Подготовил воспитатель: Маркова М.М.
Цели:
познакомить детей с историей нашей страны;
рассказать детям о ВОВ, о детях-героях ВОВ;
формировать интеллектуальную компетентность дошкольников на примерах жизни детей в тылу врага во время ВОВ;
познакомить детей с боевыми наградами, орденами, медалями.
Скачать презентацию
Задачи:
1. Образовательные:
дать детям знания о значении средств коммуникации в информировании людей о положении в стране и на фронтах Великой Отечественной войны;
дать представление об организации жизни детей во время войны;
способствовать формированию у дошкольников представлений о героическом прошлом нашей страны.
2. Развивающие:
развивать речевую компетентность детей посредством введения новых понятий, терминов, закреплять умение отвечать на вопросы.
3. Воспитательные:
воспитывать в детях чувство гордости за свой народ, победивший в тяжелой войне с врагами.
воспитывать уважение к ветеранам Великой Отечественной войны.
Обогащение словаря:
репродуктор, фашисты, паек, землянка, партизаны.
Виды деятельности: игровая, познавательная, коммуникативная.
Ход занятия:
Восп. Ребята, в этом году 9 мая мы отмечаем 75-летие Победы в Великой Отечественной войне. Мы родились и выросли в мирное время. О войне мы можем судить только по книгам, кинофильмам и рассказам. Для нас война – это история.
Много лет назад, когда нас еще не было на свете, была Великая Отечественная Война с фашистской Германией.
Слайд 2. Представим себе как это было. Летняя ночь была наполнена запахами трав, пением птиц и веселой музыкой. 22 июня 1941 года самая короткая ночь в году. В этот день во всех школах страны проводили последний выпускной бал. По традиции выпускники школ встречали рассвет, они пели, смеялись, мечтали о будущем… И в этот момент из репродукторов, висящих на улицах, донесся громкий голос, который известил всех, что закончилась мирная жизнь и началась… война.
Слайд 3. Репродуктор – это такое устройство для громкого воспроизведения звука. Во время Великой Отечественной войны радио получило широкое применение в Советской Армии и способствовало достижению нашей победы. Сообщение о новостях с фронта передавались по радио. Толпы народа собирались около уличных громкоговорителей.
Слайд 4. Послушайте как это было (звучит голос Левитана в записи: «Говорит Москва…»)
Слайд 5. В первые дни войны В.Лебедев-Кумач написал песню она называется "Священная война". Под эту песню уходили на фронт наши солдаты защищать свою Родину, родных, детей.
Слайд 6. Дети рассматривают фотографии солдат, идущих в колоннах на фронт.
Восп. Ребята, а вы знаете, почему война называется Великой Отечественной? (ответы детей)
Коммент. восп.: Великой ее назвали потому, что не видел еще свет войны такой огромной, такой разрушительной. Никогда еще не сталкивалось в сражениях столько солдат, столько самолетов и танков, никогда еще не было разрушено столько городов, убито столько людей. Ужасная была война! А Отечественной зовут ее потому, что защищали в той войне наши солдаты свое отечество — родные поля, дома, любимых жен и детей. Защищали свободу родной страны от злых фашистов.
Восп. А кто такие фашисты? (ответы детей).
Коммент. восп. Это были злые, жестокие люди. Они решили, что на всей Земле должен остаться только их народ, который они считали самым лучшим. А все другие народы они хотели уничтожить.
Слайд 7, 8, 9. Там, где проходила армия фашистов, оставались разрушенные города и деревни, сожженные дома, убитые люди.
Восп. Ребята, как вы думает, чем в это время были заняты дети? (ответы детей)
Коммент. восп. В годы войны каждый ребенок совершал свой подвиг.
Слайд 11. Дети, такие же как вы, помогали матерям прокормить семью: летом собирали грибы, ягоды, которые сушили в виде лепешек, а зимой размачивали в воде и ели. Весной рвали лебеду и варили из нее суп. Много дел было у ребятишек военной поры: присматривали за младшими. Кроме собственного огорода работали на полях – помогали выращивать для фронта урожай.
