Выполнили:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Росинка» 2020 г, Черногорск.
Тип проекта: исследовательско – творческий, краткосрочный.
Участники проекта: дети средней группы, воспитатели, родители.
Актуальность
Родителей и педагогов всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребёнка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе. Один из показателей интеллектуальной готовности ребёнка к школьному обучению — уровень развития математических и коммуникативных способностей. Для более эффективного внедрения математики в сознание ребенка, изучение её должно начинаться, безусловно, в детском саду. В этом возрасте мозг ребёнка улавливает всё до мелочей, и если порой малыш не всё понимает, это не страшно, всё равно какая-то часть учебного процесса закладывается у него в памяти, мозг начинает привыкать к новым данным. Постепенно, после повторений, ребёнок с легкостью уже будет различать и геометрические фигуры, и цифры, научиться прибавлять и вычитать.
Очень важно в этом плане иметь правильный подход, а именно заинтересовать ребенка методом игр и подсказок, иначе строгие занятия быстро станут малышу скучным проведением времени, и он не захочет больше к этому возвращаться.
Актуальность данного вопроса натолкнула на мысль создать совместно с родителями проект по овладению детьми среднего дошкольного возраста — умению логически мыслить, анализировать, развивать память, внимание и самое главное правильно выражать свои мысли вслух.
С помощью дидактических игр и заданий на смекалку, сообразительность, задач-шуток мы уточняем и закрепляем представления детей о числах, об отношениях между ними, о геометрических фигурах, временных и пространственных отношениях. Игровые ситуации с элементами соревнований, чтение отрывков художественной литературы мотивируют детей и направляют их мыслительную активность на поиск способов решения поставленных задач.
Используя занимательную математику, мы ставим дошкольников в условия поиска, пробуждаем интерес к победе, следовательно, дети стремятся быть быстрыми, находчивыми.
Я считаю что, обучение детей математике в дошкольном возрасте способствует формированию и совершенствованию интеллектуальных способностей: логике мысли, рассуждений и действий, гибкости мыслительного процесса, смекалки и сообразительности, развитию творческого мышления.
Постановка проблемы.
На занятиях по формированию элементарных математических представлений у многих детей быстро терялся интерес к математике, существовали затруднения с мышлением, вниманием.
Чтобы повысить уровень математического развития, активность детей, развить у них интерес к математике, мы решили использовать занимательный материал: головоломки, лабиринты, дидактические игры, листы с заданиями для самостоятельного выполнения, различные мультимедийные презентации.
С этой целью привлекли родителей для изготовления дидактических пособий к занятиям.
Цель проекта
Способствовать созданию педагогических условий для развития математических представлений, любознательности у детей среднего возраста, познавательной активности через занимательный развивающий материал подготовленный вместе с родителями воспитанников.
Задачи
- Создать условия для усвоения дошкольниками математических представлений, обеспечить успешное развитие способностей и мышления детей.
- Содействовать развитию умения считать в пределах 10, правильно пользоваться порядковыми и количественными числительными.
- Способствовать закреплению умения узнавать и называть геометрические фигуры.
- Содействовать развитию мыслительных операций: логического мышления, смекалки, зрительной памяти, воображения, умения сравнивать и анализировать.
- Способствовать развитию интереса к играм, требующим умственного напряжения, интеллектуального усилия.
- Способствовать воспитанию самостоятельности, умения понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.
- Побуждать родителей к участию в реализации проекта, к занятиям по формированию математических представлений с детьми дома.
Предполагаемые результаты
- Повышение уровня математических представлений у детей среднего дошкольного возраста.
- Дети проявляют интерес к занимательным играм по математике.
- Дети самостоятельно находят способы решения познавательных задач, стремятся к достижению поставленной цели, преодолевают трудности,
умеют переносить усвоенный опыт в новые ситуации.
4. Родители активно участвуют в подборе занимательного материала к занятиям, в изготовлении дидактических пособий.
5. Осознание родителями важности формирования элементарных математических представлений у детей, расширение знаний родителей о игровых формах и методах в обучении.
Подготовительный этап
Определение темы проекта.
Постановка цели и задач проекта.
Составление плана основного этапа проекта.
Подбор методической, художественной литературы по теме проекта.
Подбор дидактических, подвижных игр, физкультминуток по теме проекта.
