Конспект образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста на тему «Сколько раз нужно делать добрые дела?»
Муниципальное дошкольное автономное образовательное учреждение центр развития ребёнка детский сад № 158 города Тюмени Педагог-психолог Батищева Е.Я. Тюмень 2015
Цель:
Развитие логических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
- Закрепление навыков счёта
- Развитие пространственного восприятия, зрительного и слухового восприятия
- Развитие кинестетического воображения, активного, воссоздающего воображения
- Развитие нравственных качеств детей.
Оборудование:
- мольберт, ватман, карандаши, фломастеры
- счётные палочки
- музыкальное сопровождение упражнений, презентация с изображением животных
- 3 стола
- ложки по числу детей
- подносы 4-5 шт
- одноразовые тарелки 18 шт., ватные палочки
- молоко, пищевой краситель разных цветов
- небольшой надувной бассейн.
Приветствие.
Поздоровайтесь друг с другом глазами, попробуйте улыбнуться друг другу только взглядом.
Логоритмическая
игра «Сказочные приключения»
- Сегодня мы отправимся в гости к сказке. Для того чтобы отправиться к сказке и друг друга в дороге не потерять нам понадобиться вот такие цветные браслеты (детям на левую и правую руку привязываются браслеты разных цветов)
Если сказка в дверь стучится, Ты скорей ее впусти, потому что сказка – птица: Чуть вспугнёшь – и не найти. Ты за нею на порог, а её и нету…
Мы в сказку пойдем необычным путем, Там дорога вверх поднимается, Вниз опускается, Шагает вперед, А потом возвращается.
А чтобы нам было еще интересней, Давайте повертимся быстро на месте. И снова пойдем необычным путем, Где дорога вверх поднимается,
Вниз опускается, Шагает вперед, А потом... обрывается. Дальше идти по дорожке нельзя, Встанем на левую ножку, друзья.
Скачу по дорожке На одной ножке, В старом лапоточке, По пенькам, по кочкам, По холмам, по горам!
А теперь на правой ножке:
Скачу по дорожке На левой ножке, В старом лапоточке, По пенькам, по кочкам, По холмам, по горам!
Надоело ножкам скакать, Стали ножки отдыхать: Мы шагаем по дороге, слышен топот дружных ног.
Топали мы топали, До тополя дотопали, До тополя дотопали, Да ноги-то оттопали.
Стоит тополек строен, невысок, На каждое дуновение ветерка отзывается: Подует ветерок слева — Клонится тополек вправо, Дунет ветерок справа — Клонится тополек влево.
(Для облегчения различения ребенком правой и левой стороны мы маркируем левую руку ребенка — по дробно о важности подобной маркировки см.: А.В. Семенович.)
А если сзади налетит — Тополек вперед ветки гнет, Спереди ветерок набегает, Тополь назад ветки отклоняет.
Нет, не отдохнуть нам под тополем, Уж очень тут беспокойно. Надо бы покрепче дерево выбрать. — А вы, ребята, какие деревья знаете?
Да, думаю, что дуб нам подойдет. Совсем он другой, не такой, как наш тополек, А полная его противоположность: Тополек молодой, а дуб... Ствол у тополя тонкий, а у дуба... Тополь под ветром гнется, а дуб стоит, не шелохнется.
Дуб стоит как богатырь — Ветви ввысь и ветви вширь! Ветер веет, повевает, Чуть ветвями покачает.
Шли мы шли, к дубу-дереву пришли. И присели под ним отдохнуть, Немного вздремнуть.
- Долго мы добирались, а сколько препятствий мы прошли? Давайте ребята, вспомним их и сосчитаем. (Шли сначала по дороге, затем скакали по пенёчкам, кочкам, холмам, горам)
Только глаза закрыли, как вдруг
Шух-шах, шум в ушах,
Кто-то шуршит, шелестит
Да это же герой нашей сказки!
Упражнение «Необычное животное»
Герой это очень необычный, а, чтобы вы могли его лучше представить попробуем его нарисовать. Рисовать будут все, но по очереди.
