Ирина МИХАЙЛОВА.. Почему дети боятся?

Почему дети боятся?

Откуда рождается страх? И как его побороть? С этим вопросом я обратилась к детскому психологу профессору Ростиславу АРОНОВУ.

 

- Познание мира всегда сопровождается страхами, - объяснил мне профессор Аронов. - Страх основан на инстинкте самосохранения и имеет защитный характер, он предотвращает опасные для жизни, безрассудные и импульсивные действия. Опыт предков, заложенный в наше подсознание, охраняет ребенка от боли (вызывая страх падения, ожога, укола, укуса...), нападения (страх темноты, закрытой комнаты, незнакомого помещения...) и т.д.

 

Страхи бывают возрастные и невротические. Возрастные возникают как отображение психического и личностного развития ребенка. Невротические <вырастают> из возрастных, если ребенок не может справиться с конкретным страхом.

В идеале появление и существование страхов подобно обычной болезни: первое время они очень яркие, ребенок мучается. Однако через две-три недели происходит перелом - <болезнь> идет на убыль. В норме через месяц после возникновения конкретного страха ребенок избавляется от него. Если же в течение это времени интенсивность страха не уменьшается, то речь уже идет о страхе невротическом.

Такой страх не только мешает ребенку жить, <разъедая> его душу, но также вызывает характерные невротические расстройства: энурез, тики, навязчивые движения, заикание, плохой сон, раздражительность, агрессивность, плохую контактность с окружающими.

Страхи могут трансформироваться и закрепляться, сохраняясь вплоть до взрослого возраста, калеча характер и существенно затрудняя человеку жизнь.

 

- Почему одни дети боятся резких звуков, а другие - незнакомых людей?

 

- Стимулы страха связаны с возрастом, т.к. зависят от процессов развития и созревания. В том возрасте, когда познание мира происходит в большей степени через слух (первые месяцы жизни), ребенок боится резких звуков. Когда у него активизируются зрительные зоны мозга (6 - 12 месяцев), малыш начинает опасаться того, что видит... Так, страх перед незнакомыми людьми не может возникнуть у детей первых месяцев жизни - у них еще не развита способность отличать знакомые лица от незнакомых. Эта способность возникает между 6- и 9-месячным возрастом, именно в этом возрастном периоде отмечается максимальный страх перед чужими.

С возрастом количество страхов у детей увеличивается. Но многие родители даже не подозревают о том, чего боится их ребенок. Другие с удивительной безрассудностью высмеивают страхи своего малыша, потому что искренне считают их пустяковыми. В результате страхи ребенка закрепляются, а его отношения с родителями рушатся. Ребенок замыкается в себе, перестает доверять взрослым.

 

Давайте разберемся с теми демонами, которые бушуют в душе вашего ребенка. Детям разного возраста свойственны свои страхи. Сегодня мы поговорим о дошкольных страхах.

 

 

 

ПЕРВЫЕ 6 МЕСЯЦЕВ ЖИЗНИ

 

Дети боятся перепада температур и резких звуков.

 

ПОЧЕМУ: в этом возрасте основные анализаторы - кожная чувствительность и слух. В глубокой древности наши новорожденные предки находили мать по теплу, исходящему от ее тела, или по характерным звукам, издаваемым ею. И по сей день комфортная температура и <интимные> (негромкие) звуки создают у ребенка ощущение защищенности. Холод, жара, громкие и неожиданные шумы пугают малыша.

 

ОШИБКИ РОДИТЕЛЕЙ: как это ни парадоксально, многие родители закладывают в основу выработки послушания именно чувство страха, совершенно не задумываясь о последствиях. Чтобы усмирить младенца, они кричат на него (вызывая страх громкими звуками и необычными интонациями). Так здоровые дети начинают превращаться в законченных невротиков.

 

СОВЕТ: в таком нежном возрасте договориться с ребенком невозможно, и ваш личный пример пока для него не подмога, поэтому, чтобы ребенок легче пережил свои страхи, старайтесь оберегать его от этих раздражителей.

 

 

 

6 МЕСЯЦЕВ - ГОД

 

Ребенок пугается незнакомых людей и обстановки, чужих домов, новой одежды и средств транспорта.

 

ПОЧЕМУ: на первое место в качестве анализатора мира выходит зрение, и количество страхов увеличивается как снежный ком. Защитный рефлекс диктует малышу: все незнакомое (люди, предметы) может нести опасность. Вот почему малыш капризничает, когда его переодевают: мама снимает с него уже привычную одежду и одевает другую, которая ему не знакома и, возможно, навредит...

