Дидактическая игра «Времена года» имеет развивающее, обучающее и воспитывающие значение. Ее можно использовать практически в любых видах детской деятельности: игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, как элемент в ознакомлении с художественными произведениями. Данная игра прекрасно подходит для индивидуальной, подгрупповой и фронтальной работы с дошкольниками.
Дидактическая игра предназначена для работы с детьми от 3 до 7 лет в образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений, формированию целостной картины мира, развитию речи, ознакомлению с художественной литературой, а также в организации режимных моментов. Для каждой возрастной группы имеется свой вариант обыгрывания.
Пособие разработано с учетом современных педагогических технологий, способствующих активизации деятельности дошкольников, индивидуализации обучения, воспитания детей и адресовано воспитателям дошкольных учреждений, реализующих в практике работы программу «От рождения до школы» (под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой).
Дидактическая игра многофункциональна. Представляет собой круг с разрезными картинками и циклом заданий для работы с воспитанниками.
Все материалы, используемые для изготовления данного пособия безопасны.
Целью дидактической игры «Времена года» является:
- формирование у детей дошкольного возраста представлений об окружающем мире – о делении года на четыре времени, каждая из которых, в свою очередь, делиться на три месяца
- выработка умений различать месяца по природным явлениям, приметам, характерным особенностям видов деятельности людей, одежде
- активизация детского внимания, развитие всех компонентов устной речи, памяти, мышления, эмоций
- воспитание осознанного и правильного отношения к природе.
Игра «Когда это бывает?»
Задачи:
- Закрепить знания о природных явлениях.
- Формировать представления о временах года, о месяцах.
- Развитие внимания, зрительного восприятия.
Задание: Пободрать картинки и предметы, соответствующие определенному времени года.
Правила: вспомнить характерные особенности данного времени года.
Помогать друг другу в ходе игры.
Материал: как вариант,
В домашних условиях можно взять круглый диск, или вырезать из картона, либо ватмана, разделить его на четыре части. Каждую из частей разукрасить или обтянуть тканью, которая по цвету отвечает времени года (белый – зима; зеленый – весна, розовый или красный – лето, а желтый или оранжевый – осень). Такой диск будет символизировать «Круглый год». На каждую часть нужно приклеить несколько серий картинок с соответствующей тематикой (изменения природы, животные и птицы, люди, работающие на земле, развлекающиеся дети).
Для усвоения материала и более интересного проведения развивающей игры «Времена года», можно использовать стихи и загадки:
Уж тает снег, бегут ручьи, В окно повеяло весною… Засвищут скоро соловьи, И лес оденется листвою! (А. Плещеев)
Несу я урожаи, Поля вновь засеваю, Птиц к югу отправляю, Деревья раздеваю.
Но не касаюсь сосен И елочек. Я... (Осень).
Надо мною, над тобою Пролетел мешок с водою, Наскочил на дальний лес, Прохудился и исчез. (Туча)
Дел у меня немало – Я белым одеялом Всю землю укрываю, В лед реки убираю,
Белю поля, дома, Зовут меня... (Зима).
Собираем в августе Урожай плодов. Много людям радости После всех трудов.
Солнце над просторными Нивами стоит, И подсолнух зернами Черными набит. (С. Маршак)
Вариант. Разместить несколько несоответствующих картинок в разных секторах и предложить детям разложить правильно.
Вариант. Устроить соревнование: одни дети расставляют, а другие определяют правильность выбора.
Вариант. Сделать два одинаковых задания и дать двум группам детей на скорость его выполнить, со сладким призом для победителей и утешительным призом для проигравших.
Вариант К основному кругу добавляются части, обозначающие месяца. Дети определяют месяц по разным признакам.
Игра «12 месяцев»
Задачи:
- Учить соотносить каждое время года с определенным цветом.
- Способствовать формированию математических представлений: счет от 1 до 4, от 1 до 12; умение разбивать фигуры на несколько частей и составлять целые фигуры из их частей; умение называть последовательность месяцев в году.
- Развивать логическое мышление, внимание, память.
К временам года добавляются месяца в определенной последовательности. В процессе игры формируются представления о том, что год делится на четыре времени года – на три месяца, а также закрепляется счет от 1 до 12.
Игра «Круглый год»
Задачи:
- Учить детей называть времена года.
- Развивать связную речь, формировать умение составлять описательный рассказ; умение слышать друг друга.
- Активизировать и обогащать словарь.
- Развивать воображение, фантазию, мышление.
Дети берут карточки с месяцами, на которых написана примета, каждому ребенку нужно составить рассказ по карточке и запомнить примету. Также предложить назвать слова, начинающиеся с первой буквы в названии месяца.
Например: март – «М» — молоко, мыло и т.д.
Можно использовать вариант игрового упражнения «Исправь ошибку».
Игра «Дорисуй картинку»
Задачи:
- Учить создавать сюжет по фрагменту картины; учить использовать различные методы изобразительной деятельности
- Развивать чувство цвета, фантазию, воображение, мышление.
Подбери картинку
Цель игры: Учить детей различать и называть времена года, указывать характерные признаки каждого времени года, обогащать словарный запас детей:
- развивать логическое мышление, память, воображение, логически связную речь
Для игры я приготовила цветной круг со стрелочкой, карточки с признаками, характерными для 4 времен года,
лето- бабочка, ромашки, земляника,
осень- грибы, оранжевые листья,
зима- снежинки, снеговик,
весна- скворец, подснежники.
И четыре круга: синий, зеленый, красный, желтый.
Перед игрой я показываю детям круг со стрелкой и спрашиваю на что он похож, дети отвечают на колесо, а колесо вращается и наша земля вращается и поэтому времена года сменяют друг друга. Затем можно спросить, если бы у вас были краски какими цветами вы бы раскрасили каждое время года?
Зима-синим, Весна-зеленым, Лето-красным, Осень- желтым.
Вариант игры: Детям раздаю карточки, кручу стрелку, например стрелка указывает на желтое поле- спрашиваю детей какое это время года, осень, карточки поднимают дети с осенними признаками (грибы, оранжевые листья). Так играем пока не повторим все времена года.
Вариант игры: Использую для индивидуальной работы.
Материалы: 4 круга, карточки с признаками времен года. Предлагаю ребенку назвать времена года и закрасить их красками. затем прошу ребенка составить логические цепочки.
Назвать признаки характерные для каждого времени года. (Летом летают бабочки, цветут ромашки, поспевает земляника).
«Круглый год»
Цель игры: закреплять знания детей о временах года, их основных признаках. Развивает мышление, речь, память.
Игра состоит из 12 частей круга. Каждое время года имеет определённый цвет, а каждый месяц — определённый оттенок выбранного цвета (от светлого до тёмного). Оттенок карточки месяца зависит от долготы светового дня. Самый светлый оттенок — самые длинные дни, самый тёмный оттенок — самые короткие дни времени года. На карточках (частях круга) приклеены картинки, изображающие основные признаки каждого месяца. Для детей, умеющих читать, прилагаются карточки с названиями месяцев, которые ребёнок раскладывает на соответствующую часть.
|