербинина Татьяна Александровна. «Организация содержательного общения педагога с детьми в разных видах деятельности»

«Организация содержательного общения педагога с детьми в разных видах деятельности»

Методические рекомендации для педагогов

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка – детский сад

Щербинина Татьяна Александровна Воспитатель МБДОУ ЦРР – ДС Р.п. Умет 2016 г.

Аннотация: Рассматривается понятие «содержательное общение», представлена характеристика взаимодействия педагога и детей, пример организации взаимодействия взрослого и ребенка в разных видах деятельности.

 

Актуальность данной проблемы обусловлена обновлением подходов к построению образовательной деятельности с дошкольниками в связи с реализацией Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Во ФГОС ДО закреплены основные виды деятельности дошкольника, в том числе общение со взрослыми и сверстниками. Эти процессы имеют большое значение для воспитания и образования на основе личностно-ориентированного подхода, который предполагает понимание, принятие и признание интересов и потребностей ребенка, построение с ним партнерских отношений, диалога.

Взаимодействие взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка, учитывающее социальную ситуацию его развития, определяется в стандартах как одно из психолого-педагогических условий реализации основной образовательной программы дошкольного образования.

В речевом развитии ребенка главным является стимулирование его активной речи. Это достигается за счет расширения зоны общения взрослых с детьми.

Основной формой образовательного процесса в дошкольном учреждении является НОД (непосредственно образовательная деятельность). Но чтобы программные задачи организованного обучения решались более успешно, необходимо весь день пребывания ребенка в детском саду сделать более содержательным в плане речевого развития. Чем богаче, содержательнее впечатления повседневной жизни, тем большие познавательные возможности имеются для НОД.

Какая же деятельность может обеспечить развитие речевой активности ребенка?

Прежде всего – совместная деятельность взрослого с ребенком, в ходе которой налаживается эмоциональный контакт и деловое сотрудничество. Воспитателю важно организовать совместные действия так, чтобы он мог вызвать ребенка на речевое взаимодействие или найти живые, доступные для ребенка поводы для общения. В процессе совместной деятельности педагог не ставит задач прямого обучения речи, как это делается в НОД. Постановка проблемных языковых задач здесь носит ситуативный характер. Педагог должен быть готовым к импровизации, к встречной активности ребенка. В процессе совместной деятельности у ребенка постепенно формируется позиция партнера, ведомого взрослым и постоянно учитывающего инициативу последнего.

Для речевой активности ребенка воспитателю необходимо сопровождать действия словами и побуждать его к проговариванию своих действий. В работе по развитию речи детей используются следующие формы совместной деятельности:

  • проектная деятельность
  • сценарии активизирующего общения
  • игры – этюды
  • инсценирование и драматизация литературных произведений
  • игровые проблемные ситуации
  • игровое экспериментирование
  • познавательные беседы
  • конкурсы, фестивали
  • клубы по интересам
  • викторины.

Викторина – это форма организации работы с детьми, основанная на взаимодействии педагога и воспитанников, в процессе которой дети развлекаются, соревнуясь в правильном выполнении предложенных поисковых заданий различного содержания, соблюдая определенные правила и представляя ответы в заданной форме. Конкретизация викторин происходит при разработке сценария и может быть представлена в соответствующем положении о викторине. Викторина способствует развитию речевой активности детей посредством включения в программу викторины соответствующих поисковых вопросов или заданий.

Краткое описание ожидаемого результата от использования данных методических рекомендаций: овладение опытом организации содержательного общения педагога с детьми в разных видах деятельности.

Викторина для детей старшего дошкольного возраста

Будь природе другом!

Цель: создавать условия для развития речевой активности детей, воспитания бережного отношения к природе родного края.

Задачи: Закрепить знания детей о природе родного края, о Красной книге Тамбовской области, о правилах поведения в природе; сформировать убеждение о бесценности природы и подвести к выводу о необходимости ее оберегать; воспитывать чувство ответственности перед природой, интерес и любовь к природе;

Развивать речь, мышление, любознательность, умение анализировать содержание вопросов и давать содержательный ответ на них; воспитывать дружеские отношения между детьми, взаимоуважение, чувство ответственности.

Материал: макет «Жалобной книги природы Тамбовского края», изготовленный педагогом совместно с детьми и родителями, странички-жалобы с рисунками авторов жалоб, кроссворд, жетоны (разноцветные кружки), эмблемы «Ромашки».