Восп. Поскольку в военное время очень трудно было с продуктами, то все люди получали паек. Паек — это одинаковая для всех норма хлеба. Тем, кто работал, давали 250 граммов хлеба на весь день, а детям – 150 граммов хлеба. (Показываю хлебный паек). Как вы думаете, этого много или мало для человека, чтобы жить? (ответы детей). Люди жили, несмотря на все трудности военного времени.
Слайд 12, 13, 14. Дети, подростки заменили отцов на заводах: делали автоматы, помогали укладывать снаряды в ящики, на станках вытачивали необходимые детали для гранат. Трудились дети наравне со взрослыми. Строили бомбоубежища, тушили зажигательные бомбы, рыли водоемы, засыпали песком чердаки. Они тоже были защитниками Родины, как и их взрослые братья, сестры, отцы. Дети и подростки старались ни в чем не отставать от взрослых.
Слайд 15. Девочки ухаживали в госпиталях за ранеными, делали перевязки, помогали писать письма.
Слайд 16. Читаю детям письмо солдата.
«Родной мой Алешенька! Получил от тебя письмо, а также и от мамы. Она пишет что бабушка немного прихворнула, и ты сейчас в доме за старшего. Как в настоящее время здоровье бабушки, поправилась ли она? Есть ли у тебя валенки и в чем ты ходишь в школу? Я живу хорошо. Скоро совсем разобьем немцев. Ну пока заканчиваю. Крепко тебя целую. Твой папка. 18. 01. 45г.»
Восп. Ребята, а как вы думаете дети уставали? (ответы детей)
Коммент. восп. Да, дети очень уставали. Бывало, кто – то засыпал около станка, но они понимали, что сейчас всем нелегко и их помощь важна для армии.
Слайд 17. За самоотверженный труд в тылу тысячи подростков были награждены медалями "За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945гг."
Слайд 18. Ребята, на этой фотографии вы видите детей. Этих детей фашисты отнимали у матерей, захватывали насильно и заставляли делать тяжелую работу в лагерях, за колючей проволокой, которая ограждала этот лагерь, чтобы никто не убежал.
Слайд 19. Посмотрите на эту фотографию. Где сидят дети? (ответы детей)
Коммент. восп. В землянке.
Слайд 20. Кто знает что такое землянка? (ответы детей).
Коммент. восп. Землянка, это укрытие в земле, потому что единственное место, где можно было укрыться, было под землей. Дети прячутся в землянке во время авианалета. Посмотрите на их лица, им страшно? Да, потому что, когда бомбы сыпались с неба как снег, всегда было страшно. Кругом все взрывалось и рушилось. А здесь, в землянке, было не так опасно как на Земле, здесь они жили, спали, рядом готовили еду, и играли.
Восп. Во время войны дети помогали партизанам. Ребята, Кто такие партизаны? (ответы детей)
Слайд 21. Партизаны — это люди, которые уходили в леса, жили в землянках, воевали с врагом. Фашисты их очень боялись. Партизаны взрывали мосты, разрушали железные дороги, пускали под откос вражеские поезда, уничтожали склад с боеприпасами. Дети, помогавшие партизанам, добывали сведения о количестве немецких солдат и офицеров и их вооружении.
Слайд 22. Дети, посмотрите на это фото. Четверо пионеров – героев были удостоены звания Героя Советского Союза: Валя Котик, Лёня Голиков, Марат Казей, Зина Портнова. Это дети — герои Советского Союза.
Слайд 23. Зинаида Портнова (20 февраля1926 – январь 1944) Зину Портнову и её младшую сестру Галю родители отправили в начале июня 1941 года к бабушке в Белоруссию. В начале войны она стала одним из активных участников отряда «Юных мстителей». Работая в немецкой столовой по указанию подполья отравила пищу. Во время разбирательств, желая доказать немцам свою непричастность съела отравленный суп. Чудом осталась жива.
