Департамент образования Администрации города Тюмени Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка — детский сад № 158 города Тюмени (МАДОУ д/с № 158 города Тюмени)
Педагог-психолог Батищева Е.Я. Король. Е.Н. Тюмень, 2020
«Сколько раз нужно делать добрые дела?»
Цель:
Развитие логического, аналитического, творческого, вариативного мышления у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
- Закрепление навыков порядкового, обратного счёта
- Закрепление понятий больше, меньше
- Закрепление умений складывать и вычитать в уме
- Развитие пространственного восприятия, зрительного и слухового восприятия
- Развитие кинестетического воображения, активного, воссоздающего воображения
- Развитие нравственных качеств детей.
Оборудование:
- мольберт, ватман, карандаши, фломастеры
- кубик Блума, карты Проппа
- резинка, цветные ленты
- карточки различных частей тела
- деревянные палочки
- музыкальное сопровождение упражнений, презентация с изображением животных
- 3 стола
- ложки по числу детей
- подносы 4-5 шт
- одноразовые тарелки 18 шт., ватные палочки
- молоко, пищевой краситель разных цветов
- небольшой надувной бассейн
Приветствие.
Цель: Развитие доверительного стиля общения, создание позитивных эмоциональных установок на доверительное общение.
Педагог-психолог:
- Здравствуйте ребята! Мы очень рады вас видеть. Поздоровайтесь друг с другом глазами, попробуйте улыбнуться друг другу только взглядом, подарите друг другу широкую улыбку.
Затем, дети по очереди приветствуют друг друга, передавая колокольчик, пропевают имя соседа.
Муз. руководитель: Ребята, давайте поприветствуем друг друга по имени т. д (дети по очереди приветствуют друг друга, передавая колокольчик, пропевают имя соседа).
Интеллектуальная разминка «числовой парашют»
Педагог-психолог:
- Сейчас у нас интеллектуальная разминка.
Давайте встанем в большой дружный круг. Сейчас я буду задавать вам вопросы, а ответ вы не проговариваете, а катите мяч на цифру ответа.
- Сколько дней в неделе?
- Сколько месяцев в году?
- Сколько цветов радуги?
- Какой по счёту сегодня день недели?
- Какое по счёту сейчас время года?
- Сколько лет тебе будет через два года?
- Сколько букв в твоём имени?
- Сколько времён года?
- Ребята, а какое у нас сейчас время года? Давайте побеседуем о весне, и поможет нам в этом чудо-куб.
1. Ассоциация. — Какие у вас ассоциации с весной. Сравни. – Сравните весну и зиму. Назовите 2 отличия между ними.
Муз. Руководитель
На этой неделе вы в группе говорили о воде. В разно время года вода бывает в разных состояниях, в каких? Назовите 4 (снег, лёд, дождь, туман)
Весной снежинки тают и превращаются во множество капелек. И эти капельки могут путешествовать. Сейчас я включу вам разные мелодии и ваша задача отгадать куда наша капелька отправилась путешествовать.
- Кран
- Ручей
- Море
- Капель (Ребята, посчитайте сколько капелек упало, поставьте ладошку и сосчитайте сколько капелек упало)
Весна- энергичное время года, весной все просыпается и это состояние можно показать в музыке Послушайте сколько звучит инструментов?
Логоритмическая игра «Сказочные приключения»
- Сегодня мы отправимся в сказочное приключение. И попробуем сами побыть в роли сказочников. Готовы?
Если сказка в дверь стучится,
Ты скорей ее впусти, потому что сказка – птица:
Чуть вспугнёшь
– и не найти.
Ты за нею на порог, а её и нет…
Мы в сказку пойдем необычным путем,
Там дорога вверх поднимается,
Вниз опускается,
Шагает вперед,
А потом возвращается.
А чтобы нам было еще интересней,
Давайте повертимся быстро на месте.
И снова пойдем необычным путем,
Где дорога вверх поднимается,
Вниз опускается,
Шагает вперед,
А потом... обрывается.
Игра «сравни предметы»
Сейчас мы будем проходить мимо различных предметов. Если названный предмет больше предыдущего вы встаёте на носочки, поднимаете руки вверх, если меньше – приседаете.
Варианты слов: слон – футбольный мяч; 10 этажный и 9 этажный дом, лужа глубиной 9 метров и лужа 8 метров.
Игра «кочки»
- Замечательно. Дальше шагаем. А впереди посмотрите необычные кочки.
Чтобы на их аккуратно пройти и не упасть в болото слушайте внимательно, на какую руку или ногу вам нужно опираться.
Педагог по очереди называет левая рука — правая нога, правая нога – правая рука, обе ноги, и т.д.
Дальше идти по дорожке нельзя,
Встанем на левую ножку, друзья.
Скачу по дорожке
На одной ножке,
В старом лопаточке,
По пенькам, по кочкам,
По холмам, по горам!
А теперь на правой ножке:
Скачу по дорожке
На левой ножке,
В старом лопаточке,
По пенькам, по кочкам,
По холмам, по горам!
Надоело ножкам скакать,
Стали ножки отдыхать:
Шли мы шли, к дубу-дереву пришли.
И присели под ним отдохнуть,
Немного вздремнуть.
Только глаза закрыли, как вдруг
Шух-шах, шум в ушах,
Кто-то шуршит, шелестит (муз. Руководитель Е.Н. изображает героя)
Да это же герой нашей сказки!
Упражнение коллективное конструирование «Несуществующее животное»
Арт-техника моделирование из готовых образов. (Art-convert)
Цель: развитие воображения, творческой спонтанности детей, сплочение, развитие навыков взаимодействия.
- Сегодня раз мы в роли сказочников, то мы и решаем, как будет выглядеть наш герой.