Ведущий (педагог): Ребята, у меня в руках «Жалобная книга природы Тамбовского края». В ней растения и животные рассказывают о том, что некоторые люди жестоки к ним. Пользуясь дарами природы, люди не всегда заботятся о ней. В содержание книги вошли списки редких и находящихся под угрозой исчезновения некоторых видов растений и животных.

Природа Тамбовщины своеобразна, красива, а главное – нигде не повторяется в таком сочетании. В нашем крае встретились природа северных лесов и природа степей. Издана Красная книга Тамбовской области.

Я думаю, что вы — друзья природы и по-настоящему любите ее.

Сегодня мы проводим конкурс «Лучший юный эколог». За каждый правильный ответ вы будете получать жетон, победит тот, у кого жетонов окажется больше.

Задание 1.

Ведущий: Почему цвет обложки «Жалобная книга природы Тамбовского края» красный?

Дети: Красный цвет – сигнал тревоги. Тревожный сигнал людям, каждому из нас, правительству, общественности по спасению редких, исчезающих видов растений, животных.

Ведущий: Итак, страница первая «Будем знакомы!»

(Ведущий открывает первую страницу и читает):

Я – тревожный рассказ о том, как порой трудно живется цветам, деревьям, птицам, рыбам, животным в нашем родном крае. Мой автор – сама природа. Мои читатели – люди с добрым, честным, отзывчивым сердцем. Я – крик о помощи. Кто прочитает меня внимательно, научится понимать, ценить и беречь природу. Станет ее другом и помощником.

Ведущий: Мы с вами, ребята, превратимся сейчас в группу друзей природы.

(Дети надевают эмблемы «Ромашки»). Будем эти жалобы разбирать и вместе искать ответы: как нам природе помочь, как сделать, чтобы «Жалобная книга природы Тамбовского края» была поменьше. Чья жалоба первой в книгу записана?

Ответы детей.

Задание 2. «Цветы».

Ведущий: Страница такая красивая и авторов много, но жалобы и обиды у всех одинаковые. Авторы себя представляют загадками. Будем вместе разгадывать, кто жалобу написал.

(Читает загадки).

Белые горошки на зеленой ножке. (Ландыш).

Только солнышко пригрело – появился из-под снега самый первый, тонкий, нежный… Что это за цветок? (Подснежник).

Кувшинчики и блюдца не тонут и не бьются. (Кувшинка).

Стоит в саду Кудряшка – белая рубашка, сердечко золотое. Что это такое? (Ромашка).

Эй, звоночек, синий цвет! С язычком, а звона нет. (Колокольчик).

Ведущий: Ребята, а как вы думаете, почему цветы написали свою страницу-жалобу в эту книгу?

Содержательные ответы детей, раздача жетонов.

Ведущий: Если бы каждый человек поступал так, как вы говорите, как бы много было красивых цветов в лесу, на улицах поселка и клумбах. Сколько бы цветов и растений сохранилось на Земле и до сих пор радовало нас своей красотой. Изучайте цветы, узнавайте о них больше, умейте различать их, знайте их название, познакомьтесь и с теми свойствами растений, которые человек может использовать для здоровья!

Задание 3. «Животные».

Ведущий: Следующая страница имеет даже портрет автора. Но откроем мы ее лишь после того, как вы постараетесь узнать, кто жалобу написал.

(Читает).

Первая жалоба. «Сама знаю, что я не красавица. Если окажусь рядом, многие шарахаются в сторону, а то еще камнем бросят и ногой пнут. А за что? Не всем же быть красивыми. Да вот только польза людям от меня большая: ведь я сохраняю от гусениц и червей целый огород. Поедаю вредных жуков, иногда моей добычей становятся мелкие землеройки и полевки – враги урожаев. А уж сколько от меня достается комарам, которых никто не любит. А если меня принесут в дом, где завелись тараканы, — они быстренько исчезнут. Догадались, кто я? …» (Жаба)

А вот вам еще загадка про ее ближайших родственников:

И в лесу мы, и в болоте,
Нас везде всегда найдете
На поляне, на опушке,
Мы – зеленые … (лягушки).