Слайд 24. В августе 1943 года немецкая контрразведка провела массовые аресты членов организации «Юные мстители». Во время одного из допросов немецкий офицер отвлёкся и Зина, схватив лежащий на столе пистолет, застрелила гитлеровца. Бросилась бежать, удалось застрелить ещё двух немцев, но скрыться не получилось. Зине прострелили ноги. На последнем допросе гестапо в городе Полоцке гитлеровцы выкололи ей глаза.
Слайд 25. Ранним утром в январе 1944 года искалеченную, но не сломленную Зину расстреляли. Зинаиде Портновой посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Её подвиг не забыли ей поставлены памятники, её именем были названы улицы в Ленинграде и Белоруссии, а также судно в Дальневосточном морском пароходстве.
Слайд 26. Валентин Котик (11 февраля 1930 – 17 февраля 1944) На начало войны Валя Котик перешёл только в шестой класс. Вместе с друзьями Валя поклялся бороться с фашистами, не жалея сил. Однажды он с друзьями напал на немецкую машину. Взрывом был убит начальник жандармерии и несколько офицеров. Валя по заданию партизан добывал оружие, распространял листовки среди населения. Подрывал эшелоны противника.
Слайд 27. Как то, находясь в засаде, Валя обнаружил гитлеровцев, пробирающихся к стоянке партизан. Не имея возможности предупредить отряд партизан об опасности, он подпустил врага поближе и метнул гранату. Отряд противника был уничтожен, а сам Валя получил тяжёлое ранение. Партизаны успели подготовиться к нападению. Вскоре после выздоровления, спасая жизнь командира партизанского отряда, он был ранен во второй раз. В феврале 1944 года в бою за город Изяславля Валю смертельно ранило. Он умер на руках у своих товарищей.
Слайд 28. Пионер Валя Котик награждён орденом Отечественной Войны 1 степени и медалью «Партизану Отечественной войны». Посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Именем Вали Котика названы улицы городов, установлены памятники.
Слайд 29. Леонид Голиков (17 июня 1926 -24 января 1943) Родное село захватили фашисты, убивали жителей, жгли дома. Лёня подался в партизаны. Вместе со взрослыми он участвовал в сложных и опасных операциях.
Слайд 30. 13 августа 1942 года группа партизан возвращалась с успешного задания. Вдруг на шоссе появился вражеский автомобиль. Лёня не растерялся и метнул гранату. Когда дым от взрыва рассеялся, Лёня увидел убегающего гитлеровского генерала с портфелем. Он выстрелил и попал. В портфеле оказались очень ценные сведения, которые передали в Москву.
Слайд 31. Лёня Голиков погиб смертью храбрых в неравном бою в селе Острая Лука Псковской области. За доблесть и отвагу награждён орденом Ленина, орденом Красного Знамени, медалью «За отвагу» и медалью Партизану Отечественной войны II степени. Посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
Слайд 32. Марат Казей (10 октября 1926 – 11 мая 1944) Марат был разведчиком. В 1942 году Марат вместе со своей сестрой ушёл в партизанский отряд после того, как его маму повесили немцы, за то что она прятала у себя раненых партизан и лечила их. В марте 1943 года Марат фактически спас партизанский отряд. Когда каратели взяли партизан «в клещи» у деревни Румок, именно разведчику Казею удалось прорваться сквозь «кольцо» противника и привести на помощь партизанский отряд им. Д. А. Фурманова, который находился в семи километрах от окружённых партизан. В декабре 1943 года в бою на Слуцком шоссе Марат Казей добыл ценные документы неприятеля — военные карты и планы гитлеровского командования.
