В Федеральном государственном стандарте нового поколения говориться, что содержание Программы ДОУ должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (образовательные области), одной из которых является речевое развитие.
Проблема развития речи у детей особенно актуальна в настоящее время, так как из жизни ребенка уходит речь.
Критическая ситуация в развитии речевой активности детей обусловлена рядом негативных факторов:
- ухудшение состояния здоровья детей;
- существенное снижение объема «живого» общения родителей и детей;
- глобальное снижение уровня речевой культуры в обществе;
- дисбаланс семейного воспитания в вопросах развития речи, что проявляется либо в его необоснованной интенсификации (стремление к раннему обучению письменной речи в ущерб устной), либо в равнодушном к нему отношении.
Поэтому можно считать, что речевое развитие было и остается главной задачей в деятельности педагогов ДОУ.
Развивая речь ребенка, не включая его в поисково-исследовательскую деятельность невозможно, так как речь сопровождает и совершенствует познавательную деятельность детей. Каждый ребенок на занятиях должен ставиться в ситуацию: «Думай, рассуждай, ищи решения».
Л.С. Выготский, К.Д. Ушинский, Л.П. Федоренко, Г.А. Фомичева, Д.Б. Эльконин отмечали, что чем богаче и правильнее речь ребенка, тем шире его возможности познания окружающей действительности, тем содержательнее и полноценнее его отношения со взрослыми и сверстниками.
Проблемы формирования у дошкольников умений и навыков поисково-исследовательской деятельности широко обсуждаются на страницах профессиональных педагогических изданий в фундаментальных работах такими авторами как Н.Г. Алексеев, М.В. Кларин, А.В. Леонтович, А.С. Обухов, А.Н. Поддъяков, А.И. Савенков, П.В. Середенко, Л.Ф. Фомина и др.
На занятиях по развитию речи мною были созданы педагогические условия с целью формирования поисково-исследовательской деятельности детей подготовительной к школе группы.
В работе с детьми были поставлены следующие задачи:
- способствовать обогащению активного словаря детей через познавательно-исследовательскую деятельность
- обогащать эмоционально-чувственный опыт детей в процессе непосредственного общения с предметами, явлениями, людьми
- формировать бережное отношение к окружающему миру, закреплять положительные эмоции, умение их проявлять
- создать условия, способствующие выявлению и поддержанию интересов у детей, проявления самостоятельности в их познавательно-речевом развитии
- поддерживать условия для развития познавательно-речевых процессов дошкольников во всех видах деятельности
- привлечь родителей к совместной с детьми исследовательской, продуктивной деятельности, способствующей возникновению речевой активности.
Работа с детьми велась по перспективно-тематическому плану. Все виды работы каждого занятия объединены единой темой – это составление рассказа по картине и дидактическая игра, этическая беседа и рассматривание тематических картинок, заучивание стихотворений и различные упражнения со звучащим словом, речевые игры-эстафеты и тематические задания на сочинение стихов и загадок, драматизация сказок и совместные с детьми наблюдения, интервью и тематические выставки книг и др.
При организации познавательно-речевого развития детей я опиралась на совершенствование собственной речи детей. Дошкольник, проводящий большую часть в детском саду, воспринимает нашу речь, как образец.
Организованную образовательную деятельность я старалась строить таким образом, чтобы дети чувствовали себя настоящими исследователями. А для этого:
- в процессе образовательной деятельности создавалась проблемная ситуация
- дети высказывали предположение о том, что они будут изучать на непосредственной образовательной деятельности
- в беседе с нами дети открывали для себя новые знания
- дети определяли правильность своих предположений
- дети объясняли, что они узнали и учились оценивать, как они работали.
На занятиях по развитию речи дети учились анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать, делать выводы и умозаключения.
При чтении художественной литературы и беседе по прочитанному у детей развивалось умение анализировать, доказывать свою точку зрения, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать, делать выводы.
Когда просила детей придумать свою концовку произведению, у них развивалось умение выдвигать гипотезы. Это же умение развивалось и при сочинении сказок и рассказов.
Наиболее эффективным методом развития исследовательских способностей у детей дошкольного возраста является проблемное обучение, в частности постановка проблемных вопросов.
Например, при обсуждении знакомой детям сказки «Репка», задавала вопрос:
- Когда герои сказки смогли вытянуть репку?
Ответы детей:
- Когда на помощь пришла мышка.
- Согласитесь ли вы с выводом, что мышка самая сильная? Почему? Чьи силы вытащили репку? А почему пришлось тянуть репку стольким героям?