Ведущий: Запомните, ребята, что природа мудра. Мир устроен так, что ничего лишнего в нем нет. И даже некрасивые, а иногда и внешне не очень приятные обитатели болота, леса, луга, озера делают в природе важное дело, которое, кроме них, не сделает никто. Будьте к ним терпимы. Уважайте и берегите их!

А вот еще письмо от очень обиженного обитателя наших лесов. Наверное, не все его видели в лесу – встреча с ним редкость, а вот на картинках в книгах, сказках он часто встречается. Что же случилось?

(Читает).

Вторая жалоба. «Многие люди меня не любят, голос мой не нравится, считают, что я беду приношу. А так ли это? Если бы не я, то пришлось бы многим сидеть без хлеба. Ведь за лето я уничтожаю тысячи полевок, а они такие прожорливые, что за способны за лето испортить и съесть до тонны зерна каждая. Так что меня все, кто булочки, пирожки любят, уважать обязаны.

Умные люди меня уважают и ценят: символом Мудрости меня называют, а мой портрет украшает эмблему известной передачи: «Что? Где? Когда?».

Ведущий: Догадались, ребята, что это за лесной житель?

Ответы детей, раздача жетонов.

Ведущий: Ребята, сов осталось в природе не так уж много, и у нас в лесах Тамбовского края встречаются они редко.

Задание 4. «Лес».

Ведущий: Следующую страницу книги непонятно, кто написал. Придется вам отгадать загадки:

Богатырь стоит, богат,
Угощает всех ребят:
Сашу – земляникой, Настю – костяникой,
Алешу – орешком, Яну – сыроежкой,

Катеньку – малинкой, Даню – хворостинкой.

Ведущий: Догадались, ребята, что это за чудо-богатырь? Конечно, это лес. Но он такой большой и сильный, почему тоже жалобу написал?

Ответы детей, раздача жетонов.

Ребята, а кто назовет, какие деревья растут в нашем лесу? Давайте поиграем в игру «Я знаю названия деревьев …».

(Выходят по 2-3 человека. Ведущий берет мяч. На каждый подскок мяча ребенок называет дерево. Победителем становится тот, кто назовет больше деревьев).

А кто объяснит, что такое лес?

Ответы детей, раздача жетонов.

Молодцы, ребята! Все правильно вы объясняете. А теперь послушайте еще загадки:

Стоят дома высотные, этажи несчетные, шпили колючие под тучами летучими.

(Ель).

Стоит столб до небес, а на нем шатер-навес: красной меди столб точеный, а навес сквозной, зеленый. (Сосна).

Весной растет, летом цветет, осенью осыпается, зимой отсыпается. А цветок-то медок лечит от гриппа, кашля и хрипа. (Липа).

Что за дерево стоит – ветра нет, а лист дрожит? (Осина).

Стоит Алена: платок зеленый, тонкий стан, белый сарафан. (Береза).

Есть у родственницы елки неколючие иголки, но в отличие от елки – опадают те иголки. (Лиственница).

Я из крошки-бочки вылез, корешки пустил и вырос, стал высок я и могуч, не боюсь ни гроз, ни туч. Я кормлю свиней и белок, ничего, что плод мой мелок. (Дуб).

Задание 5. «Грибы»

Ведущий: Ранней весной появляются в лесу маленькие гномики. Сначала из прошлогодней листвы выглядывают их буро-коричневые колпачки. Летом гномики надевают яркие разноцветные шапочки. Живут они в лесу с мая по октябрь. Что это за гномики, догадались?

Ответы детей.

Конечно же, это грибы. Щедр лес на лесные подарки. И счастлив тот, кто умеет из разнообразия съедобных и несъедобных грибов выбирать то, что нужно. А вот знаете ли вы, ребята, грибы – мы сейчас выясним.

(Читает загадки).

Я в красной шапочке расту среди корней осинок, меня узнаешь за версту, зовусь я … (подосиновик).

Вдоль лесных дорожек много белых ножек в шляпках разноцветных, издали заметных. Собирай, не мешкай – это … (сыроежки).

Под березой – старичок, на нем бурый колпачок. (Подберезовик).

Стоит Лукашка – белая рубашка, а шляпа надета шоколадного цвета. (Боровик).

Стоит мальчонка – замасленная шапчонка. (Масленок).

Возле леса на опушке, украшая темный бор, вырос пестрый, как Петрушка, ядовитый … (мухомор).