Изготовление развивающих игр по математике.
Привлечение родителей к совместной работе над проектом:
творческое задание: подобрать математические загадки, задачки, ребусы и красочно оформить этот материал; помощь родителей в изготовлении
дидактических игр по ФЭМП.
Оформление папки – передвижки «Математика для дошкольников».
Консультация для родителей «Как организовать игры детей дома с использованием занимательного материала»
Основной этап
Чтение сказок и стихов с элементами счета: «Три поросенка», «Семеро козлят», «Белоснежка и семь гномов», «Цветик – семицветик», «Три медведя».
Просмотр компьютерной презентации «Паровозик Чух – Чух учит цифры», «Паровозик Чух – Чух учит фигуры».
Раскрашивание математических раскрасок (по номерам, рисование цифр, раскрашивание цифр.
Конструирование: «Ракета» из кубиков.
Работа со счетными палочками.
Дидактические игры с математическим содержанием: «Поезд из кубиков», «Что изменилось?», «Покажи столько же», «Жуки», «Вазы с цветами», «Шишки и желуди», «Построй дорожку», «Лото «Круг»», «Собери вместе», «Геометрическое лото», «Четвертый лишний», «Наведи порядок», «Посчитай тигрят», «Счет пальцами», «На что похожа цифра», «Ступеньки», «Сравни величины», «Разноцветные квадраты», «Юный геометрик», «Веселые рыбки», «Яблоневый сад», «Цветочная поляна».
Отгадывание загадок, занимательных вопросов, шуточных задачек, головоломок.
Подвижные игры: «Найди себе пару», «Математическая дорожка», «Математический ёжик», «Математическое одеяло».
Пальчиковые гимнастики.
Физкультминутки: «Один — два», «Угадай сколько», «Назови три предмета»,
«Большие и маленькие», «Зарядка».
Заключение
Проект реализован.
В ходе работы над проектом родители воспитанников стали активными и непосредственными участниками творческого процесса, который перерос в тесное содружество. Проект позволил им реализовать свои способности и таланты, обогатить знания и умения в воспитании детей новым опытом семейного воспитания. У детей появилась потребность в систематической мыслительной деятельности, и умение самостоятельно творить, переживая радость. Каждый ребёнок вышел на свой более высокий уровень развития.
Проект по развитию математических представлений в средней группе.
Для развития и совершенствования познавательных, умственных и творческих способностей детей очень действенным методом является дидактическая игра. Ребята с большим интересом выполняли задания в различных дидактических играх.
Дидактическая игра «Покажи столько же»
Дидактическая игра «Построй дорожку»
Дидактическая игра «Найди фигуру»
Для закрепления цифр и фигур мы предложили ребятам раскрасить паровозик состоящий из фигур, где каждый цвет был обозначен своей цифрой, детки увлеченно выполняли эту работу.
После работы с раздаточным материалом, мы просматривали презентации «Паровозик Чух – Чух учит цифры», «Паровозик Чух – Чух учит фигуры» используя мультимедийные ресурсы.
Мы постарались привлечь родителей к нашему проекту. Все родители с удовольствием откликнулись и дома вместе с детьми выполняли различные задания.
Наша Ульяна Сальмонович очень увлекается тиграми, и она как то спрашивала у мамы, сколько же полосок у тигра? И вот у мамы появилась идея как заинтересовать Улю изучать цифры. Она придумала различные задания и вместе с ней постепенно их выполняли.
Учились считать с помощью коллекции тигров.
Пересчитывали каждую полосочку.
В заключении они раскрашивали тигра красками и Уля самостоятельно пересчитала полосочки которые нарисовала.
Ульяна решила всем ребятам в группе рассказать и показать, как они с мамой считали полосочки у тигра, для этого она принесла в детский сад раскраски с изображением тигров, все ребята с большим удовольствием раскрашивали и слушали Ульянин рассказ.
Миша Козин вместе с мамой изучал дома геометрические фигуры с помощью деревянных вкладышей. Учился выкладывать то количество цветных полосочек на доске, которое было изображено на кубиках.
Мама Насти Коновальчук предоставила ей возможность сконструировать из палочек различные фигуры которые они изучали и Настя отлично справилась с заданием.
Заключили мы свой проект изготовлением различного дидактического материала вместе с родителями, для дальнейших игр в группе.
|