 

Его пугают предметы, <изменяющие свое поведение>: например, когда кухонный комбайн, до того молчавший, вдруг начинает шуметь - малыш плачет. Он пугается пылесоса, электробритвы... Многие дети испытывают настоящий ужас перед <норами>: отверстиями стока в ванной, воздуховодами. Срабатывает подсознательный инстинкт: из отверстия может появиться змея, а змея для наших предков представляла одну из смертельных опасностей.

 

ОШИБКИ РОДИТЕЛЕЙ: во многих семьях главным воспитателем в семье становится пылесос или подобный шумливый предмет. Его включают, когда ребенок слишком расшалится. Шансы остаться психически стабильным у малыша уменьшаются.

 

СОВЕТ: закройте отверстия стока в ванной мелкоячеистыми решетками. Не торопитесь, переодевая ребенка. Дайте ему потрогать новую одежду, изучить ее, только после этого одевайте малыша.

 

 

 

1 - 2 ГОДА

 

Дети боятся разлуки с родителями, в том числе во сне.

 

ПОЧЕМУ: ребенок начинает осознавать бескрайность мира и испытывает страх потеряться в нем. Малыш опасается потерять родителей, капризничает, если его оставляют с незнакомыми людьми. У многих детей возникают проблемы с засыпанием, потому что во сне они не могут постоянно видеть и слышать родителей.

 

ОШИБКИ РОДИТЕЛЕЙ: желая добиться от чада большей послушности, мама прячется за деревце или угол дома - пусть малыш испугается, что она пропала! Метод, конечно, действенный, ребенок протянет ручку и некоторое время не будет убегать от мамы, но... ночью его будут мучить ночные кошмары - первый признак закрепления страхов в этом возрасте.

 

СОВЕТ: ежедневно разговаривайте с ребенком, пойте ему колыбельные - малышу исключительно важно постоянно видеть и слышать своих родителей. Если вам нужно уйти, уехать в командировку, помогите ребенку преодолеть чувство временной потери и страха - обнимите его, поцелуйте, покажите, что вы тоже переживаете, разлучаясь с ним.

 

 

 

2 - 3 ГОДА

 

Дети боятся изменения привычного уклада жизни дома: переезда, посещения детского садика.

 

ПОЧЕМУ: в этом возрасте у ребенка складывается некий порядок жизни <я и дом> и иерархические отношения <я и родители>, которые являются для него своеобразной опорой. Когда он вынужден сменить жилье или начать посещать детсад, его слаженная система рушится. Переезд вызывает страх не только перед новым местом, но и новыми соседями, даже новыми деревьями...

 

Посещение детского садика заставляет заменять связи с родителями общением со сверстниками и воспитателями.

 

ОШИБКИ РОДИТЕЛЕЙ: в этом возрасте дети особенно пугаются <лихих> родительских обещаний: <Сдам тебя в детдом!>, <Позову дядю!>, <Отдам твои игрушки другим детям!>, <Больше не буду тебе покупать никаких игрушек>... Произносить такие угрозы - большая ошибка.

 

СОВЕТ: определяйте детей в садик либо до 2 лет либо после 3. Период с 2 до 3 лет является наиболее опасным для таких кардинальных перемен.

 

Если вы переезжаете в другую квартиру, захватите с собой что-нибудь, служащее приметой прежнего, привычного ребенку дома: цветок в горшке или уличный кустик, который вы вместе с малышом могли бы посадить возле нового дома.

 

Подарите ребенку талисман - предмет, который он мог бы всегда носить с собой, например, цепочку или браслет. Подарок символизирует постоянную связь с дарителем (т.е. с вами) и способствует преодолению чувства страха.

 

 

 

3 - 4 ГОДА

 

Дети боятся неизвестности: темноты, <мертвого пространства>, одиночества.

 

ПОЧЕМУ: ребенка пугает так называемое <мертвое пространство>. Это пространство порождает прямоугольная мебель. Представьте комнату со шкафом. Ребенку в этой комнате страшно. Родители подводят его к шкафу, открывают дверцы: <Пусто!> А страх не развеивается. Малыш и сам не может понять, почему ему страшно. А все дело в том, что он боится мертвого пространства - того, которое он не может <объять> взором над шкафом.

 

Причина в том, что ребенок чувствует защищенность только тогда, когда способен контролировать все окружающее пространство. Анализируя обстановку, его мозг отмечает, что над шкафом имеется большая зона, из которой с большой вероятностью может появиться опасность.

