Козловская Наталья Васильевна. Ознакомление детей третьего года жизни с окружающим миром при помощи художественной литературы

Ознакомление детей третьего года жизни с окружающим миром при помощи художественной литературыОзнакомление детей третьего года жизни с окружающим миром при помощи художественной литературы

Козловская Наталья Васильевна, воспитатель МБДОУ Детский сад № 72 «Акварель», Белгородская область, г. Старый Оскол.

Ребёнок третьего года сохраняет черты, присущие детям раннего возраста: действенный характер освоения окружающего, ситуативность и эмоциональность при восприятии нового.

Вместе с тем все то, что приобрел малыш на втором году жизни, и в ча-стности возможность общаться с помощью речи, свободно перемещаться в пространстве и т. п., создает предпосылки перехода на качественно новую, более высокую ступень освоения окружающего.

 

Уместно вспомнить, что в активном словаре детей 2 лет насчитывается примерно до 300 слов, а малыши 3 лет употребляют в своей речи уже 1500 и более слов! Это говорит об интенсивном развитии речи ребенка на третьем году его жизни, которая становится не только средством общения (коммуникации), но и средством познания окружающего.

Интенсивное развитие речи, связано с развитием восприятия, воображения и памяти ребенка. Возрастает устойчивость внимания, продолжает формироваться наглядно-действенное мышление, в недрах которого развивается образное мышление. Это значит, что знания, по-лученные детьми на эмоционально-чувственной, ориентировочной основе, начинают переходить в образный план.

Развитие образного мышления помогает детям третьего года жизни овладеть первыми видами деятельности — рисованием, лепкой, аппликацией. Элементы образного мышления проявляются у них в том, что в очертаниях линий, форм, цветовых пятнах им уже видятся конкретные образы, персонажи знакомых сказок, герои песенок, потешек, а в некоторых случаях и обыкновенные предметы. Малыши начинают понимать более сложные по своему содержанию сказки, рассказы, стихотворения, музыкальные произведения.

Если на первом-втором году дети в основном откликаются на ритм, рифму, игровые приемы потешек, песенок, сказок, то на третьем году их глубже увлекает содержание художественного произведения, так как ребята способны понимать причину и следствие описываемых в них событий, их направленность и результат. У ребенка возникает настоятельная потребность обращаться к взрослому с вопросами по поводу прочитанного. Он должен отвечать малышу обстоятельно, но в до-ступной форме. Взрослый раскрывает ход своих мыслей, рассуждает вслух, привлекая к умственной активности малыша.

При таком подходе к ребенку художественная литература становится средством познания окружающего мира. Взрослый должен формировать у малыша желание пытливо вглядываться в окружающий мир, учить, слу-шая художественное произведение, сравнивать, обобщать свои впечатле-ния, высказывать свое мнение.

Постепенно ребенок подводится к восприятию более сложных сюжетов, у него воспитывается вдумчивость, возникает сопереживание с героем произведения. Как правило, дети уже могут дать оценку событиям, описываемым в художественном произведении, сказать, хорошо это или плохо; помнят ход действий и их последовательность; могут рассказать, «чем все закончилось», а также провести сравнения и сопоставления с собственными поступками.

Появление некоторых обобщенных знаний о предметах и явлениях можно считать важной вехой в ознакомлении ребенка с окружающим миром через художественную литературу. Он начинает понимать не только житейские, обыденные ситуации, но и непредвиденные, оригинальные повороты сюжетов. Дети учатся «прогнозировать» по-ведение героев, предполагать конечный результат их действий.

Через художественную литературу расширяются знания ребенка о чело-веке. Эти знания детализируются и вместе с тем систематизируются: человек и его жилище (дом); человек и результаты его труда (например, выращивание овощей, фруктов и т. п.); человек и растительный мир; человек и животный мир (забота о животных, их значение для людей) и многое другое.

Стихотворения, песенки, рассказы и сказки помогают ребенку накопить представления и о животном мире. Новым является то, что ребенок начи-нает усваивать их условия жизни, более детально воспринимать внешние особенности и повадки.

Образность художественных произведений позволяет донести до сознания ребенка в лаконичной форме большое смысловое содержание. В этом заключается особая ценность художественного слова как средства познания окружающего мира.

На третьем году ребята знакомятся не только с животными и птицами, но и их детенышами. Взрослые животные и их детеныши ассоциируются у ребенка «как мама и ее детки». Появление таких ассоциаций закономерно и связано с расширением социальных представлений об окружающем мире. Литература дает возможность познакомить ребят с животными, которых они видели только на картинке (заяц, волк, лиса и др.). Через сказку и реалистический рассказ о них у малышей формируются представления о диких животных, птицах и их повадках.