(Первый ребёнок подходит к мольберту и рисует голову героя по описанию педагога-психолога.)
- Голова у него не круглая, не квадратная, не треугольная, и даже не прямоугольная, не большая, и не маленькая, а какая? Догадайтесь сами. (Средняя, овальной формы).
- Туловище не маленькое, и не среднее, не короткое и не широкое, а какое? (Большое, длинное).
- Руки его не как у человека, но и не копыта как у лошади, покрыты не чешуёй и не кожей. Какие они получаются? (Лапы, покрытые шерстью).
- Нижние лапы/ (ноги) не длинные и не короткие, без копыт и ногтей. (Среднего размера покрытые шерстью).
- Уши не длинные и не короткие, без уголков. (среднего размера, круглые или полукруглые).
- Хвостик не длинные и не средний, а (маленький).
- А вот лицо и какое настроение будет у нашего героя вы можете придумать сами без подсказок, дорисовывая детали по очереди.
(второй вариант этого задания на флипчарте нарисован силуэт персонажа, а дети по очереди дорисовывают его, придумывая детали и имя, пол, возраст в конце)
История, которая приключилась с нашим героем произошла перед новым годом. В это время все в волшебном лесу составляли списки подарков. Подошёл наш герой к лисёнку, а лисёнок, хитро сощурив глазки говорил: «в этом году я сделал пять добрых дел, два больших и три маленьких добрых дела – значит мне полагается пять подарков два больших и три маленьких.» Затем наш герой увидел бельчонка, он весь год усердно готовился к наступающим морозом поэтому ему было совсем не до добрых дел. Он рассуждал так: «какие тут могут быть добрые дела для других, когда у самого ещё не все запасы собраны на зиму!» Бельчонок очень любил точный счёт поэтому математика в лесной школе была его любимым предметом. Вот и сейчас он с удовольствием считал, прибавлял и отнимал свои любимые орехи.
Упражнение «считаем хлопки».
- Педагог-психолог хлопает в ладоши, дети внимательно слушают и повторяют по очереди число хлопков.
- Педагог-психолог хлопает в ладоши определённое число раз, дети топают это же число.
- Педагог-психолог хлопает в ладоши определённое число раз, дети топают это число на одно число меньше.
- Педагог-психолог хлопает в ладоши определённое число раз, дети топают это число на одно число больше.
Устал бельчонок просто так считать, захотелось ему считать с музыкой, позвал он своих друзей и все вместе они пустились в весёлый пляс.
Упражнение «изобрази цифру».
(1 вариант)
Звучит музыка дети двигаются по кругу пританцовывая, по сигналу педагога-психолога всем телом изображают какую-то цифру.
(2 вариант)
Ребятам предлагается «протанцевать» цифру, то есть придумать танцевальное движение и протанцевать его определённое число раз.
Пошёл дальше по волшебному лесу наш герой, а навстречу ему медвежонок, идёт сердиться, мама печенье дала, сказала всех в лесу угостить, а он никак разделить его не может. Вдобавок не все в лесу квадратное печенье любят, кому-то прямоугольное нравиться, кому-то треугольное, а некоторые вообще только видите ли в виде ромба печенье едят.
Упражнение модификация квадратов Никитина «делим печенье»
Цель: развитие пространственного воображения, логического мышления, математических и творческих способностей детей дошкольного возраста
Медвежонок делил печенье и так, и эдак, да только ничего у него не получается. Тут наш герой вызвался ему помочь.
Материал: цветные счётные палочки.
Дети подходят к столу где заранее выложены квадраты по числу детей, рядом лежат дополнительные палочки (3 шт).
- Не разбирая квадрат, с помощью 1 палочки разделите квадрат так, чтобы внутри него получилось два прямоугольника.
- А теперь не разбирая квадрат с получившимися прямоугольниками положите ещё одну палочку так, чтобы внутри большого квадрата стало 4 маленьких квадрата. Сколько всего теперь у вас квадратов? (5 квадратов).