 

ОШИБКИ РОДИТЕЛЕЙ: не стоит произносить фразы типа <Запру в ванной и выключу свет>, <Выставлю на улицу!>, <Выброшу тебя на помойку!>, <Уйду и не вернусь>, <Будешь хулиганить - тебя заберут хулиганы и бандиты!>

 

СОВЕТ: по возможности измените пространство в комнате так, чтобы устранить углы и мертвое пространство.

 

Если ребенок спит рядом с вами, не <выселяйте> его в детскую в период с 3 до 4 лет. Либо это нужно делать раньше, либо позднее. Позволяйте малышу оставлять включенным ночник. Найдите возможность осветить коридор, по которому ребенок ходит ночью в туалет.

 

 

 

7 - 8 ЛЕТ

 

Дети боятся вызвать неодобрение со стороны родителей, не соответствовать их пожеланиям и ожиданиям.

 

ПОЧЕМУ: в этом возрасте для ребенка крайне важно понятие семьи. Больше всего на свете он опасается стать нелюбимым и быть отвергнутым своей семьей. У детей из неполных и неблагополучных семей таких страхов больше.

 

ОШИБКИ РОДИТЕЛЕЙ: приводя в пример себя, не напирайте на идеально положительные качества: <Мама и папа всегда убирают свои вещи!> Такие слова пробуждают у ребенка страх оказаться недостойным своих идеальных родителей.

 

СОВЕТ: расставьте по дому фотографии, где вся ваша семья запечатлена вместе. Когда родители на работе, ребенок может ощущать их присутствие, глядя на эти фото.

 

 

 

ВНИМАНИЕ! СТРАХ ЗАРАЗЕН!

 

- Могут ли у ребенка появиться <внештатные> страхи - те, о которых вы не рассказали?

 

- Да. Большую роль в возникновении страхов играет так называемое <психическое заражение>, когда ребенок узнает от родителей или сверстников, что чего-то <надо> бояться. Или когда родители интуитивно или сознательно стараются оградить своих чад от ситуаций, которые их пугали или пугают (собак, лифтов, таблеток). Дети очень чувствительны и расценивают это следующим образом: <Мама старается охранить меня от чего-то очень страшного. Я должен этого бояться!>

 

 

 

КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ

 

- Как помочь ребенку преодолеть страх?

 

- Ваша реакция на его страх должна быть сопереживающей. Продемонстрируйте свое неравнодушие. Но не переусердствуйте: чрезмерное беспокойство может привести к усилению страхов.

В психотерапии существует множество методик снятия страхов, но мы остановимся на наиболее эффективных и простых.

 

ПРОГОВОРИТЕ! Попросите ребенка рассказать о своем страхе, описать чувства. Чем больше он будет говорить, тем быстрее рассеется страх.

 

Если ребенок сам спросит о волнующей его теме (например, проблеме смерти), постарайтесь дать исчерпывающий ответ. В психотерапии это называется <информационная поддержка> - она обеспечивает чувство безопасности ребенка.

Поделитесь своим опытом, расскажите детям о своих детских страхах и о том, как вы их преодолели. Ваш авторитет от этого не пошатнется, наоборот, отношения между вами и малышом станут более доверительными.

 

ПРОРИСУЙТЕ! Попросите малыша нарисовать то, что его пугает. Уберите рисунок, а через несколько дней предложите обсудить его. Если ребенок с дрожью в голосе комментирует нарисованное, то данный страх по-прежнему значим для него. Если же он не может вспомнить, что нарисовал, - это благоприятный признак: страх практически побежден. Для полнейшего излечения можно предложить ребенку уничтожить свой страх: порвать рисунок на клочки, сжечь его или дорисовать так, чтобы победить пугающий момент (скажем, <посадить> Кощея за решетку).

 

ПРИКАСАЙТЕСЬ! Ребенок постоянно испытывает потребность в том, чтобы к нему прикасались любящие родители. Погладьте ребенка по голове, посадите на колени, возьмите его лицо в свои ладони, посмотрите ему в глаза и нежно расспросите, что же его беспокоит.

 

Когда ребенок просыпается утром, дайте ему почувствовать, что вы его заметили и рады ему. Улыбнитесь, поцелуйте малыша.

...Если вы не можете самостоятельно справиться со страхами своего ребенка, не тяните, обратитесь к детскому психотерапевту. Возрастные страхи дошкольников, сохраняющиеся у детей старше 10 лет, - это фактор развития тяжелых неврозов и предрасположенности к девиантному поведению: алкоголизму, наркомании...