Формированию исследовательского поведения детей дошкольного возраста способствовал анализ ситуации из басни И. Крылова «Лебедь, рак и щука». На вопрос «Как вы думаете, что нужно сделать героям, чтобы перевезти поклажу на телеге?» дети давали различные варианты ответов:
- «Чтобы рак отпустил веревку, а лебедь и щука плыли бы в одном направлении».
- «Чтобы отпустили веревку лебедь и щука, а рак потянул телегу».
- «Чтобы они втроем стали двигаться в одном направлении» и т.д.
Обсуждение высказанных гипотез и совместный поиск верного ответа являлись способами формирования у детей умений осуществлять самостоятельное исследование сначала под руководством старших, затем индивидуально.
В процессе проведения специальных занятий по развитию речи решались определенные задачи.
1) Развитие связной речи:
Игровое упражнение «Распространи предложение».
Цель – развивать умение строить длинные предложения со словами-предметами, словами-признаками, словами-действиями.
Детям предлагалось продолжить и закончить начатое воспитателем предложение, опираясь на наводящие вопросы. Например, предложение начиналось так: «Дети идут … (Куда? Зачем?)» Или более усложнённый вариант: «Дети идут в детский сад, чтобы …».
Игра «Пойми меня».
Цель – развивать умение составить короткий рассказ по картинке, используя разные характеристики предмета.
Показывала детям красивую коробочку и говорила, что эта коробочка не простая, а волшебная. В ней приготовлены для детей разные подарки. Получить подарок может только тот, кто умеет хранить секреты. Что это значит? (Это значит, не рассказывать раньше времени). Дальше объясняла, что, когда он подойдёт к кому-то, то этот ребенок должен закрыть глаза и, не глядя, вытянуть из коробочки картинку, посмотреть на неё, но никому не показывать и не говорить, что на ней. Это нужно сохранить в секрете. После того, как все дети вытянули себе по одной картинке, спрашивала детей, хочется ли им узнать, кому что досталось? Дети отвечают, что да. Тогда говорила, что показывать подарки нельзя, но про них можно рассказать. Но слово-подарок тоже называть нельзя. Потом я рассказывала про свой подарок, показывая детям, как это нужно делать правильно, а дети угадывают, что досталось нам. После этого дети рассказывали про свои подарки по очереди и, когда подарок угадан, открывают свою картинку. Игра проводилась с детьми сидя на ковре в кругу.
Игровое упражнение «Если бы…».
Цель – развивать связную речь, воображение, высшие формы мышления – синтез, анализ, прогнозирование, экспериментирование.
Предлагали детям пофантазировать на такие темы, как:
- «Если бы я был волшебником, то …»
- «Если бы я стал невидимым…»
- «Если весна не наступит никогда…»
Игровое упражнение «Закончи сам».
Цель – развивать воображение, связную речь.
Детям рассказывала начало сказки или рассказа, а затем давала задание продолжить или придумать концовку.
2. Развитие лексической стороны речи:
Игра «Наоборот».
Цель – упражнение в подборе антонимов (слов – неприятелей).
Говорила детям, что к ним пришёл в гости ослик. Он очень хороший, но вот в чём вся беда: он очень любит всё делать наоборот. Мама – ослица с ним совсем замучилась. Стала она думать, как же сделать его менее упрямым. Думала, думала, и придумала игру, которую назвала «Наоборот». Стали мама-ослица и ослик играть в эту игру и ослик стал не такой упрямый. Почему? Да потому что всё его упрямство во время игры уходило и больше не возвращалось. Он и вас решил научить этой игре. Далее играла с детьми в игру «Наоборот»: кидала ребёнку мяч и называла слово, а ребёнок, поймавший мяч, должен был сказать антоним этому слову (высокий – низкий) и бросить мяч обратно.
Игровое упражнение «Закончи фразу».
Цель – развивать умение подбирать противоположные по смыслу слова (слова – неприятели).
Называла словосочетания, делая паузы. Ребенок должен был сказать слово, которое пропустил, т.е. закончить фразу.
Сахар сладкий, а лимон … Луна видна ночью, а солнце … Огонь горячий, а лёд … Река широкая, а ручей …
Камень тяжёлый, а пух … Игра «Какой предмет?»
Цель – развивать умение подбирать к слову – предмету как можно больше слов – признаков и правильно их согласовывать.
Содержание игры заключается в следующем: показывала картинку или предмет либо называла слово и задавала вопрос: «Какой?» Затем участники игры по очереди называли как можно больше признаков, соответствующих данному объекту. Выигрывал тот, кто называл больше признаков.
3) Формирование грамматического строя речи:
Игровое упражнение «Подбираем рифмы».
Цель – развивать умения образовывать формы родительного падежа множественного числа существительных.