- Квадратным печеньем медвежонок угостил барсучка. Какой я молодец, довольный собой, подумал медвежонок, надо же какой большое дело сделал угостил целой печенькой соседа. Надо записать, что один подарок я себе за это заработал сказал медвежонок.
3. Лисёнок любил треугольное печенье.
Не разбирая квадрата, с помощью одной палочки разделите его на два треугольника; положите ещё одну палочку так, чтобы внутри квадрата получилось 3 треугольника. Попробуйте сделать 3 треугольника внутри квадрата 2 разными способами.
Разделите квадрат с помощью 2 палочек на 4 треугольника.
4. Бельчонок любит особенное печенье в виде ромба, но у медвежонка в лапах только квадратное, как же поступить с квадратом, не разбирая его полностью?
(Передвинуть квадрат так, чтобы он стал похож на ромб).
-Ну вот целых три добрых дела сделал рассуждал медвежонок, я заработал себе целых три подарка! Ведь просто так отдать печенье друзьям не каждый сможет, а я смог!
В это время наш герой увидел у барсучка что-то блестящее и очень красивое. Подойдя поближе он понял, что это была разноцветная карамель. Она была удивительная разных цветов, форм и размеров.
Но барсучок увидев, что его карамельки заметили, сердито закричал: «моё! Я их просто так никому не дам, а если дам, то это будет большим добрым делом, и я за это попрошу новогодний подарок!»
Барсучок решил заботливо разложить карамель по кучкам. Как вы думаете сколько кучек у него получилось? По каким признакам вы бы разложили конфеты? Предлагайте свои варианты?
Дети делятся на подгруппы и предлагают свои решения.
- Разделить на кучки равные по количеству в каждой по две карамельки;
- Разделить на 2 кучки по размеру в одной большие в другой маленькие.
- Разделить на кучки по форме в одной кучке круглые, в другой овальные в третьей треугольные.
- Разделить на 4кучки по цвету: красные, жёлтые, синие, фиолетовые.
- Разделить на 2 кучки по цвету тёплые цвета в одной (красный, жёлтый) и холодные (синий, фиолетовый) в другой.
Немного озадаченный и грустный пошёл наш герой дальше. А тем временем в лесу во всю кипел подсчёт добрых дел ведь как известно фея волшебного леса приносит подарки только тем, кто творит добро.
Маленькие зайчата на замёрзшей глади лесной речки писали сколько добрых дел они совершили. Но потом отвлеклись и стали писать просто цифры, примеры и решать разные интересные задачки.
Присоединился к ним и наш герой. Пойдём за ним?
Упражнение «логические задачки на молоке
Педагог-психолог читает задачку, или вопрос, а ребята на молоке с помощью ватных палочек и разведённого заранее в палитре пищевого красителя пишут число ответа.
ВОПРОСЫ:
- Сколько хвостов у трёх собак?
- У бабушки Даши внук Паша, кот Пушок, собака Дружок. Сколько у бабушки внуков? (один внук Паша)
- Батон разрезали на три части. Сколько сделали разрезов? (Два разреза).
Сколько ушей у двух ребят вместе? (4 уха)
Рефлексия по сказке
- Понравилась ли вам сказка? Как вы думаете ребята всякий ли поступок можно отнести именно к «добрым делам».
Есть много вещей которые люди делаю из вежливости и просто потому что так принято поступать воспитанным людям. Например, поделиться тем, чего у тебя и так много, а вот поделиться тем чего у тебя мало и может быть в ущерб себе – это уже добрый поступок, он стоил определённой жертвы с нашей стороны.
- Сегодня мы много чего считали, а как вы думаете нужно ли на самом деле считать сколько ты совершил добрых дел или хороших поступков? Нужно ли их совершать определённое количество раз или их можно делать сколько угодно?
В мире многие вещи можно сосчитать, но добрые дела, это то, что не поддаётся счёту, потому что добрым делам не должно быть предела.
Прощание
«Горка ладошек»
- Кто был самым скромным, не перебивал остальных, слушал до конца? Внимательным? Кого ты можешь похвалить?
На память раздать сердечки камушки – которые можно подарить самым близким, дорогим людям.
|