Воспитывая собственным примером, взрослый ставит задачу заложить в душе ребенка первые ростки человеколюбия и гуманизма ко всему живому. Этому помогают также и произведения художественной литературы, в которых рассказывается о «переживаниях» животных и благородных поступках людей. Ребенок учится понимать «доброе» и «злое», противостоять плохому, активно защищать слабых, проявлять заботу, великодушие к братьям нашим меньшим.

Малыши могут расстроиться, слушая произведение, в котором говорится о животном, попавшем в беду. Но для воспитания добрых чувств, отзывчивости эти произведения полезны. Средствами художественной литературы в детях с самого раннего возраста воспитывается активное отношение к окружающему миру, желание совершать хорошие поступки; чувствовать радость, если удастся сделать что-то доброе. Эти чувства к животным дети переносят и на игрушки, изображающие их. Они расширяют в своем воображении прочитанное и соотносят его со своими поступками. Образный язык поэзии помогает ре-бенку открыть для себя и многое в чувствах человека, его отношении к окружающему миру и поступкам отдельных людей.

Знакомя малышей с окружающей действительностью, взрослый решает не только образовательные задачи, но и воспитательные. Он формирует первый практический опыт общественного поведения в кругу сверстников: побуждает к проявлению внимания и сочувствия, желанию уступить, поделиться, помочь. Произведения художественной литературы помогают ребенку усвоить социальные нормы поведения. Дети понимают, что не следует быть жадным, злым, грубым.

Необходимо отметить, малыши третьего года жизни испытывают настоятельную потребность в развитии навыков в бытовых процессах. В этот период жизни для них представляют интерес самые прозаические, как кажется взрослому, ситуации: одевание, умывание,

прием пищи, купание и т. п. В чем же находит интерес ребенок? Ответ прост: в процессе. И вместе с тем ответ и сложен: процессом должен овладеть сам ребенок, т. е. самостоятельно. Так он овладевает не только навыками, но и пониманием элементарной социальной практики человека, направленной на поддержание жизненно необходимых условий существования, а также назначения предметов, необходимых для этого. Сказанное объясняет, почему ребята третьего года жизни особым образом откликаются на произведения, в которых рассказывается об обыкновенных, бытовых ситуациях.

Художественные произведения помогают ребенку закрепить представления не только о бытовых процессах, но и о многих предметах, явлениях, взаимосвязях окружающего мира через описание понятных ребенку ситуаций.

Взрослые, воспитывающие ребенка, должны учитывать, что малыш имеет пусть небольшой, но уже самостоятельный опыт познания окружающей действительности. Особый отклик у него вызывают произведения, в которых рассказывается о событиях, им пережитых, т. е. бывших в собственном опыте.

Как правило, у малышей возникает потребность поделиться аналогичным впечатлением о ситуациях, в которых нечто подобное они уже пережили. Эти сопоставления полезны для развития мышления ребенка, умения логически выстраивать в своей речи цепь описательных событий, обобщения простейших закономерностей окружающей дей-ствительности, понимания их. Особенно полезен «перенос» событий из одной ситуации в другую, что тренирует не только память, но и способствует развитию познавательной активности малышей. Художественная литература развивает и систематизирует первые, элементарные знания о нем, которые являются уже ориентировочными «вехами» в познании сложной, многогранной действительности.

Необходимо отметить, что первые знания детей нельзя рассматривать как нечто промежуточное. Уже в младшем дошкольном детстве они составляют тот фундамент познавательной деятельности, на котором будет строиться все дальнейшее ее развитие, усложнение и осознание.

Знакомя малыша с художественной литературой, взрослые должны, помнить, что функция обобщения в восприятии окружающей действительности продолжает развиваться и на третьем году жизни ребенка. Дети этого возраста чутко начинают реагировать на содержание художественных произведений. Художественное восприятие следует формировать.

Чтение стихов, пение песен целесообразно сочетать с восприятием ребенком родной природы в часы прогулок в лес, на реку.

Малыш замирает, видя ласковое лицо взрослого, рассказывающего во время прогулки об осени, тучках, ветре, улетающих птицах, и в процессе этого рассказа звучат разнообразные стихи. Стихотворение звучит как задушевный рассказ. Это даже не рассказ, а как бы разговор с ребенком.

Взрослый должен постараться умело сочетать наблюдения реальной действительности и художественное чтение, одухотворяющее восприятие текущего момента. Так, например, он обращает внимание малыша на прозрачные капельки дождя, запах цветов или яркое солнышко, зеленеющую травку.

Уже в ранние годы в детях необходимо воспитывать чувство сопричастности со всем, что их окружает и в природе и в жизни.

Так взрослый сеет в душе ребенка «разумное, доброе, вечное». Это необходимо потому, что ранние годы детства являются благодатной «почвой» для воспитания всех высоких человеческих качеств.