Слайд 33. Возвращаясь из разведки, Марат и начальник разведки штаба партизанской бригады Ларин на лошадях ранним утром приехали в деревню Хоромицкие, где они должны были встретиться со связным партизан Виктором Кухаревичем. Ларин направился к связному, а Марат зашёл отдохнуть к своим знакомым Аксенчикам. Не более, чем через полчаса раздались выстрелы. Деревню окружила цепь гитлеровцев и полицаев. В начавшейся перестрелке Ларин погиб почти сразу. Марату удалось добраться до кустарника у опушки леса, там он и принял бой. Держа оборону, отстреливался до последнего патрона, а потом взял в руки своё последнее оружие — две гранаты. Одну бросил в немцев, а вторую оставил. Немцы, несмотря на потери, хотели взять его живым. Второй гранатой, когда они подошли совсем близко, подорвал себя вместе с ними. Его последними словами были «Лучше смерть, чем плен гитлеровцев.
Слайд 34. Марат награждён орденом Отечественной войны I степени, медалями «За отвагу» (будучи ранен, поднял партизан в атаку) и «За боевые заслуги». Посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. В честь Героя названа улица в Минске, построен пионерский лагерь, назван грузовой теплоход.
Слайд 35. «Они прикрывали жизнь собою, — Жить начинавшие едва, Чтоб было небо голубое, Была зелёная трава.» «Они прикрывали жизнь собою, — Жить начинавшие едва, Чтоб было небо голубое, Была зелёная трава.»
Слайд 36. На этой фотографии мы видим не просто маленького мальчика – это самый молодой солдат Советского Союза Сережа Алешков.
Слайд 37. Сереже Алешкову было 6 лет, когда в его деревню пришли фашисты, убили его маму и старшего брата. Сережа убежал в лес и бродил там несколько дней, пока истощенного от голода и холода его не нашли советские разведчики. Они взяли Сережу в свой стрелковый полк. С тех пор Сережа стал сыном полка. Солдаты сшили для своего общего сына военную форму и даже достали маленькие сапожки.
Слайд 38. Сережа получил медаль «За боевые заслуги». Он под Сталинградом спас приемного отца и еще несколько бойцов. Во время бомбежки один из снарядов попал в полевое укрытие, где под бревнами оказался командир с солдатами. И только Сережа смог это заметить, с криком: «Папа!», он бросился к месту трагедии и попытался сам сдвинуть тяжелые бревна. Но ему было только шесть лет… сил не хватило, тогда он побежал за помощью, не боясь на взрывающихся бомб вокруг. Помощь прибыла, и солдат с командиром вытащили из завала. А рядом стоял их маленький спаситель и рыдал, размазывая грязь по лицу. В 1944 году Сережу приняли в Тульское Суворовское училище.
Восп. Как вы, ребята, думаете, какая была самая долгожданная весть с фронта? (ответы детей). Коммент. восп. Новость об окончании войны.
Слайд 40. Дети, послушайте это сообщение. (Левитана об окончании войны.)
Восп. Закончилась война, которая была долгих 4 года, это 1418 дней и ночей. За эти годы погибло 20 миллионов людей — солдат, офицеров, стариков, женщин, детей.
Слайд 41, 42. 9 мая 1945 года Страна ликовала! На улицах пели и танцевали, незнакомые люди обнимали друг друга, многие плакали от радости.
Слайд 43. С тех пор каждый год 9 мая вся страна отмечает этот праздник.
Слайд 45, 46. А сейчас, ребята, я вам предлагаю послушать воспоминания детей о Великой Отечественной Войне (читают дети школьники).
Слайд 47. Память о всех тех, кто погиб в годы Великой Отечественной войны, принято чтить минутой молчания…
Ребенок читает стихотворение:
Тихо, ребята, минутой молчанья
Память героев почтим.
Кто ушел на фронт и не вернулся,
Вспомним через века, через года.
О тех, кто уже не придет никогда,
Вспомним!
Минута молчания.
Далее с детьми проводиться игра Вопрос-Ответ (по тексту).
Восп. Мир, в котором вы живете добрый. Ваши родители, любят вас, стараются сделать ваше детство ярким, красочным. И этот мир, нужен всем нам.
«Да» — скажем миру!
«Нет» — войне!
Наше занятие я хочу закончить такими словами — ребята, вы всегда должны помнить и уважать подвиг наших солдат! Спасибо им за МИР!
|