Интеграция областей: Коммуникация, Познание, Развитие речи, Социализация, Художественное творчество.
Цель: Приобщить детей к прекрасному миру живописи, музыки. Научить внимательно рассматривать картину, рассказывать о ее содержании, видеть и понимать выразительные средства, которые использует художник, чувствовать красоту произведения.
Задачи:
- стимулировать в процессе познавательного общения детскую любознательность, стремление самостоятельно рассуждать
- учить детей рассматривать репродукцию картины, отвечать на поставленные вопросы
- развивать связную речь детей, интерес к непринужденной беседе; развивать творческое воображение
- воспитывать интерес к искусству, живой и неживой природе, умение чувствовать ее красоту; расширять знания детей о жанре изобразительного искусства – пейзаже, развивать художественное восприятие произведений.
Предварительная работа:
- Чтение литературных произведений, стихов о временах года.
- Рассматривание иллюстраций, фотографий, репродукций картин художников.
- Прослушивание музыкальных произведений: «Шедевры инструментальной музыки», «Звуки природы».
- Наблюдения в природе во время прогулок и экскурсий.
- Рисование времен года.
Материал к занятию:
коробочка; птица; репродукция картины «Грачи прилетели» А.К. Саврасова; карточки – символы «признаки весны»; отрывок из цикла П.И. Чайковского «Времена года. Март»; мольберты, бумага, акварельные краски, различные виды карандашей для рисования.
Методы и приемы: рассказ, беседа, рассматривание репродукций, прослушивание музыкальных произведение, игровая деятельность.
Ход ООД:
Воспитатель вносит в группу необычную коробочку, из которой доносится пение птицы.
- Ребята, посмотрите, что я нашла возле дверей нашей группы! Как вы думаете, что это? (коробочка, посылка)
- Посмотрите, на ней что-то написано. Сейчас прочтем! Дары для ребят от матушки природы.
- Да это же посылочка для вас, ребята! Сама природа вам ее прислала! А давайте посмотрим, что же там внутри?
Воспитатель открывает коробочку и достает из нее маленькую птичку.
- Ой, кто же это? (птичка) Почему она так звонко пела? (высказывания детей)
- Птицы, первые вестники! Посмотрите за окном, какое время года? (весна)
- А какие весенние месяцы вы знаете? (март, апрель, май)
- Ребята, наша птичка шепнула мне на ушко, что в коробочке, есть еще что-то! Давайте посмотрим, что? Да это какие-то карточки. О чем они нам помогут рассказать?
- Какие признаки весны вы на них заметили? (тает снег, бегут ручьи, солнышко светит ярче и теплее, на деревьях появляются почки, прилетают перелетные птицы)
Дети по символам составляют свои высказывания.
- Вот и к нам с вами птичка с весною прилетела, рассказать, что вся природа оживает.
Игра «Веснянка»
- Солнышко — солнышко, золотое донышко (разводят руки, поднимают вверх)
- Побежал в лесу ручей (бегут на месте)
- Прилетели сто грачей (имитируют полет птиц)
- А сугробы тают, тают (медленно приседают)
- А цветочки подрастают (встают на цыпочки и тянутся руками вверх)
Воспитатель: — Сегодня мы с вами поближе познакомимся с картиной о весне Саврасова А.К. «Грачи прилетели». В каком жанре написана эта картина? Правильно, это пейзаж.
- Давайте попробуем составить рассказ по этой картине:
Как вы думаете, какой период весны изобразил художник?
По каким признакам можно определить, что на картине весна?
Как художник передал в картине пробуждение природы?
Чего в картине больше: земли или неба?
Какие тона преобладают: теплые или холодные?
Как бы вы назвали эту картину?
Какой день изобразил художник Саврасов?
- Рассказ вы будете придумывать по цепочке — один начнет, другой продолжит, а третий закончит, чтобы все ребята поучаствовали.
- Молодцы, очень интересный у вас получился рассказ. Все старались.
- Мы с вами рассмотрели картину. А картину можно не только видеть, но и слышать. Давайте попробуем послушать музыкальное произведение П.И. Чайковского из цикла «Времена года». У этого русского композитора есть музыка к каждому времени года. Но раз мы с вами сегодня говорим о весне, то слушать будем «Март».
Дети слушают картину, говорят о своих впечатлениях.
Окунувшись в море музыки и живописи, вы хотели бы и сами выразить свои чувства в рисунке?
- Предлагаю вам превратиться в художников, подойти к мольбертам и создать свой художественный шедевр о весне.
Итог: Ребята, мы сегодня рассматривали весеннюю картину, слушали музыку. Что вам понравилось? Какие звуки весны вы сегодня услышали? А птичку мы отправим в наш уголок природы, чтобы мы в любой момент могли посмотреть на нее и вспомнить, как она радовала нас вестью о том, что пришла весна!
Спасибо вам за работу!
|