Создавать нашего героя будут все ребята, но по очереди.
- Как зовут нашего героя? Сколько ему лет? Какой он по характеру? Где живёт? С кем дружит?
Упражнение «создание волшебного предмета» (работа с картами Проппа)
- У всех героев в сказке есть помощники, это их друзья, а также волшебные предметы, которые приходят на выручку в трудную минуту. Давайте сейчас пофантазируем и создадим вместе чудесный предмет для нашего героя.
- Появился наш герой на свет и сразу задумался, как же ему жить поживать? Что такое доброта? И сколько добрых дел нужно делать? И отправился наш герой за ответами к лесным жителям.
Шёл наш герой по лесу и увидел лисёнка. Подошёл наш герой к лисёнку, а лисёнок, хитро сощурив глазки, говорил: «в этом году я сделал пять добрых дел, два больших и три маленьких добрых дела – значит, мне полагается пять подарков два больших и три маленьких.» Задумался наш герой, удивился.
Пошёл дальше по лесу путешествовать, сильно озадаченный.
Затем наш герой увидел бельчонка, он весь год усердно готовился к наступающим морозом поэтому ему было совсем не до добрых дел. Он рассуждал так: «какие тут могут быть добрые дела для других, когда у самого ещё не все запасы собраны на зиму!» Бельчонок очень любил точный счет, поэтому математика в лесной школе была его любимым предметом. Вот и сейчас он с удовольствием считал, прибавлял и отнимал свои любимые орехи. Давайте к нему присоедимся.
Упражнение «считаем хлопки».
Цель: развитие произвольного внимания, слухового восприятия, координации.
- Педагог-психолог хлопает в ладоши, дети внимательно слушают и повторяют по очереди число хлопков.
- Педагог-психолог хлопает в ладоши определённое число раз, дети топают это же число.
- Педагог-психолог хлопает в ладоши определённое число раз, дети топают это число на одно число меньше.
- Педагог-психолог хлопает в ладоши определённое число раз, дети топают это число на одно число больше.
Устал бельчонок просто так считать, захотелось ему считать с музыкой, позвал он своих друзей и все вместе они пустились в весёлый пляс.
Муз. руководитель:
Упражнение «изобрази цифру».
Цель: развитие кинестетического воображения, творческого самовыражения и спонтанности детей.
(1 вариант)
Педагог показывает карточки с различными частями тела (например, левая рука, правое колено и просит нарисовать в воздухе то число которое он называет.
(2 вариант)
Ребятам предлагается «протанцевать» цифру, то есть придумать танцевальное движение и протанцевать его определённое число раз.
Пошёл дальше по волшебному лесу наш герой, а навстречу ему медвежонок, идёт сердиться, мама печенье дала, сказала всех в лесу угостить, а он никак разделить его не может. Вдобавок не все в лесу квадратное печенье любят, кому-то прямоугольное нравиться, кому-то треугольное, а некоторые вообще только, видите ли, в виде ромба печенье едят.
Педагог-психолог:
Упражнение «изобрази фигуру»
- Чтобы помочь медвежонку правильно разделить, нам нужно действовать слаженно и дружно.
На экране появляются различные фигуры. Ваша задача с помощью ленты, держась за неё всем вместе, изобразить эту фигуру.
Упражнение (модификация методики квадраты Никитина) «делим печенье»
Цель: развитие пространственного воображения, логического мышления, математических и творческих способностей детей дошкольного возраста
Медвежонок делил печенье и так, и эдак, да только ничего у него не получается. Тут наш герой вызвался ему помочь.
Материал: цветные ленты, резиночки.
С помощью резинки дети
- Квадратным печеньем медвежонок угостил барсучка. Какой я молодец, довольный собой, подумал медвежонок, надо же какой большое дело сделал, угостил целой печенькой соседа. Надо записать, что один подарок я себе за это заработал, сказал медвежонок.
1. Лисёнок любил треугольное печенье.
Не разбирая квадрата, с помощью одной палочки разделите его на два треугольника; положите ещё одну палочку так, чтобы внутри квадрата получилось 3 треугольника. Попробуйте сделать 3 треугольника внутри квадрата 2 разными способами.
Разделите квадрат с помощью 2 палочек на 4 треугольника.
2. Бельчонок любит особенное печенье в виде ромба, но у медвежонка в лапах только квадратное, как, же поступить с квадратом, не разбирая его полностью?
(Передвинуть квадрат так, чтобы он стал похож на ромб).
Вот и подошло к концу путешествие нашего героя. Он увидел в лесу разных животных и каждый говорил разные советы. Так как же быть нашему герою? Кого слушать? Сколько нужно делать добрых дел?
Рефлексия по сказке
- Понравилась ли вам сказка? Сколько нужно делать добрых дел?
Нужно ли считать свои добрые дела? А помнить добрые дела, которые вам сделали другие?
(Кубик Блума)
Опишите, расскажите – о своём добрый поступок на этой неделе. Поделитесь. Какой добрый поступок по отношению к вам делали ваши друзья, близкие.
Заполнение рефлексивной таблицы
Дети по очереди подбирают карточки, соответствующие их настроению, ощущениям по каждой колонке (1. своё настроение; 2. отношение к товарищам, дружба; 3. отношение к своим знаниям, ответам на занятии) рефлексивной таблицы. Затем, по кругу каждый ребёнок комментирует свой выбор.
Прощание
Упражнение «горка ладошек»
- Кто был самым скромным, не перебивал остальных, слушал до конца? Внимательным? Кого ты можешь похвалить?
В конце занятия дети получают в качестве сюрпризного момента сердечки камушки, – которые можно подарить самым близким, дорогим людям.
|