Ведущий: Ребята, как вы думаете, грибы-то почему и на кого обижаются?

Ответы детей, раздача жетонов.

Задание 6. «Лесные обитатели»

Ведущий: А эту страничку в «Жалобную книгу природы Тамбовского края» написали лесные обитатели: птицы, насекомые, ягодные кустарники. Как порой мы бываем невнимательны к ним, отправляясь в лес по грибы и ягоды! Попадаем в лес, и у нас появляется хорошее настроение! Мы песни начинаем громко петь, аукаться да окликать друг друга. А как вы думаете, нравится птицам шум?

Ответы детей, раздача жетонов.

Вот мы увидели муравейник и быстрее к нему. Нет, мы не разрушим его, просто близко к нему подойдем, чтобы за муравьями понаблюдать. Можно так делать?

Ответы детей, раздача жетонов.

А вот, гуляя по лугу или лесу, увидели красивую стрекозу или бабочку. Осторожно подошли, поймали, подержали в руках, рассмотрели и отпустили. Правильно мы поступаем?

Ответы детей, раздача жетонов.

Другая ситуация: собираете вы в лесу ягоды сочные, вкусные. Вот и корзина полна, а ягод еще много – такие они на кустах красивые, что рука невольно тянется и срывает кустик с ягодами один, другой, да вот и красивый букет получился. Можно это делать?

Ответы детей, раздача жетонов.

Ведущий: Вижу, что вы, ребята, многое уже знаете о природе. Но пока не все умеют в природе вести себя правильно. А теперь, когда вы узнали, что даже самая небольшая ошибка может нанести лесу, природе вред и беду, давайте будем стараться себя вести в лесу осторожно. Внимательно относится к тому, что нас окружает.

А теперь я предлагаю вам отгадать кроссворд. Справившись с ним, мы узнаем просьбу, которая содержится в жалобе леса.

Вопросы кроссворда:

  1. Насекомое, питающееся цветочной пыльцой. (Бабочка).
  2. Дерево, очень часто встречающееся в наших лесах, которое называют «русской красавицей». (Береза).
  3. Насекомое – санитар леса. В лесу у пня суета, беготня: народ рабочий весь день хлопочет, из лесного сора строит себе город. (Муравей).
  4. Цветок, который распускается в марте на проталинах. (Подснежник).
  5. Птица, прилетающая к нам зимой. (Снегирь).
  6. Дерево, семенами которого зимой питаются птицы, выбирая их из ягод. Ягоды обладают лечебным свойством. (Рябина).
  7. Птица – санитар леса. (Дятел).
  8. Лесной певец. (Соловей).
  9. Цветок, занесенный в Красную книгу природы Тамбовской области. Распускается ранней весной в лесу. (Ландыш).
  10. Сама мелковата, а хвост богатый, с ветки на ветку – скок-поскок, орешек за орешком – щелк да щелк. (Белка).
  11. Хвойное дерево с длинными иголками. (Сосна).

Ведущий: А теперь прочтем, что у нас получилось. Какую просьбу записал лес в «Жалобной книге природы Тамбовского края»?

Воспитатель показывает строчку в красных клетках кроссворда и читает:

БЕРЕГИТЕ ЛЕС!

Ведущий: Знайте, ребята, об этой просьбе и помните:
Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься,
Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

(В. Берестов).

- Мы с вами обязательно будем друзьями природы! Давайте вспомним правила поведения в природе.

«Правила друзей природы»:

  • Не ломайте деревья и кустарники, не срывайте растения.
  • Не сшибайте грибы, даже несъедобные.
  • Не обрывайте паутину и не убивайте пауков.
  • Не разоряйте птичьих гнезд.
  • Не ловите диких зверей и птиц, не берите их домой.
  • Не шумите в лесу. Шумом вы отпугнете животных, помешаете им, а сами увидите и услышите гораздо меньше.
  • Как вы думаете, а какой девиз должен быть у друзей природы?

Правильно, ребята: ЛЮБИТЬ И БЕРЕЧЬ ПРИРОДУ!

Награждение победителей и участников конкурса.

Подводя итог можно сказать, что организация содержательного общения педагога с детьми в форме викторины — это эффективное средство решения актуальных проблем, связанных с обучением современных дошкольников, так как именно взаимодействие детей и взрослых способствует развитию речевой активности детей дошкольного возраста.

