Конспект НОД по экологическому образованию для детей 3-4 лет «Почему листья осенью желтеют»
Автор: Плуталова Татьяна Владимировна
Цель: Знакомство детей с осенними явлениями в природе.
Задачи:
Образовательные:
- исследовать причины изменения цвета листьев деревьев осенью
- показать детям в ходе экспериментирования зависимость жизни растений от смены сезона.
Развивающие:
- развивать внимание, память, мышление
- развивать общую и мелкую моторику кистей рук
Воспитательные:
- воспитывать любознательность
- воспитывать эстетическое отношение к природе в окружающем мире.
Предварительная работа: наблюдение за деревьями и листьями; сбор листьев разной окраски и формы; беседы об осени; чтение стихотворений: «Дуб» И. Токмакова, «Октябрь» В. Берестов, «Осенний клад» И. Пивоварова; рассматривание иллюстраций с изображением осенней природы.
Материалы и оборудование: ноутбук, телевизор, влажные салфетки, ламинированные осенние листья, закрашенные зеленой гуашевой краской,
Полоски тонкой бумаги, окрашенной фломастером на краю; два блюдца с водой и льдом, ватман с изображением дерева без листьев.
Ход непосредственной образовательной деятельности
1. Организационный момент.
Дети стоят перед воспитателем на ковре усеянным осенними листочками.
Воспитатель: Дети послушайте, пожалуйста, стихотворение про Осень.
Демонстрируется слайдовая презентация осенней природы.
Ходит осень по дорожке, Промочила осень ножки. Льют дожди и нет просвета, Затерялось где-то лето.
Ходит осень, бродит осень. Ветер с клена листья сбросил. Под ногами коврик новый Желто-розовый, кленовый.
2. Перевоплощение в образ «Осени»
Воспитатель: дети вам понравилось стихотворение? О ком это стихотворение? (Ответы детей).
Воспитатель: А хотите сами стать Осенью и походить по лужам, промочив ножки, по шуршать листьями? (ответ детей)
Дети вместе с воспитателем под музыку ходят по бумажным листьям и лужам.
Воспитатель: Дети, скажите, где лучше гулять осени: по лужам или по листьям? Почему?
Дети: Осени лучше гулять по листочкам, они красивые и ножки не промокнут.
Воспитатель: Дети, а вы знаете почему осенью листья на деревьях становятся желтыми и красными? (Ответы детей).
3. Рассказ воспитателя с экспериментальной деятельностью.
Дети садятся на стульчики, слушают рассказ воспитателя. На экране летние пейзажи.
Летом тепло и много солнечного света, поэтому листочки зеленого цвета.
Показывает листик окрашенный гуашью. На экране осенние пейзажи.
Осенью становится холодно, солнечные дни бывают редко. Такие изменении подсказывают деревьям, что скоро наступит зима. И они начинают готовиться к зимней спячки. Поэтому зеленый цвет листочков превращается в желтый или красный. Воспитатель стирает влажной салфеткой краску с ламинированного листочка, и он становится желтым.
Воспитатель: Дети подойдите к столу и превратите летние, зеленые листочки в осенние.
Дети подходят к столу и также как, и воспитатель стирают влажными салфетками зеленую краску с листочков, радуются получившимся осенним листочкам.
Воспитатель: Вот и у вас листочки пожелтели, а когда они желтею то, что они делают?
Дети: опадают на землю.
Воспитатель: Давайте переедем к следующему столу, и я вам расскажу о еще одной причине, почему листочки желтеют и опадают.
Дети садятся за другой стол. На экране дерево с корневой системой.
Воспитатель: летом и весной тепло и дерево может легко пить воду, беря ее из земли, а зимой и осенью холодно и дереву сложно взять воду из промерзшей земли. Давай те посмотрим, как это происходит.
Дети под руководством воспитателя опускают окрашенный фломастером край бумажной полоски в блюдце с водой. Наблюдают, как цвет фломастера поднимается вверх по мокрой бумаге. Так дерево питается летом. Затем такую же полоску прикладывают к кусочку льда. Наблюдают за тем, что бумага недостаточно промокнет и цвет фломастера лишь немного поднимется вверх. Так дерево питается зимой.
Воспитатель: тяжело дереву осенью обеспечивать листочки и веточки водичкой и оно может засохнуть и погибнуть. Поэтому оно сбрасывает листву.
Воспитатель: Теперь вам понятно, почему осенью листочки желтеют и опадают?
4. Физкультминутка.
Дети под музыку шагают по ковру, в руках желтые, красные листочки.
Мы по улице идем Листья разные несем, Ветер дунул посильней- Желтый листик улетел (отдают желтые листики воспитателю)
Мы по улице идем Листья разные несем, Ветер дунул посильней- Красный листик улетел (отдают красные листики воспитателю).
5. Рисование в нетрадиционной технике — ладошками.
Воспитатель и дети подходят к мольберту, на котором находиться ватман с изображением дерева без листьев.
Воспитатель: Дети посмотрите на это осеннее дерево, мне кажется, что оно грустит. Почему оно грустит? (ответы детей).
Воспитатель: Дерево грустит по тому, что оно обронило все красивые осенние листочки. Давайте ему поможем и нарисуем новые. А рисовать будем с помощью ладошек.
Воспитатель объясняет и показывает технику рисования- ладошками. Дети приступают к выполнению работы. Звучит музыка П. И. Чайковского «Времена года» — «Осень».
В конце рисования воспитатель отмечает, что настроение у дерева улучшилось, хвалит детей за красивые листики – ладошки.
6. Рефлексия.
-Дети вам понравился мой рассказ об осенних листьях?
- А что вам больше всего понравилось, запомнилось?
- Скажите, почему же листья осенью желтеют?
|