Автор: Истомина Наталия Анатольевна, педагог-психолог, ГБОУ Школа № 1619 дошкольное отделение корпус «Прага», г. Москва
Цель:
снижение уровня тревожности дошкольника путем снятия эмоционального и телесного напряжения средствами арт-терапии.
Задачи:
- коррекция взаимоотношений детей;
- преодоление застенчивости, замкнутости, нерешительности;
- снижение чувства тревоги
- повышение самооценки
- развитие воображения
Ход занятия:
1. Ритуал приветствия.
Цель: настрой на работу.
Дети встают в круг, берутся за руки и под весёлую музыку танцуют танец дружбы. Когда музыка останавливается, здороваются хором, произнося приветствие, сначала шёпотом, затем нормальным голосом и громко.
2. Упражнение «Пожелание»
Цель: коррекция взаимоотношений детей.
Дети сидят к кругу и, бросая друг другу мячик, говорят добрые пожелания.
3. Упражнение «Цвет моего настроения»
Цель: определить своё настроение при помощи цвета.
Психолог предлагает детям: «Давайте представим, что у каждого из нас сейчас в руках воздушный шарик. Это не простые шарики, поскольку цвет воздушного шарика – это цвет нашего настроения. Мы будем называть своё имя и цвет воздушного шарика, который сейчас держим в руках. Например, моё имя Наталия Анатольевна, у меня в руках шарик розового цвета».
Примечание. Психолог фиксирует выбранный, каждым ребёнком цвет.
4. Упражнение «Я страшилок не боюсь»
Цель: преодоление страха перед сказочными персонажами.
Дети идут по кругу, держась за руки, и проговаривают хором слова: «Я страшилок не боюсь, в кого хочешь – превращусь». Когда водящий называет какого-либо страшного персонажа (Кощея, Бабу-Ягу и т.п.), детям нужно быстро «превратиться» в него и замереть. Водящий выбирает самого страшного Кощея, он становится водящим и продолжает игру.
5. Работа со сказкой: чтение, обсуждение, драматизация
Цель: преодоление застенчивости, замкнутости, нерешительности, снижение чувства тревоги. Повышение самооценки.
Психолог рассказывает детям сказку о Зайчишке-трусишке.
Сказка «Верь в себя» (О. Хухлаева)
В одном лесу жил маленький Зайчонок. Больше всего на свете ему хотелось быть сильным, смелым и сделать что-нибудь доброе, полезное для окружающих. Но на деле у него никогда ничего не получалось. Он всего боялся и не верил в себя. Поэтому все в лесу прозвали его «Зайчишка-трусишка». От этого ему становилось грустно, обидно, и он часто плакал, когда оставался один. Был у него один-единственный друг — Барсучонок.
И вот, как-то раз они вдвоем отправились играть к реке. Больше всего им нравилось догонять друг друга, бегая через небольшой деревянный мостик. Первым догонял Зайчонок. Но когда Барсучонок пробегал по мосту, одна доска вдруг сломалась, и он упал в реку. Барсучонок не умел плавать и стал барахтаться в воде, прося о помощи. А Зайчонок, хотя и умел немного плавать, но очень испугался. Он бегал по берегу и звал на помощь, надеясь, что кто-нибудь услышит и спасет Барсучонка. Но никого поблизости не было. И тогда Зайчонок понял, что только он может спасти своего друга. Он сказал себе: «Я ничего не боюсь, я умею плавать и спасу Барсучонка!» Не думая об опасности, он бросился в воду и поплыл, а потом вытащил своего друга на берег. Барсучонок был спасен!
Когда они вернулись домой и рассказали про случай на реке, никто сначала не мог поверить, что Зайчонок спас своего друга. Когда же звери убедились в этом, то стали хвалить Зайчонка, говорить, какой он смелый и добрый, а потом устроили большой веселый праздник в его честь. Этот день для Зайчонка стал самым счастливым. Все гордились им, и он сам гордился собой, потому что поверил в свои силы, в то, что способен делать доброе и полезное. Он на всю жизнь запомнил слова, которые сам себе сказал в трудную минуту: «Верь в себя и — ты победишь!». И с тех пор больше никто и никогда не дразнил его трусишкой!
После чтения и обсуждения дети по очереди играют роль Зайчонка в финальной сцене – становятся на стульчик посреди группы, а остальные хором кричат: «Верь в себя – и ты победишь!»
6. Упражнение на релаксацию «Полёт в облаках» (Катаева Л.И.)
Цель: релаксация и развитие воображения.
Психолог: «Лягте в удобное положение. Закройте глаза и слушайте мой голос. Дышите медленно и легко. Представьте, что вы находитесь на летнем ароматном лугу. Над вами летнее тёплое солнце и высокое голубое небо. Вы чувствуете себя абсолютно спокойными и счастливыми. Высоко в небе вы видите птицу, парящую в воздухе. Это большой орёл с гладкими и блестящими перьями.
Птица свободно парит в небе, крылья её распростёрты. Время от времени она медленно взмахивает крыльями. Вы слышите звук взмахивающих крыльев, когда они энергично рассекают воздух.
Теперь пусть каждый из вас вообразит, что он – птица. Представьте, что это ваши крылья медленно движутся вверх и вниз. Представьте, что это вы медленно парите, плывёте в воздухе и ваши крылья распростёрты в стороны. Ваши крылья рассекают воздух, упираясь в его плотные массы. Наслаждайтесь свободой и прекрасным ощущением парения в воздухе.
А теперь, медленно взмахивая крыльями, приближайтесь к земле.
Вот мы уже на земле. Откройте глаза. Вы чувствуете себя хорошо отдохнувшими, у вас бодрое настроение и прекрасное ощущение полёта, которое сохранится на весь день».
7. Итог занятия
- Что вам понравилось на занятии?
- Что было легко выполнять и что вызвало трудности?
8. Ритуал прощания «Поделись добротой своего сердца»
- «Наши сердца переполнены добротой, давайте поделимся друг с другом этим теплым чувством – добротой своего сердца. И постараемся запомнить всё самое лучшее нашей встречи!»
Дети встают в круг, держась за руки, и передают с улыбкой по кругу «доброту» (по цепочке, друг за другом пожимают руку стоящего справа).
|