Конспект ООД по изобразительной деятельности для детей старшего дошкольного возраста (6 – 7 лет) «Весеннее пробуждение природы».
Соловьева Марина Анатольевна МБДОУ Д/С К/В № 28 «Ручеек» г.о. Химки, мкр. Сходня Воспитатель I квалификационной категории мкр. Сходня, г.о. Химки, Московская область
Цель: Развитие творческих способностей детей через овладение методами пейзажной живописи и рисунка.
Задачи:
Образовательные:
- продолжать познакомить с пейзажем, как жанром изобразительного искусства
- закрепить понятие плановости и тоновых отношений в рисунке
- расширить знания детей о работе над пейзажной композицией
- научить анализировать содержание художественных произведений, отмечать выразительные средства изображения, их воздействие на чувство зрителя.
Скачать: Конспект ООД по изобразительной деятельности для детей старшего дошкольного возраста (6 – 7 лет) «Весеннее пробуждение природы» (полный конспект) т
Воспитательные:
- воспитывать эстетическую отзывчивость на красоту окружающего мира, любовь к природе
- воспитывать уважение к труду, таланту великих художников.
Развивающие:
- развивать наблюдательность, зрительную память, внимание к деталям посредством рисования с натуры.
- развивать умения и навыки детей в выборе цветовой палитры, инструментов и материалов.
Оборудование: ноутбук, портреты художников (И. С. Остроухов, И.И. Левитан, А.Н. Шильдер, И.И. Шишкин, А.К. Саврасов), пейзажи русских художников на весеннюю тематику, магнитофон, диск с записью альбома Антонию Вивальди «Времена года. Весна», наглядные пособия к дидактическим играм.
Раздаточный материал для каждого ребенка: лист формата А4, простой карандаш, ластик, акварель, гуашь, набор кистей Erich Krause Artberry (синтетика (6 штук), палитра, клеенки, баночки с водой, салфетки.
Словарь: живопись, пейзаж, художник-пейзажист, колорит, композиция, перспектива.
Предварительная работа: знакомство с творчеством художников И.И. Левитана, И.С. Остроухова, А.Н. Шильдера, И.И. Шишкина, А.К. Саврасова; рассматривание фотографий и альбомов с изображением природы города и края весной; чтение стихотворений о весне.
Ход занятия
I. Вводная часть.
Дети входят, садятся на ковер. На ковре стоят мольберты с репродукциями картин, развернутых обратной стороной.
Воспитатель: Ребята! Сегодня мы с вами продолжаем говорить об одном из удивительнейшем жанре изобразительного искусства. Послушайте загадку и отгадайте о каком:
Если видишь — на картине Нарисована река, Или ель и белый иней, Или сад и облака,
Или спешная равнина, Или поле и шалаш, Обязательно картина Называется …… (Пейзаж!)
(отрывок из стихотворения А.Кушнира)
Воспитатель: Что же такое пейзаж?
Пейзаж — жанр изобразительного искусства (а также отдельные произведения этого жанра), в котором основным предметом изображения является природа.
Пейзаж обычно изображает открытое пространство. В нём, как правило, представлено изображение водной или земной поверхности. В зависимости от направления — это может быть растительность, здания, техника, природные явления (облака, дождь, снег) и астрономические образования (звёзды, солнце, луна).
Иногда художник изображает людей, животных, но в пейзажной композиции им отводится второстепенное значение, главное в пейзаже – природа.
Скажите, пожалуйста, как называется художник, который пишет картины о природе? (Ответы детей).
Назовите художников-пейзажистов, с творчеством которых мы с вами уже познакомились. (Ответы детей: В.Д. Поленов, И.И. Левитан, А.Н. Шильдер, И.И. Шишкин, А.К. Саврасов, И.С. Остроухов) (Воспитатель вывешивает портреты названных художников).
Давайте с вами поиграем в игру «Узнай автора картины».
Воспитатель: Основными средствами выразительности живописного пейзажа являются: колорит, перспектива, композиция. Давайте разбираться с этими сложными понятиями.
