Конспект занятия по развитию речи по теме «Времена года. Зима» подготовительной группы.
Коррекционно-образовательные задачи:
Обобщить и систематизировать знания детей о зиме, уточнить признаки зимы; упражнять в образовании качественных прилагательных; закреплять умение подбирать прилагательные, существительные, согласуя их в роде, числе, падеже; Совершенствование навыка рассматривания картины, формирование целостного представления об изображенном на ней. Совершенствование навыка составления описательного рассказа по картине.; активизировать словарь по теме «Зима».
Коррекционно-развивающие задачи:
Развивать слуховое внимание, зрительное восприятие, логическое мышление, внимание, мелкую моторику.
Воспитательные задачи:
Воспитывать умение слушать, не перебивая и справедливо оценивать других детей; работать и играть в коллективе.
Предварительная работа: наблюдение на прогулке за зимними явлениями, чтение и разучивание стихотворений, рассматривание картинок о зиме.
Оборудование: репродукция картины, сосуд с водой, полотенце, поднос со снегом и льдом
Ход занятия:
Организационный момент
- Сядет тот, кто назовет примету зимы.
2. Основная часть
Чтение стихотворения..
Вот зима пришла серебристая, Белым снегом замела поле чистое. Днем с детьми на коньках все катается, Ночью в снежных огоньках рассыпается...
В окнах пишет узор льдом-иголочкой, И стучится к нам во двор со свежей елочкой.
- О чем стихотворение? (о зиме). Сегодня мы поговорим о зиме.
Беседа по теме
Вос-ль: «— Ребята, после какого времени года наступает Зима?»
Дети: «Зима наступает после осени».
Вос-ль: «Назовите зимние месяцы?»
Дети: «Декабрь, Январь, Февраль»
Вос-ль: «Что происходит в природе зимой?»
Дети: «Зимой холодно, мороз, дует сильный ветер, идёт снег, скользко».
Вос-ль: «Что лежит зимой на крышах домов и на улице?»
Дети: «Зимой на крышах домов и на улице лежит снег».
Вос-ль: «Как зимой живется птицам?»
Дети: «Зимой птицам живется плохо. Нет корма, холодно».
Вос-ль: «Как можно им помочь?»
Дети: «Надо делать кормушки и развешивать их на деревьях».
Вос-ль: «Молодцы, ребята! А кто мне скажет, какая погода зимой, когда на улице идет снег?»
Дети: — Снежная
- Холод (холодная)
-Мороз (морозная)
-Ветер (ветреная)
-А какая у нас сегодня погода?
Дети: «Сегодня светит солнце, мороз, дует холодный ветер, идет снег».
Физминутка.
- Ребята, зимой обычно бывает холодно. Хотите, я научу вас как согреться. Встаньте и слушайте меня:
Руки в кулачки сожмём И немножко подождем. На ладошки мы подуем, Все снежинки мы с них сдуем.
Каждый пальчик мы возьмём, Сильно на него нажмём. Дети сжимают руки в кулачки Дуют на кулачки и ладошки разжимаются По-очереди нажимают на пальцы правой и левой руки
Вос-ль: — Про что говорят: ударили (морозы), бушует (ветер, метель), замерзли (реки), метут (метели, вьюги), хрустит (лед), висят (сосульки), скрипит (снег)?
Вос-ль: — Измените слово «мороз» так, чтобы это слово отвечало на вопрос «какой?» (Морозный)
- Слово «холод» — на вопрос «какое?»
- Слово «снег» — на вопрос «какая?»
- Слово «лед» — на вопрос «какие?»
- Подумайте, о чем можно сказать: «морозный» (день, воздух, вечер…), «холодное» (утро, солнце, небо), «снежная» (улица, горка), «ледяные» (горки, реки, озера).
Беседа по картине.
- А теперь давайте поговорим о картине, на которой изображен зимний лес.
-Представьте, что вы попали в этот сказочный, волшебный уголок зимнего леса. Мы гуляем по лесу и смотрим его красоту.
-Сейчас вы по очереди будете называть, что изображено на картине и описывать красивыми словами.
-Узнаем, кто у нас самый внимательный, кто больше увидит и лучше, красивее об этом расскажет.
Дети называют и описывают снег, деревья, небо, солнце,
- Как вы думаете, какое время суток изображено на картине? Почему?
- Какой период зимы изобразил художник? Почему?
Ответы детей.
-Как художник назвал картину, как вы думаете? Почему?
Ответы детей.
|