Учитель –логопед Фоменко И.А.
Фонематический слух – это способность человека к распознаванию речевых звуков. У детей формирование фонематического слуха происходит при восприятии устной речи окружающих, одновременно, при собственном проговаривании слов в соответствии с воспринимаемыми образцами, при помощи которых выделяются и обобщаются различные признаки фонем. Фонематический слух является основой для понимания смысла сказанного. Ведь, заменив даже один звук в слове мы можем получить совершенно иное его значение : «коза – коса, дом – том». От рождения слух малыша не приспособлен к тонкому различению речевых звуков. Эта способность развивается в общении со взрослыми на протяжении первого года жизни, а особенно интенсивно – в полуторагодовалом возрасте. Слух ребёнка быстро приспосабливается к звукам родного языка.
Скачать презентацию
Первый год жизни – уже на четвёртой неделе ребёнок должен проявлять сосредоточение на резкие звуки, а в два месяца начинать прислушиваться к более тихим шумам. В три месяца малыш без труда отыскивает взглядом источник звука, реагирует на него улыбкой, комплексом оживления. С удовольствием слушает музыку. С четырёх месяцев ребёнок начинает подражать звукам, к полугоду различает своё имя. К концу первого года жизни при нормальном развитии фонематического слуха малыш различает часто употребляемые слова. На втором году жизни фонематический слух активно развивается. В возрасте от полутора до двух лет происходит чрезвычайное событие – ребёнок начинает говорить, это самый яркий и стремительный период речевого развития. Если раньше он произносил лишь отдельные слова, то теперь он знает от 200 до 500 слов и соединяет их в несложные фразы. Несмотря на то, что речь ещё далека от совершенства, ребёнок уже может различать все фонемы родного языка. К концу второго года малыш в состоянии определить на слух неверно произнесённый звук в речи взрослых, но собственное произношение ещё не контролирует. Самое важное достижение третьего года жизни – возможность ребёнка самостоятельно определять неверно произнесённый звук в собственной речи. Если этот навык фонематического восприятия не сформируется к трём годам, то ребёнок не сможет овладеть правильным звукопроизношением. Уже к трём годам дети имеют достаточно большой объём слуховых впечатлений, но они ещё не умеют управлять своим слухом: прислушиваться, сравнивать, оценивать звуки по силе, тембру, характеру, ритмической структуре. Способность слушать и понимать звуки – назовём её «речевой слух» - не возникает сама собой даже при наличии острого природного слуха: её нужно целенаправленно развивать. На четвёртом году жизни фонематический слух совершенствуется, становится более дифференцированным. Ребёнок уже владеет навыком различения сходных фонем на слух и в собственном произношении, что служит фундаментом для освоения звукового анализа и синтеза. На пятом году формируется звуковой анализ – умение определять последовательность и количество звуков в слове. Только обладая навыками анализа и синтеза, ребёнок сможет успешно освоить чтение и письмо. Если у вас возникли опасения по поводу недостаточной сформированности фонематического восприятия у малыша, то первым шагом следует проверить физический слух ребёнка. Из чего же складывается развитый речевой слух? Звуковысотный слух – это умение узнавать звуки разной высоты и тембра и самому изменять голос. Слуховое внимание – способность определять на слух то или иное звучание и его направление. При помощи фонематического слуха ребёнок может отличить одни речевые звуки от других, благодаря чему различаются, узнаются и понимаются слова, например: дом-сом-лом-ком. Восприятие темпа и ритма речи – это способность правильно слышать и воспроизводить ритмический рисунок слова, особенно его звукового строения, зависящие от количества слогов и места ударного слога. Ребёнок может воспроизвести слоговую структуру слова, ещё не умея правильно оформить его фонетически: например вместо слова «кирпичи» произносит «титити». Ритмический рисунок слова здесь сохранён. Развитый речевой слух позволяет: правильно произносить звуки; чётко произносить слова; владеть голосом (говорить громче или тише, ритмично, плавно, ускоряя или замедляя. овладеть словарным запасом и грамматическим строем языка; успешно освоить письмо и чтение.
|