Литература:

  1. Бочкарева Л.П. Воздействие книг и картин на игровые образы. В сб.: Воспитание детей в игре. М., "КНОРУС", 2007.
  2. Гербова В.В. Учусь говорить: Метод. Рекомендации для воспитателей – 2е изд. – М.: Просвещение, 2000 г.
  3. Белоногая В., «Вместе читаем, играем», журнал «Семейное чтение», №1, 2008г.
Просмотров: 716
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развитие интереса к познанию окружающего мира




Другие новости по теме:

  • Тюленева Лилия Ивановна. Помощь ребенку третьего года жизни с задержкой речевого развития
  • Ерощенкова Инна Владимировна. Статья на тему: «Аппликация не только развивает творческое мышление и воображение, но и учит ребенка предвосхищать результат своей работы, укрепляет пальчики, развивает моторику»
  • Манукян Аспрам Мануковна. «Педагогические условия развития игровой деятельности у детей третьего года жизни»
  • Екатерина Киракосян. Работа с семьей в центре игровой поддержки ребенка как возможность укрепления взаимодействия в диаде ребенок раннего возраста-значимый взрослый в рамках подходов отечественной культурно-исторической психологии
  • Татьяна Назарова. Консультация для родителей на тему: «Особенности речевого развития детей третьего года жизни»
  • Грачева Лада Валентиновна Горюнова Надежда Николаевна Евстратенко Кристина Викторовна. Игровые упражнения для детей третьего года жизни.
  • Маргарита Чиркина. Перспективное планирование по гибкому режиму на адаптационный период для детей третьего года жизни
  • Большакова Наталия Николаевна. ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРИЕНТАЦИИ НА ЛИСТЕ БУМАГИ У РЕБЕНКА ШЕСТОГО ГОДА ЖИЗНИ
  • Худякова Вера Анатольевна. Книга в жизни ребенка. Семейное чтение
  • Козырь Наталья Валерьевна. Мастер-класс 'Игра в жизни ребенка, игра в жизни взрослого'
  • Шкилёва Маргарита Григорьевна. Конспект игрового занятия для детей третьего года жизни «Пирамидка, конструктор, кубики»
  • Шахова Анна Владимировна. Ознакомление детей второго года жизни с окружающим миром
  • Шахова Анна Владимировна. Общие педагогические правила по воспитанию культурно – гигиенических навыков и первичных представлений об этикете в режиме дня с детьми третьего года жизни
  • Наталья Дубенцова. Развитии речи младших дошкольников через использование произведений художественной литературы
  • Попова Ольга Васильевна. Беседа о птицах — чтение детям произведения В.Бианки «Молодая ворона» (старшая группа)
  • Адисова Эльвира Таймасхановна. Родительское собрание в нетрадиционной форме «Один день из жизни ребенка раннего возраста в детском саду»
  • Р.А. Биккулова. Консультация для родителей «Дети, которых не понимают взрослые»
  • Редактор. ЗНАЧЕНИЕ НАВЫКОВ И ПРИВЫЧЕК В ЖИЗНИ РЕБЕНКА
  • Бруёк Анна Александровна. «Значимость семейного воспитания в жизни ребенка».
  • Оксана. Психологическое значение подражательных игровых действий ребенка. Влияние семейного застолья на развитие, воспитание и социализацию ребенка
  • Кружкова Татьяна Владимировна. Проект по развитию речи и ознакомление с художественной литературой «Дети дошкольного возраста знакомятся с творчеством А. П. Чехова»
  • Титова Ольга Викторовна. Игра и установка на восприятие художественного произведения у дошкольника
  • Кользина Тамара Мифодьевна. Буклет. Консультация для педагогов «Развитие речи детей первого года жизни»
  • Шуршилина Елена Владимировна. Роль игры в жизни ребенка дошкольного возраста.
  • Кусенко Ольга Викторовна. Конспект дня здоровья по ОБЖ в подготовительной логопедической группе на тему: «Главное не только знать, но и в жизни применять»
  • Гугина Ольга Васильевна. Детское экспериментирование как метод познания окружающего мира.
  • Шадрина Екатерина Владиславовна. Влияние народного фольклора и сенсорного воспитания на развитие речевой деятельности детей 3 года жизни.
  • Лободенко Наталья Леонидовна. «ПЕРЕХОДНЫЙ ОБЪЕКТ, КАК ВАЖНЫЙ ЭЛЕМЕНТ В ЖИЗНИ РЕБЕНКА»
  • Васильева Марина Александровна. Необходимость развития мелкой моторики в жизни ребенка.
  • Дурнева С.В., Змейко З.Д.. Проект «Игрушка в жизни ребенка»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь