Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 17».
Подготовила учитель-логопед Лекомцева Марина Валерьевна Пермский край, город Лысьва
Программное содержание:
- Учить детей понимать содержание сюжетной картины, используя выразительные средства речи и навыки построения рассказа. Обучать образовывать притяжательные прилагательные.
- Продолжать развивать зрительное восприятие, произвольное внимание, логическое мышление, память.
- Воспитывать умение работать в общем режиме, слушать ответы товарищей.
Скачать конспект
Оборудование:
Следы, сюжетная картина «Зима» из серии «Времена года в городе, в деревне, в природе», магнитофон, на каждого ребенка картинки с приметами зимы, снеговики весёлые и грустные.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
- Сегодня мы с вами отправляемся на поиски заколдованной картины. Картина должна быть где-то здесь.
- А кто нам укажет путь, как вы думаете? (Ответы детей).
- Пойдем по следам — посмотрим, куда они нас приведут. Двигаться нужно друг за другом, ступая след в след, иначе можно сбиться с пути (Дети имитируют хождение по следам).
2. Беседа о зиме.
Подходим к картинке, где нарисованы следы и цифра один (Приложение).
- Кто здесь недавно сидел? (Заяц).
- Как вы догадались? (По следам).
- Чьи это следы? (Заячьи).
- Какую цифру он протоптал? (Цифру «один»).
- Значит, какая это по счету подсказка? (Первая).
- Послушайте загадку:
На коньках бегут и лыжах,
И дома в снегу по крыши,
Вся белым-бела природа
Это что за время года? Зима.
- Сегодня мы будем говорить о зиме.
- Какое сейчас время года? Зима.
- А какая у нас зима? (холодная, снежная, морозная, студеная, ранняя, поздняя, метельная, злая, суровая, теплая, ветреная, веселая, нарядная и т.д.).
- А какое зимнее небо? (серое, голубое, облачное, высокое, светлое), а на небе еще проглядывает солнце (яркое, теплое).
Динамическая пауза.
- Пойдем дальше. Снега становится все больше. Поднимайте колени повыше, ведь по глубоким сугробам пробираться очень трудно. (Дети имитируют хождение по глубоким сугробам).
- Догадались, кто оставил здесь опознавательный знак? Это лиса и следы лисьи (Приложение).
- Назовите цифру и порядковый номер подсказки. (Цифра «два», подсказка вторая).
- А чем земля покрыта зимой? (Снегом, сугробами).
- А что делает снег? (Идет, тает, кружится, летает, падает, ложится, сверкает, скрипит, вьется).
- А какие сугробы? (Большие, высокие, мохнатые, пушистые).
- Что происходит с деревьями зимой? (Они отдыхают, спят, укрывшись снегом).
- Пойдёмте за следующей подсказкой (Приложение).
- А какая по счету следующая подсказка? (Третья).
- Нашли, назовите цифру? (Цифра «три»).
- Чьи следы? (Волчьи).
- А как люди одеваются в зимнее время? (Стали одеваться теплее: зимнюю шапку, шубу, пальто, варежки, шарф, сапоги, валенки и т.д.).
Физминутка «Зима» (импровизация движений).
Мы зимой в снежки играем, мы играем, мы играем По сугробам мы шагаем, мы шагаем, мы шагаем. И на лыжах мы бежим, мы бежим, мы бежим. На коньках по льду скользим, мы скользим, мы скользим.
И снегурку лепим мы, лепим мы, лепим мы. Гостью — зиму любим мы, любим мы, любим мы.
- Дети находят четвертый опознавательный знак (Приложение).
- А кто здесь побывал и оставил нам следы? (Птицы).
- Чьи следы? (Птичьи).
- А какие птицы? (Зимующие).
- Назовите, каких вы знаете зимующих птиц. (Ворона, сорока, галка, воробей, голубь, снегирь, сова, дятел, синица и т.д.).
- Я буду называть начало слова, а вы его конец. Птица, какая? (Краси..., быст..., сме..., летающ..., пою..., крича..., лег..., малень..., забот..., пест..., голод..., сыта..., длиннохво..., красногру..., черноглаз,,,, трудолюб..., остроклю..., насекомоядн..., быстроног...).
- А какие животные живут в зимнем лесу? (Волк, лиса, заяц, лось...).
- А как вы думаете, изменилась ли жизнь животных зимой? (Ответы детей).
- О зимнем лесе говорят не только словами. О нем слагают стихи и пишут музыку.
- Ложитесь на снежное покрывало и послушайте музыку. (Звучит музыкальный фрагмент из классической фонотеки).
- Дальше дети пойдёмте за подсказкой (Приложение).
- Какую цифру нашли? (Цифра «пять», пятая подсказка).
- А следы чьи? (Человечьи следы).
- А чем заняты взрослые и дети в зимнее время года? (Дети катаются на санках, лыжах, коньках, вместе с взрослыми убирают снег с дорожек, лепят снеговиков и т.д.).
- Вот мы и отгадали все подсказки и наша картина расколдовалась.
- Всю ночь бушевала вьюга и намела глубокие пышные сугробы. Зима постаралась спрятать под снегом все, что было в лесу. Несмотря на ее проказы, среди сугробов на картине можно кого- то разглядеть.
- Давайте составим интересный, выразительный, полный рассказ «О зиме».
- Вспомним, как составляется рассказ, у рассказа есть что... (начало, середина, конец).
- А рассказ вам помогут составить наши 5 подсказок, вспомните их.
3. Самостоятельное рассказывание.
Наступила холодная, снежная зима. Солнце светит, но не греет, а небо стало серым и хмурым. Выпал белый, пушистый снег и покрыл всю землю. Появились высокие, мягкие сугробы. Сидит под кустом белый комочек и дрожит, наверное, увидел, как пробежала лиса. А вдалеке ходит голодный волк ищет себе добычу. Рядом на кустах и деревьях сидят красногрудые снегири, и свиристели прилетели поклевать вкусные семена и ягоды. Ну а люди оделись потеплее и стали кататься на лыжах и рыбачить на пруду. Весело и хорошо зимой!
4. Итог занятия.
- Что мы делали сегодня?
- Какие задания вам понравились?
- А какое было сегодня занятие? (Интересное, веселое, забавное, необычное, увлекательное, классное, смешное, страшное и т.д.).
- А какое настроение у вас после занятия? (Если радостное, веселое возьмите весёлого снеговика, а если грустное, плохое грустного снеговика).
Оценка. Мне вы тоже понравились: отвечали полными ответами, проговаривали хорошо все слова, сочинили интересный рассказ. Молодцы! И я вам хочу подарить картинки с признаками зимы, а в группе вы их раскрасите.
Приложение.
Список используемой литературы.
1. 1000 весёлых загадок для детей. — М.: ООО «Издательство АСТ», 2001.
|