Занятие в старшей группе.
Цель: Познакомить детей с картинами русских художников.
Задачи: Продолжать знакомить детей с картинами русских художников: Васнецова, Шишкина, Левитана, Саврасова, Репина. Закрепить умение отвечать на вопросы по сюжету картины, составлять описательный рассказ. Формировать умение правильно воспринимать, чувствовать настроение картины и передавать его в высказывании. Развивать монологическую речь. Прививать любовь к русской живописи, воспитывать чувство сострадания, познавательные интересы. Дать понимание того, что «гордостью земли русской» можно назвать людей воспевающих и прославляющих красоту нашей родной страны.
Материалы и оборудование: слайды и репродукции с картинами художников Васнецова. Шишкина, Левитана, Саврасова, Репина; музыкальное сопровождение; кисточки, гуашевые краски, листы, непроливайки, медальки бумажные, сладкий приз.
Ход занятия:
Ведущий: В начале я хочу вам загадать загадку: Где можно увидеть луг, на котором не вянут цветы; осенние деревья с чьих ветвей не облетает листва; снег, который никогда не потемнеет и не растает? (ответы детей)
Конечно же на картинах художников, а вы знаете, что у картин есть дом в котором они живут. Как вы думаете как он называется? (ответы детей) Правильно музей и в нашем городе есть музей изобразительного искусства, где проходят выставки картин русских художников. Сегодня в детском саду музей устаивает небольшую выставку.
Ребята, давайте присядем и познакомимся с картинами русских художников. Напоминаю вам, что рассматривать картины надо в полной тишине. Говорить может только экскурсовод. А экскурсоводом буду я (Играет музыка, дети просматривают слайды).
Экскурсовод: Дети, посмотрите, вот картина В. Васнецова: «Три богатыря». На ней изображены три русских богатыря: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович. В центре на вороном коне Илья Муромец. Все они храбрые, смелые защитники Родины. Одеты они в железные кольчуги, на головах – шлемы. Они готовы к бою, готовы защищать свою Родину. Следующая картина «Иван царевич на сером волке» (ребенок читает стихотворение).
Ребенок: И начну у бабки Сказки я просить И начнет мне бабка Сказку говорить:
Как Иван – царевич Птицу – жар поймал, Как ему невесту Серый волк достал…
И во сне мне снятся Чудные края И Иван – царевич – Это будто я.
Экскурсовод: Эта картина написана В. Васнецовым к «Сказке об Иване царевиче, жар – птице и о сером волке».
Следующая к картине «Алёнушка», которая была написана к сказке о «Сестрице Алёнушке и братце её Иванушке»
Экскурсовод: Вечер, гаснет заря, сумерки спускаются на молодые сосенки и на потемневшую воду. На картине – одиноко сидит Алёнушка. В ее поникшей фигуре и печальном лице выражено горе и страдание. Темные, широко раскрытые глаза застилают слезы. Каштановые волосы спутанными прядями рассыпались по плечам. Ей грустно. Природа созвучна настроению девочки. Ранняя осень, природа увядает. Пожелтевшие листья падают на зеркальную поверхность воды. Картина очень поэтична. Вам понравились работы В. Васнецова? Какие работы? (ответы детей- названия картин)
Экскурсовод: Мы продолжаем знакомство с творчеством художников.
Это пейзажи Исаака Левитана «Золотая осень», «Слободка» — это маленькая деревня.
Ребёнок: Лес, точно терем расписной Лиловый, золотой, багряный, Веселой, пестрою стеной Стоит над светлою поляной.
Экскурсовод: Левитан любил рисовать осенний пейзаж. Пейзаж – это картина, на который изображена природа
Следующая картина «Весна. Март».
Ребенок: Весна, весна. И все ей радо. Как в забытье, каком стоишь И слышишь свежий запах сада И теплый запах талых крыш.
Экскурсовод: Давайте продолжим наше знакомство А.Саврасов «Грачи — прилетели». Ранняя весна. Перед нами скромный сельский пейзаж. На переднем плане, на тающем снегу у пруда кривые старые березы. На их ветках расположились грачиные гнезда.
Ребёнок: Бушует талая вода, Шумит и глухо, и протяжно. Грачей пролетные стада Кричат и весело и жадно.
Экскурсовод: Ещё один русский художник, который в своих работах воспевал красоту родной земли это Иван Шишкин. Он очень любил русскую природу.
Ребёнок: Чародейкою зимою Околдован лес стоит – И под снежной бахромою, Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит…
Великолепен вид зимней природы. В лесу торжественно, светло и тихо. Воздух морозный и тонкий. Небо светлое в картине «Зимний лес».