Читала детям шуточное стихотворение – начало английской народной песенки в переводе С.Я. Маршака:
Даю вам честное слово, вчера в половине шестого
Я видел двух свинок без шляп и ботинок.
Даю вам честное слово!
Далее задавала детям вопросы на понимание текста:
- Кого видел поэт? В каком виде они были?
- Носят ли свинки ботинки? А может быть они носят чулки? (Носки, тапочки, рукавички и т.д.)
- Правду рассказал нам в стихотворении поэт? Нет, он нафантазировал. Мы с вами тоже можем сочинить весёлые шуточные стихи про разных птиц и животных. Я буду начинать, а вы продолжайте.
Даём честное слово:
Вчера в половине шестого Мы видали двух сорок Без… (ботинок) и … (чулок). И щенков без … (носков).
И синичек без … (рукавичек).
Данное стихотворение можно продолжать и дальше по усмотрению педагога. По образцу этого упражнения можно брать другие стихи и делать тоже самое.
Игра «Кузовок».
Цель – образовывать уменьшительно-ласкательные наименования; соотносить действие с его названием.
Дети садились в круг. По считалке выбирался тот, кто начнёт игру. Ему давалась в руки корзинка. Он держал её, а дети в это время говорили слова:
* Вот тебе кузовок - Клади в него, что на -ок. - Обмолвишься – отдашь залог.
Ребёнок отвечал: «Я положу в кузовок …и называл нужное слово (замок, сучок, коробок, сапожок, башмачок, чулок, утюжок, воротничок, сахарок, мешок, листок, лепесток, колобок, колпачок, гребешок и т.д.) Так происходило, пока все дети не подержат кузовок. Тот, кто ошибался, клал в корзину залог. После того, как все дети приняли участие, разыгрывались залоги: корзинка накрывалась платком, а кто-нибудь из детей вынимал залоги по одному, предварительно спрашивая: «Чей залог выну, что тому делать?» Дети под моим руководством назначали каждому залогу выкуп – какое-то задание (назвать слово с каким-то звуком, рассказать скороговорку, разделить слово на слоги и т.д.)
4) Развитие звуковой стороны речи:
Игра «Придумай слово».
Цель – развивать фонематический слух или умение определять количество слогов в слове.
Нужно придумать слово по заданию: с заданным звуком в начале, середине, конце слова, с заданным количеством слогов, по схеме и т.д. Данная игра использовалась тогда, когда нужно было организовать детей на восприятие новой темы или просто заинтересовать. Например, говорила: «Дети, к нам пришла посылка. Но чтобы её открыть, нужно сказать слово – пароль. А слово-пароль сегодня у нас начинается со звука [м] или [м’]. Только нужно, чтобы все назвали пароль правильно». И дети изо всех сил старались придумывать нужное слово. Но здесь необходимо было учитывать один момент: если я замечала, что кто-то из детей в силу каких-то причин не может подобрать слово, то приходила ненавязчиво на помощь этому ребёнку но, желательно, чтобы помощь исходила от детей.
Игра «Строим дорожку».
Цель – развивать фонематический слух.
Дети садились в круг. Кому-то давался мяч и задание придумать любое слово. Затем мяч передавался следующему игроку. Он должен был придумать слово, которое начиналось с последнего звука предыдущего слова. И так далее, пока не дойдут до первого игрока. В этой игре на первом этапе я активно помогала детям правильно произнести слово (вместе с ним), выделяя очень чётко последний звук в слове. На следующем этапе я уже просто следила, чтобы дети чётко проговаривали слово и выделяли последний звук. В дальнейшем у детей вырабатывался навык чёткого произнесения слова и выделения последнего звука, а я выполняла роль наблюдателя-контролёра, который лишь организовывал процесс игры, и помогал в редких случаях.
Игра «Поймай слог».
Цель – развивать слуховое внимание и его быстроту.
Я «бросала» детям слог, а они должны было «превратить» его в слово.
Например: Па – папа, ма – мама, ку – кукла, ар – арбуз и т.д.
Игровое упражнение «Раздели правильно».
Цель – развивать умение делить слова на слоги.
Я говорила детям, что сейчас разделим слово на слоги. Для этого наши руки превратятся на время в «топорики». Далее нужно произнести слово правильно, при этом хлопая в ладошки и считая, сколько раз хлопнули, столько в слове и слогов.
5) Развитие образной речи.
Важнейшие источники развития выразительности детской речи – это произведения художественной литературы и устного народного творчества, в том числе и малые фольклорные формы (пословицы, поговорки, загадки, потешки, считалки, фразеологизмы).
Таким образом, на занятиях по развитию речи мною были созданы эффективные педагогические условия, способствующие формированию умений и навыков поисково-исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста.
|