Конспект комплексного занятия по развитию речи и рисованию по теме: «Золотая осень».
Воспитатель Закирова Венера Олеговна МДОУ № 5 «Зоренька» г.Мензелинск
с применением элементов ТРИЗА (старшая группа)
Цель: обобщать и систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях природы.
Задачи: развивать познавательный интерес детей, умение рассказывать по картине, четко формулируя свои мысли.
Расширять и активизировать словарный запас детей. Закреплять умение находить противоречия в явлениях природы.
Познакомить детей с нетрадиционным исполнением картины, совмещая рисование и аппликацию.
Вызвать эмоциональный отклик у детей на красоту осенних листьев.
Учить оживлять эстетические впечатления, воспитывать чувство прекрасного.
Материалы: аудиозапись со звуками природы. Картина с изображением осеннего пейзажа.
Альбомный лист, затонированный в голубой и желтый цвет, кисть №3, гуашь, палитра, сухие листья, клей ПВА, кисти для клея.
Ход занятия: дети входят в группу, встают полукркгом возле доски.
Звучит композиция «Листопад» (Шум леса, пение птиц, шум травы и ветра).
Воспитатель: ребята, что это за звуки?
Дети: это шумит лес, трава колышется, птицы поют.
Воспитатель: правильно, это композиция называется «листопад». А что такое листопад? Когда он бывает?
Дети: осенью.
Воспитатель: какие еще признаки осени вы знаете?
Дети: деревья желтеют, солнце меньше греет, чаще идут дожди, птицы улетают в теплые края и т.д.
Воспитатель: вы сказали, что солнце меньше светит. А солнышко хорошее или плохое, что хорошего нам дает солнце?
Дети: оно дает нам свет, тепло…
Воспитатель: а что плохого в солнце?
Дети: если его слишком много, то может наступить засуха и могут появиться пожары. Если находиться долго под солнцем, то можно получить солнечный удар…
Воспитатель: выходит, что солнце для нас бывает и хорошим и плохим, это смотря где и когда.
Еще вы сказали, что осенью часто идут дожди. А дождик хороший или плохой? Что хорошего в дождике?
Дети: дождь поливает урожай, после дождя воздух становиться чистым, он дает воду для животных и птиц…
Воспитатель: а что плохого в дождике?
Дети: во время дождя нельзя гулять на улице, если дожди будут идти слишком часто, то может возникнуть наводнение…
Воспитатель: получается, что в дождике есть как хорошие, так и плохие качества. Все в природе должно быть равномерно.
Когда дует сильный ветер, что происходит с листочками на деревьях?
Дети: они опадают.
Воспитатель: давайте, ребята представим себя осенними листочками и немного отдохнем.
Физкультминутка:
мы листики осенние, На ветках мы сидели. Ветер дунул — полетели И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал И листочки приподнял. Закружились, полетели И на землю тихо сели.
Воспитатель предлагает детям рассмотреть картину с изображением осеннего пейзажа.
Воспитатель: посмотрите на картину и скажите, что изображено на картине.
Дети: осень, лес, полянка…
Воспитатель: эта картина называется «золотая осень». Как вы думаете, почему художник ее так назвал?
Дети: потому, что деревья как золото…
Воспитатель: как еще можно назвать эту картину?
Дети: осенний лес, осенний день, осенний пейзаж…
Воспитатель: посмотрите внимательно на картину и скажите, где на этой картине можно спрятаться в тени?
Дети: в лесу, под деревьями…
Воспитатель: а где можно погреться на солнышке?
Дети: на полянке, в поле…
Воспитатель: обратите внимание на лес, какие сказочные герои могут жить в этом лесу?
Дети: герои из сказки «Теремок», «Рукавичка», «Маша и медведь», «Красная Шапочка» …
Воспитатель: какое небо на картине?
Дети: голубое…
Воспитатель: голубое как что?
Дети: как карандаш, как вода, как кубик…
Воспитатель: какая трава, лес, река?
Воспитатель: какое настроение у вас вызывает эта картина?
Дети: радостное…
Воспитатель: как художник передал радостное настроение?
Дети: с помощью радостных и теплых красок.
Воспитатель: какие теплые краски вы знаете?
Дети: красный, желтый, оранжевый…
Воспитатель: ребята, давайте и мы с вами создадим картины золотой осени, используя только теплые краски, чтобы наши картины были веселыми и красивыми.
Дети изображают деревья: коричневым цветом рисуют стволы деревьев, смешивая красный и черные цвета. Крону деревьев изображают с помощью наклеивания сухих листьев на стволы деревьев.
Закончив работу, дети демонстрируют работы друг другу и дают названия своим картинам.
|