Экскурсовод: Вот ещё одна картина этого художника «Утро в сосновом лесу». Ранним утром в чаще леса резвятся три неуклюжих медвежонка. Рядом мама – медведица. Обратите внимание на лес, наверное, в этот лес никогда не входит человек. Его называют дремучим.
Экскурсовод: Следующая картина этого художника «Рожь»
Ребёнок: Зреет рожь над жаркой нивой, И от нивы и до нивы Гонит ветер прихотливый Золотые переливы.
Экскурсовод: Ещё один выдающийся художник работы которого связаны с нашим городом Самарой и красотой Волжских пейзажей это Илья Ефимович Репин. Он был в наших местах два раза. Первый раз ещё в студенческие годы Илья Ефимович приезжал в село Ширяево, а также посетил Царевщину, Курумоч, Моркваши, Царёв курган, любовался красотами Жигулёвских гор. Второй раз он жил в Самаре снимая небольшой домик вблизи набережной Волги и писал этюды. Здесь были написаны его картины «Бурлаки на Волге» (бурлак- наёмный рабочий в России 19в. -20в., который, идя по берегу тянул, с артелью (такими же наёмными людьми), при помощи бечевы речное судно против течения). «Волжский пейзаж с лодками», «Ширяевский бугор». В честь 170-летия со дня рождения И.Ф. Репина на нашей набережной была поставлена бронзовая скульптура «Бурлаки на Волге».
Экскурсовод: Ребята, а сейчас давайте немного отдохнём.
Физминутка
Держим кисточку вот так: Это трудно? Нет, пустяк! Вправо-влево, вверх и вниз Побежала наша кисть.
А потом, а потом, Кисточка бежит кругом. Закрутилась, как волчок. За тычком идёт тычок!
(Дети выполняют движения в соответствии с текстом)
Экскурсовод: Ребята, а сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Умники и умницы». Я буду задавать вам вопросы за правильный ответ я буду давать вам медаль у кого будет больше всех то победил, но для сначала давайте вспомним всех художников и их картины с которыми мы сегодня познакомились (просмотр репродукций, дети называют авторов работ)
Игра «Умники и умницы»
Вопросы к игре:
- Назовите каких русских художников вы знаете. (Васнецова. Шишкина, Левитана, Саврасова, Репина)
- Покажите картину Саврасова и назовите её. ( «Грачи прилетели»).
- Покажите картины Васнецова, с которыми вы познакомились и назовите их. ( «Три богатыря», «Сказке об Иване царевиче, жар – птице и о сером волке», «Алёнушка»
- Как зовут богатырей на картине Васнецова «Три богатыря»?
- Что такое пейзаж?
- Какое время года любил рисовать Левитан?
- На тему какой сказки написана картина «Аленушка»? ( «Сказка о сестрице Алёнушке и братец её Иванушке»)
- Покажите картину Шишкина на которой изображены медведи, как она называется. ( «Утро в сосновом бору»).
- К какой картине написано стихотворение «Чародейка зима»? ( «Зимний лес»)
- Покажите картины Левитана и назовите их. ( «Золотая осень», «Слободка», «Весна. Март.»)
- Что такое слободка? (Небольшое поселение)
- Почему называют осень золотой?
- Как зовут художника, который побывал в нашей Самарской губернии и написал здесь известные на весь мир картины? (Репин И.Е.)
- Сколько раз Репин был на наших Волжских просторах. (два раза)
- Как называется самая известная картина Репина? ( «Бурлаки на Волге»)
- Кто такие бурлаки? (наёмный рабочий, который тянет речное судно против течения).
- Каким образом наш город увековечил память о Репине в честь его 170-летия со дня рождения? (поставлен памятник на набережной Волги)
Экскурсовод: Молодцы ребята, давайте подсчитаем у кого собралось больше медалей. (подсчёт и вручение сладких медалей всем участникам игры)
Экскурсовод: Ребята, давайте представим, что мы с вами художники. Перед вами на столах лежат кисти, краски, листы бумаги, давайте ещё раз вспомним, что же такое пейзаж (ответы детей). Я предлагаю вам нарисовать пейзаж, то место, где вам больше всего сейчас хотелось бы оказаться, любое время года. (работа детей) Ребята, у вас получились замечательные работы я предлагаю устроить выставку ваших работ в группе и у нас будет свой музей.
В конце занятия воспитатель задаёт детям вопрос: Ребята, как вы думаете можно ли назвать художников, которые воспевают и прославляют красоту родной земли «Гордостью земли русской» (ответы детей). Воспитатель обобщает высказывания детей и все вместе делают вывод.
|