Что означает понятие колорит? Как вы думаете? (Ответы детей). Правильно, колорит – это гармоничная живописная согласованность в картине, ее цветовой строй. При написании пейзажей художники учитывают цветовую палитру каждого времени года.
Перед вами четыре палитры разными красками и их оттенками. Выберите картинку с изображением времени года, которую вы бы нарисовали, используя краски на палитре.
Дидактическая игра «Что нарисовал художник?».
Воспитатель: Молодцы! А какое время года сейчас? (Ответы детей). Сегодня мы с вами будем рисовать весенний пейзаж. Перед вами акварельные и гуашевые краски. Какие краски лучше использовать для фона нашего пейзажа? Почему? (Ответы детей). Правильно, акварельные краски – это водяные краски, основные их качества — прозрачность, мягкость, чистота и яркость цвета.
Открывайте краски. С чего мы начинаем подготовку фона для будущей картины? (Ответы детей). Правильно, намечаем линию горизонта. Выбираем подходящие для весеннего пейзажа цвета и делаем фон. Весной природа одевается в нежные и не слишком яркие наряды. Поэтому весенняя палитра состоит из мягких пастельных тонов: розового, абрикосового, кремового, голубого, светло-желтого, охристого. (Самостоятельная работа детей).
Пока наш фон подсыхает, поговорим о понятии композиция. Что же это такое? (Ответы детей). Правильно, композиция — искусство сочинения, составления различных частей в единое целое, выделение главного. Перед тем, как написать картину, художник задумывает сюжет будущей картины, продумывает расположение отдельных предметов. Это целая наука, которой вы, сами того не зная, используете располагая свой будущий рисунок на бумаге.
В композиции пейзажа большое значение имеет изображение перспективы. Подскажите мне, пожалуйста, что такое перспектива? (Ответы детей). Правильно, дальние предметы изображаются меньше и не прорисовываются, а ближние крупно с прорисовкой мелких деталей. Это и есть перспектива.
Пространство в пейзаже можно разделить на отдельные планы: первый (ближний), второй (средний), третий (дальний).
Предлагаю вам поиграть в игру «Перспектива». Перед вами фон будущей картины и силуэты предметов трех разных размеров. Необходимо выложить пейзаж, правильно расположив предметы на фоне.
Физкультминутка «Апрель»
Мы раскрыли окна, (как будто раскрывают окна) Распахнули дверь. (открывают дверь) Солнечный и мокрый (сжимают и разжимают пальцы) К нам пришел апрель. (пальцами «шагают» по столу)
Забурлил ручьями, (загибают по одному пальцу на руках)
Зазвенел, запел.
Первыми скворцами (машут руками, словно крыльями)
На березы сел.
Воспитатель: Молодцы. Наш фон высох. Закройте глаза, представьте картину, которую вы хотите нарисовать. (Звучит фрагмент из цикла произведений А. Вивальди «Времена года» «Весна. 3 часть»).
С чего мы начнем рисовать? (Ответы детей). Правильно, с изображения дальнего леса. Не забывайте, дальние предметы изображаются меньше, цвет их не яркий, они как бы покрыты легкой дымкой. Затем мы рисуем предметы среднего плана, их видно целиком, но они все же не такие яркие и выразительные, как предметы на переднем плане. Далее рисуем передний план. Деревья на переднем плане могут быть изображены частично: мы видим, где дерево начинается, но не видим, где оно заканчивается или мы видим только среднюю часть дерева. Для изображения деревьев переднего плана предлагаю вам использовать гуашь, потому что гуашь относится к непрозрачным водорастворимым краскам, укрывистость у нее больше и сожнет она быстрее, что позволяет, перекрывать один объект другим и не ждать высыхания краски. (Показ приемов рисования).
Приступайте к работе. (Самостоятельная работа детей). (Звучит фрагмент из цикла произведений А. Вивальди «Времена года» «Весна. 3 часть»).
Выставка и анализ работ. Итог занятия.
|