 

Исследования Гарвардского университета (США) показали: Родительское поведение и мировосприятие играет важную, но отнюдь не решающую роль в развитии социальных страхов у детей. Более важным является фактор наследственности. У молодых родителей дети менее склонны к проявлениям беспокойства и тревоги. У <пожилых> родителей (старше 35 лет) дети более беспокойны и менее уверены в себе. Если ребенок совсем ничего не боится, это не очень хорошо. Родители <запредельно> бесстрашных детей обязательно должны показать сына или дочь врачу.

 

Эта статья размещена в третьем номере журнала "Дошкольник" за Март 2010 год

 
Просмотров: 586
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Атабаева Мадина Тимуровна. ОДАРЕННЫЙ РЕБЕНОК. ЧТО МОГУТ СДЕЛАТЬ ДЛЯ НЕГО РОДИТЕЛИ?
  • Морозова Елена Викторовна. Консультация для родителей на тему: «Как преодолеть страх перед школой»
  • Шаповал Галина Германовна. Советы и рекомендации для заботливых родителей «Что делать, если ребенок кусает других детей?»
  • Сухова Наталья Александровна. Брошюра для родителей «Советы, что можно сделать или сказать, когда ребенок кричит и не хочет идти в детский сад»
  • Мялицына О.П.. Родительское собрание «Неужели таким может быть мой ребенок?...»
  • Андреенко Татьяна Александровна. ПРОГРАММА «ОПТИМИЗАЦИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В СИСТЕМАХ «РЕБЕНОК-РЕБЕНОК», «РЕБЕНОК-ВЗРОСЛЫЙ»
  • Копычева Татьяна Владимировна. «Как побороть страх воды у детей от года?»
  • Воронина Лариса Павловна. Что делать если ваш ребенок Левша?
  • Приймак Наталья Николаевна. Что делать, если ребенок дошкольного возраста берет чужое?
  • Если ребенок заболел гриппом (ОРВИ)
  • Бондарева Е.В. Лондарева ЕА.. «Если ребенок врет…»
  • Соловьева Татьяна Семеновна. Деловая игра для родителей: «Ребенок идет в школу. Психологическая готовность родителей»
  • Седова Дарья Сергеевна. Статья и мастер-класс по теме: «Поющий ребенок – здоровый ребенок»
  • Вероника Клюева. Консультация для воспитателей «Когда ребенок в опасности»
  • Белошапка Людмила Григорьевна. Консультация для родителей ТЕМА: «Ребенок играет»
  • Редактор. Почему мой ребенок маленького роста?
  • Глотова Раиса Владимировна. Семинар-практикум в паре «родитель-ребенок» Тема: «Наши дети – какие они?»
  • Винокурова Наталья. Сказкотерапевтическое занятие с детьми старшего дошкольного возраста на тему «Наши чувства: Страх»
  • Криворучко Ольга Николаевна. Педагогическая статья «Почему ребенок молчит»
  • Истомина Наталия Анатольевна. Коррекционно-развивающее занятие для детей старшего возраста «Победи свой страх»
  • Полковникова Марина Александровна. Консультация для родителей на тему: «Ребенок идет в школу»
  • Елена Сергунина. Анкета для родителей 'Готов ли ребенок к детскому саду?'
  • Главный Редактор. 50 вопросов на которые должен отвечать ребенок перед поступлению в школу
  • Екатерина Киракосян. Работа с семьей в центре игровой поддержки ребенка как возможность укрепления взаимодействия в диаде ребенок раннего возраста-значимый взрослый в рамках подходов отечественной культурно-исторической психологии
  • Сухорукова Наталья Алексеевна. Досуг для детей и родителей с использованием ИКТ Ток — шоу «Это мой ребенок»
  • Почему одни дети часто плачут и плохо привыкают к детскому саду, а другие спокойные и быстро адаптируются
  • Подольная Ирина Васильевна. Проект «... Нам нужно, чтобы наши дети об этом помнили, как мы…»: в рамках осуществления проектной деятельности для детей различными стартовыми возможностями
  • Анна Ивановна Воробьёва. Консультация для родителей: 'Родители и речь ребенка'
  • Мравян Оксана Юрьевна. СТАТЬЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Вы и Ваш ребенок»
  • Лимонова Марина Аркадьевна. Статья о адаптации родителей к школе. Гиперопека – когда родители все контролируют



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь