Большакова Наталия Николаевна. ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРИЕНТАЦИИ НА ЛИСТЕ БУМАГИ У РЕБЕНКА ШЕСТОГО ГОДА ЖИЗНИ

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРГИЕНТАЦИИ НА ЛИСТЕ БУМАГИ У РЕБЕНКА ШЕСТОГО ГОДА ЖИЗНИФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРГИЕНТАЦИИ НА ЛИСТЕ БУМАГИ У РЕБЕНКА ШЕСТОГО ГОДА ЖИЗНИ

Разработала: Большакова Н.Н.

Аннотация. В статье раскрывается актуальность проблемы формирования навыков пространственной ориентации у ребенка шестого года жизни. Выявлены особенности формирования навыков пространственной ориентации у ребенка шестого года жизни.

Ключевые слова: пространственная ориентация, пространственная ориентация на листе бумаги, старший дошкольный возраст.

Развитая пространственная ориентация необходимейшее условие жизнедеятельности современного человека, форма отражения окружающего мира, успешности познания и активного преобразования им действительности. Ориентация в пространстве имеет важное значение в познании окружающего мира и относится к одному из условий социально-бытовой адаптации дошкольников и подготовке их к школе.

 

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования отмечается, что формирование первичных представлений о пространстве должно включаться в содержание образовательной программы детского сада.

Особую значимость решение этой задачи приобретает в старшем дошкольном возрасте, так как именно этот период является важной частью подготовки детей к обучению в школе.

Как пишет Н. Г. Манелис [3], восприятие пространства можно представить как отражение объективно существующего пространства, оно включает в себя восприятие величины и формы, а также взаимного расположения объектов, их рельефа, удаленности и направления, в котором они располагаются. Это восприятие имеет больное значение для успешного взаимодействия человека с окружающим его миром.

В. Ким [1] отмечает, что в старшем дошкольном возрасте к пространственно ориентированным практическим видам деятельности, относятся например, конструирование, а также изобразительная деятельность. На этих занятиях дошкольника педагог дает вербальную инструкцию с пространственными характеристиками и дети уже выполняют эти задания. Дети занимаются и во время занятий обучаются и формируют умения располагать предметы на полоске слева направо, на листе бумаги: слева, справа, вверху, внизу, посередине.

Как указывает исследователь Н. А. Кондюкова [2], формирование необходимых навыков реализовывается через мотивацию детей на совершенствование навыков восприятия пространства, а так же во время проведения с ними различных словесных, настольных и подвижных игр.

Т. А. Мусейибова [4] утверждает, для того чтобы научить детей ориентироваться в пространстве необходимо включить ориентировку в трехмерном (основных пространственных направлениях) и двухмерном (на листе бумаги) пространстве. Обязательно нужно подобрать тщательно специальные упражнения, которые постепенно усложняются, а также задания-поручения, задания-игры с различными предметами и без них.

Формирование у детей пространственной ориентации идет не только в реальном мире, но и на занятиях по изобразительному искусству, математическому развитию, на индивидуальных занятиях, на музыкальных, на физкультурных. Пространственные представления повышают и улучшают каждый вид деятельности дошкольников, результаты развития в целом, качество получения и освоения знаний. Развивается познавательная деятельность детей, совершенствуются их интеллектуальные, творческие способности, повышается результативность творческой, познавательной и трудовой деятельности.

Целью исследования явилось изучение педагогических условий педагогические условия формирования навыков пространственной ориентации на листе бумаги у ребенка шестого года жизни.

Предмет исследования – процесс формирования навыков пространственной ориентации на листе бумаги у ребенка шестого года жизни.

Мы провели педагогический эксперимент, который состоял из трех этапов (констатирующий, формирующий, контрольный). Целью констатирующего этапа педагогического эксперимента стало выявление уровня навыков пространственной ориентации на листе бумаги у ребенка шестого года жизни.

По данным эксперимента, по методике «Ориентировка в окружающем пространстве» средний уровень навыков пространственной ориентации отмечается у 60% (6 дошкольников) – ЭГ, у 50% (5 дошкольников) – КГ. Низкий уровень отмечается у 40% (4 дошкольника) — ЭГ, у 50% (5 дошкольников) – КГ, детей с высоким уровнем не выявлено.

По методике «Графический диктант» Д. Б. Эльконина средний уровень навыков пространственной ориентации отмечается у 80% (8 дошкольников) – ЭГ, у 70% (7 дошкольников) – КГ. Низкий уровень у 20% (2 дошкольника) – ЭГ, у 30% (3 дошкольников) – КГ, детей с высоким уровнем не выявлено.

На формирующем этапе эксперимента был разработан комплекс занятий и упражнений по формированию навыков пространственной ориентации на листе бумаги у ребенка шестого года жизни.

Проведенное исследование подтвердило выдвинутую гипотезу, о том, что формирование навыков пространственной ориентации у ребенка шестого года жизни обеспечивается следующими педагогическими условиями: использование различных игр и упражнений в системе занятий по формирования навыков пространственной ориентации у ребенка шестого года жизни; использование разнообразных форм работы с семьями по формирования навыков пространственной ориентации.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Ким, И. В. Формирование пространственных представлений как залог успешного обучения в школе // Наука в современном мире. – Сборник научных трудов Международной научно – практической конференции. – Москва: Издательство Перо, 2017. – С.78-82
  2. Кондюкова, Н. А. Развитие восприятия пространства в старшем дошкольном возрасте // Вестник экспериментального образования. – 2016. – №6. – С.43-58.
  3. Манелис, Н. Г. Развитие оптико-пространственных функций в онтогенезе // Методы нейропсихологической диагностики: хрестоматия: учебное пособие. – Москва: МПСИ, 2014. – С. 425-447.
  4. Мусейибова, Т. А. Дидактические игры в системе обучения детей пространственным ориентировкам // Теория и методика развития элементарных математических представлений у дошкольников: Хрестоматия в 6 частях. Ч.4-6. – Санкт-Петербург, 1994. – 156 с.
  5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17. 10. 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» // Российская газета – 2013. – № 6241.
Просмотров: 627
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Кияшко Елена Станиславовна. Формирование пространственной ориентации у детей подготовительной группы с использованием занимательного математического материала
  • Хрыкина Александра Викторовна. Папка передвижка для родителей «Влияние арт-терапии на развитие детей шестого года жизни»
  • Шахова Анна Владимировна. Общие педагогические правила по воспитанию культурно – гигиенических навыков и первичных представлений об этикете в режиме дня с детьми третьего года жизни
  • Редактор. ЗНАЧЕНИЕ НАВЫКОВ И ПРИВЫЧЕК В ЖИЗНИ РЕБЕНКА
  • Оксана Воронина. Ценностные ориентации семьи в подготовке ребенка к школе
  • Соболева Ирина Викторовна. «Организация преемственности в профессиональной ориентации ребенка на этапах дошкольного и начального общего образования на основе создания в ДОУ психолого-педагогических условий развития ранних представлений о мире профессий у
  • Надежда Щукина. Формирование навыков здорового образа жизни у детей дошкольного возраста посредством взаимодействия с семьей
  • Малинина Анна Владимировна. Педагогическая статья «Формирование навыков здорового образа жизни и основ безопасности у детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО»
  • Пикулева Елена Васильевна. Формирование развивающей предметно-пространственной среды в группе с учетом требований Федерального государственного стандарта дошкольного образования.
  • Рогозина Лилия. Особенности формирования пространственной ориентировки у старших слабовидящих дошкольников
  • Войцешко Ольга Михайловна. Конспект по математике в подготовительной к школе группе Тема: Число 7 и его состав, ориентировка на листе бумаги, ориентировка во времени, логические задачи с математическим содержанием, сравнение двух чисел.
  • Гуменяк Ирина Борисовна. Статья на тему: «Формирование у детей умения и навыков безопасного поведения в условиях совместного социального пространства»
  • Погодаева Ирина Викторовна. Развитие ранней профессиональной ориентации у дошкольников
  • Зинина И. С. Абраменкова И. В.. Отчёт по годовой задаче «Средства и методы формирования у дошкольников навыков безопасного и здорового образа жизнедеятельности»
  • Мальцева Виктория Викторовна. «Формирование умений и навыков поисково-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста на занятиях по развитию речи»
  • Давыдова Юлия Евгеньевна. Театрализованная деятельность как средство формирования навыков этикетного поведения старших дошкольников
  • Боброва Анна Сергеевна. Ориентировка на листе бумаги (подготовительная группа) «Поиграем вместе с мышкой»
  • Кузнецова Светлана Александровна. Методическая разработка «Развитие навыка правильного использования предлогов, как один из аспектов формирования пространственной ориентировки у дошкольников с нарушением зрения»
  • Кузнецова Светлана Александровна. Методическая разработка «Развитие навыка правильного использования предлогов, как один из аспектов формирования пространственной ориентировки у дошкольников с нарушением зрения»
  • Сидалинова Гульнара Рафаиловна. «Формирование коммуникативных навыков дошкольников через игры речевого содержания в рамках проявления детской инициативы»
  • Ботвиньева Татьяна. Формирование вербальных коммуникативных навыков дошкольников с ТНР
  • Шабалина Валентина Анатольевна. Воспитание у детей навыков безопасного стиля жизни
  • Екатерина Александровна Стулова. Педагогический совет в ДОУ на тему 'Организация работы ДОУ по внедрению новых форм физического развития, привитию навыков здорового образа жизни'
  • Хачатрян Мариам Феликсовна. Художественное слово в процессе воспитания культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста в условиях ДОУ
  • Куприкова Марина Владимировна. Развитие коммуникативных навыков ребенка посредством театрализованной деятельности
  • Коновалова Вера Евгеньевна. ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ
  • Дмитриева Светлана Николаевна. Педагогический практико-ориентированный проект «Слышу, понимаю, развиваюсь»: формирование двигательных навыков старших дошкольников 6-7 лет с минимальными нарушениями слуха на занятиях по физической культуре через игровые уп
  • Манукян Аспрам Мануковна. «Педагогические условия развития игровой деятельности у детей третьего года жизни»
  • Талыгина Анна Юрьевна. Проект по развитию графомоторных навыков, пространственных представлений и творческих способностей у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста «Графический серпантин»
  • Гиль Светлана Александровна. Перспективный план - Формирование интереса у детей 4-го года жизни к людям разных профессий



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь