Образовательная область «Речевое развитие»
Возраст детей: подготовительная группа (6-7)
Программные задачи:
Образовательная:: продолжать формировать умение составлять рассказ по сюжетной картине; учить детей употреблять в речи сложноподчиненные предложения в описании природы.
Развивающая: развивать устную речь, умение составлять связные монологические высказывания описательного рассказа; уточнять и расширять словарь по теме «Осень»; улучшать общую моторику и координацию движений
Воспитательная: воспитывать эмоциональную отзывчивость, любовь к природе родного края.
Материалы и оборудования для занятия: сюжетная картина по теме «Золотая осень», клей, цветная бумага, кисточки для клея, ножницы, салфетки, ватман.
Предварительная работа: Экскурсии в осенний парк, рассматривание иллюстраций, сюжетных картинок на тему «Осень», чтение стихотворений, рассказов, загадок, наблюдение на прогулке
Словарная работа на занятии: активизация словаря золотые, желтые, коричневые, холодный, колючий,, холодный, моросящий, мелкий, осенний, вянут, желтеет; обогащение словаря порывистый, принизывающий, багряные
Методы и приемы, используемые на занятии: наглядные, словесные, практические.
Образовательная область: Речевое развитие, художественно — эстетическое развитие (аппликация).
Средства обучения: музыка «Осенние дрожки» (О. Полякова, В. Орлова).
Форма организации детей: фронтальный.
Ход занятий
Вводная часть
Дети под музыку «Осенние дрожки» (О. Полякова, В. Орлова) заходят в зал.
- Ребята, послушайте стихотворение
Плащ золотистый она надевает,
Теплое лето она провожает.
Птиц отправляет дожди и туманы.
- О каком времени года говорится в стихотворении?
- Сегодня мы поговорим с вами об осенней поре.
Побываем в царстве золотой осени (присаживайтесь на стулья).
Основная часть
- Слушайте внимательно и отвечайте на вопросы «да» или «нет».
Игра «да» или «нет».
- Осенью цветут цветы?
- Осенью растут грибы?
- Тучки солнце закрывают?
- Колючий ветер прилетает?
- Туманы осенью плывут?
- Ну а птицы гнезда вьют?
- А букашки прилетают?
- Звери норки закрывают?
- Птичьи стаи улетают?
- Солнце светит очень жарко?
- Можно детям загорать?
- Ну а что же надо делать?
(куртки, шапки надевать)
Молодцы, вы были очень внимательны.
Загадки
1. Слетают с ветки золотые монетки (осенние листья).
Какие листья бывают осенью? (золотые, желтые, багряные, коричневые)
2. Без рук, без ног, а ворота открывает? (ветер)
Какой ветер осенью? (холодный, колючий, порывистый, принизывающий)
3. Сито большое, сито – голубое (небо) Какое небо осенью? (темное, облачное, серое, пасмурное, хмурое, покрытое тучами)
4. Люди ждут меня, зовут, а приду к ним прочь бегут (дождь)
Дождь, какой осенью? (холодный, моросящий, мелкий, осенний)
Чем пахнет осень? (грибами, хвоей, прелыми листьями)
А сейчас пойдем на осеннюю полянку и отдохнем.
Физминутка под музыку «Осень наступила» О. Полякова, В. Орлова
- Ребята, обратите внимание какую красивую картину подарила нам осень.
- Рассмотрим картину.
- Какое время года изображено на картине? (золотая осень)
- Как вы догадались? По каким приметам?
- Какие стоят деревья в лесу?
- Что же происходит с травой, цветами? (цветы вянут, трава желтеет)
- Что еще изображено на картине? (река)
- Что можно сказать о ней? (речная гладь кажется неподвижной и холодной. На поверхности воды отражается светлое небо с белыми облаками).
- А кто стоит на берегу реки? (на берегу реки стоят рыбаки).
- Как одеты рыбаки?
- Что вы еще видите на картине? (птиц).
- Что делают птицы? (птицы собираются в стаи и прощальными криками улетают в теплые края).
- А что делают звери в лесу? (звери меняют шубки летнюю, на зимнюю).
- Посмотрите вдалеке за лесом деревня, там живут люди.
- Что делают люди осенью в деревне? (убирают урожай овощей и фруктов).
- В народе говорят: «Красна весна цветами, а осень плодами».
Послушайте мой рассказ
Наступила осень. Небо голубое и высокое, но часто появляются облака и тучи, моросит мелкий дождь. Трава постепенно желтеет, но еще много осенних цветов. Листья на березе совсем пожелтели, на осинке они стали красными, только елочки да сосны зеленые. Люди одеваются в теплые куртки, пальто, сапоги. Жизнь животных изменилась: еж залегает в зимнюю спячку до весны, зайчик меняет серую летнюю шубку на белую, зимнюю, чтобы спрятаться от лисы на снегу. Птицы собираются в стаи и улетают в теплые края. Люди убирают урожай в садах и огородах, делают осенние посадки и посевы.
- Я предлагаю составить свой рассказ по картине по картине.
Пересказы детей
Пальчиковая гимнастика «Прогулка»
- Ребята, нужно преобразить скучную осеннюю картину яркими нарядными красками.
- Мы будем маленькими художниками, передадим красоту осени в аппликации. Дети под спокойную музыку выполняют коллективную работу.
Заключительная часть
- Ребята, у вас получились очень красивые аппликации, предлагаю вам оформить выставку ваших работ, чтобы мамы и папы ими могли полюбоваться.
|