Литература:

  1. Гербова В.В. Развитие речи и общения детей в подготовительной группе детского сада. – М.: Мозаика – Синтез, 2012.
  2. Романович О.А., Стефанова Н.Л. Дидактические игры для дошкольника. Образовательные области «Речевое развитие», «Познавательное развитие». – М.: Учитель, 2016.
  3. Славина Т.Н. Мир домашних животных и птиц в заданиях и играх. – М.: Учитель, 2016.
  4. Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольниками. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.
  5. Федина Н.В. Игры, викторины, конкурсы. – М.: Просвещение, 2013.
Просмотров: 569
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Гимазутдинова Наталья. «Практикум для педагогов ДОУ по построению эффективного общения с родителями воспитанников по теме: «Общаться позитивно – что это значит».
  • Фефелова Оксана Сергеевна. Игра как ведущий вид деятельности ребёнка дошкольного возраста
  • Анастасия Владимировна Миллер. Раннее развитие: что лучше для Вашего малыша или Как развить ребенка и не навредить
  • Митягина Наталья Леонидовна. Проект 'Что такое День Победы? Это значит - нет войны!'
  • Фания Мустафина. Эссе воспитателя. 'Что значит для меня быть воспитателем детского сада'
  • Зыбцева Елена Александровна. Что такое мелкая моторика и почему так важно её развивать?
  • Мария Дорошенко. Конспект занятия кружка театральной деятельности для старшего возраста «Что такое хорошо, что такое плохо»
  • Кипина Светлана Васильевна. Конспект совместной деятельности по познавательно - речево в средней группе 'Что мы видели в лесу?'
  • Кирсутина Людмила Валерьевна. КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО — ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ПО ТЕМЕ «ЧТО НАМ ДЕЛАТЬ, КАК ЖЕ БЫТЬ»
  • Майорова Ольга. Формула здоровья «Здоровье – это то, что нужно беречь».
  • Полищук Елена Владимировна. КОНСУЛЬТАЦИЯ для родителей «Игра – ведущий вид деятельности ребёнка дошкольного возраста дома»
  • Васильченко Юлия Сергеевна, Гаганова Юлия Сергеевна, Сидорова Лидия Васильевна. Новогодний праздник для детей старшего дошкольного возраста «Что такое Новый год? Это…»
  • Падерина Любовь Михайловна. Мнемотаблицы для заучивания стихов — что это такое?
  • Инна Фоменко. Что такое «фонематический слух», как и когда он формируется у детей?
  • Дворянчикова Татьяна Алексеевна. Методическое пособие по познавательному развитию детей младшего дошкольного возраста «Кто что ест»
  • Гулушова Лилия Назировна Нугаева Гульнара Расимовна Репникова Татьяна Викторовна Чиботарь Анна Сергеевна Юртова Светлана Геннадьевна. Игра — ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста.
  • Мусиячина Марина Владимировна. КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОЙ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ «Что такое хорошо и что такое плохо?».
  • Киштеева Ирина Николаевна. Конспект интегрированной непосредственно-образовательной деятельности Тема: «Что такое хорошо и что такое плохо»
  • Главный Редактор. Как определить что болит у ребенка
  • Зеленова Ирина Александровна. Круглый стол для детей и родителей «Что может быть семьи дороже?!»
  • Никонова Ульяна Юрьевна. «Вот веселый огород, что здесь только не растет!»
  • Наумова Наталия Александровна. Сообщение к педсовету 'Красота-это то, что создаёт человек'
  • Сухова Наталья Александровна. Брошюра для родителей «Советы, что можно сделать или сказать, когда ребенок кричит и не хочет идти в детский сад»
  • Анастасия Владимировна Капитонова. Ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте
  • Васильева Галина Валерьевна. Мама- терапия. Что это такое?
  • Васильева Галина Валерьевна. Мама- терапия. Что это такое?
  • Титова Ирина Викторовна. Статья «Фликер – что это такое?»
  • Гамрецкая Анна Сергеевна. Конспект занятия «Вот веселый огород, что здесь только не растет»
  • Главный Редактор. Вопросы и ответы для викторины ко дню Воздушно-десантных войск (ВДВ) для детей и взрослых
  • Архипова Оксана Михайловна. Консультация для родителей «Как объяснить ребенку что такое осень для детей раннего возраста?»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь