Разработала: Михаева С.Б. Реутов, 2019 Муниципальное автономное дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида № 8
«Планета детства»
Математическое развитие детей 4-5 лет жизни осуществляется в основном под влиянием целенаправленного обучения на коллективных занятиях по математике. Параллельно с этой работой проводится работа с детьми в повседневной жизни и на других занятиях.
Скачать конспект
В этой возрастной группе формируются достаточно определенные знания о форме предметов и геометрических фигурах как эталонах формы. Дети учатся различать шар, куб, квадрат, круг, треугольник, пользуясь приемами обследования этих фигур с помощью тактильно-двигательного и зрительного анализаторов. Кроме того, на занятиях по конструированию они знакомятся с некоторыми элементами строительного материала: кубиками, кирпичиками, пластинами, призмами, брусками.
Разглядывают и сравнивают шар и куб, находят общее и разное в этих предметах (фигурах). Обращаясь с вопросом к детям, воспитатель привлекает их внимание к особенностям фигур: «Что это? Какого цвета шары? Какой из них меньше?»
Цель: развитие памяти, логического мышления на основе установления причинно — следственных связей методом сравнения и анализа групп предметов.
Задачи:
Образовательные
- Закреплять представления о геометрических фигурах: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, о понятии «четырехугольники».
- Повторить счет до 4, называть числительные по порядку.
- Закреплять умение детей отвечать на вопрос: «Который по счету?»
- Закрепить умения определять равенство и неравенство двух групп предметов по количеству, уравнивать неравные группы.
Развивающие
- Находить и называть в окружении предметы квадратной, прямоугольной, треугольной, круглой, овальной формы.
- Закреплять умение обследовать предмет, выделяя его характерные признаки.
- Развивать слуховое восприятие.
Воспитательные
Воспитывать коммуникабельность.
Тип занятия: фронтальное.
Форма занятия: наглядный, словесный, практический, игровой
Продолжительность: 25 минут.
Участники: дети и воспитатели.
Возраст обучающихся: 4-5 лет.
Предварительная работа. Проведение бесед о формах и фигурах, дидактические игры, чтение стихов, отгадывание ребусов.
Материалы и оборудование:
- мультимедийная презентация «Геометрические фигуры»;
- геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал; изображение предметов, похожих на геометрические фигуры;
- мягкая игрушка — Мышонок, конверт с заданиями, металлофон, мешочек для игры.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в гости пришел Мышонок. Сегодня он грустный, он не может справиться с заданиями. Давайте ему поможем. А вот и первое задание «Отгадай загадку» (слайд 2)
Он давно знакомый мой,
Каждый угол в нём прямой,
Все четыре стороны
Одинаковой длины.
Вам его представить рад
Как зовут его? (Квадрат)
Дети отвечают, на экране появляется квадрат.
И чему же это рад (Слайд 3)
Нарисованный квадрат?
Рад, что у него равны
Все четыре стороны!
На экране поочерёдно появляются квадраты разного цвета и размера. Воспитатель:
- Кто подскажет мышонку какого цвета квадраты? (Дети отвечают).
- Скажите ребята, квадраты одинакового размера или нет?
- Сколько треугольниковквадратов на слайде, давайте посчитаем!
- А кто назовёт квадраты от маленького до большого по цвету? (Дети отвечают на вопросы).
Воспитатель: Дети, найдите в группе предметы, похожие на квадрат (окно, стул, коробка для игрушек, книжка- малышка, доска и т.д.)
Молодцы! А теперь посмотрим на экран и назовем предметы похожие на квадрат. (Слайд 4)
Второе задание «Отгадаем загадку» (слайд 5)
Три вершины тут видны,
Три угла, три стороны,
Ну, пожалуй, и довольно! –
Что ты видишь? (Треугольник)
Дети отвечают, на экране появляется треугольник.
Слайд 6
Три мои стороны, могут разной быть длины.
Где стороны встречаются — угол получается.
Что же вышло посмотри! Ведь углов тоже три.
Вы подумайте друзья и скажите кто же я? (треугольник)
На экране поочерёдно появляются треугольники разного цвета и размера.
Воспитатель:
- Кто подскажет мышонку какого цвета треугольники? (Дети отвечают).
- Скажите ребята, треугольники одинакового размера или нет?
- Сколько треугольников на слайде, давайте посчитаем!
- Кто поможет мышонку расставить треугольники от большого до маленького по цвету? (Дети отвечают на вопросы).
Воспитатель: Дети, найдите в группе предметы, похожие на треугольник (крыша кукольного домика, колпак куклы, пирамидки, горы)
Молодцы! А теперь посмотрим на экран и назовем предметы похожие на треугольник. (Слайд 7)
Физкультминутка: (Воспитатель поочерёдно показывает геометрические фигуры, дети выполняют движения):
Треугольник — прошагай,
Квадрат — приседай,
Ну, а если круг — дружок,
Выполняй скорей прыжок. (под музыку).
Воспитатель: Ой, ребята, а после зарядки мышонок наш совсем растерялся, ему нужно помочь.
Третье задание «Отгадаем загадку» (слайд 8)
Нет углов у меня и похож на блюдце я,
Не медаль, не блинок,
Не осиновый листок
Вы подумайте друзья
И скажите Кто же я? (Круг)
Дети отвечают, на экране появляется круг.
Слайд 9
Эта форма у клубка,
У планеты, колобка,
Но сожми ее немножко,
И получится лепёшка.
На экране поочерёдно появляются круги разного цвета и размера.
Воспитатель:
- Кто подскажет мышонку какого цвета круги? (Дети отвечают).
- Скажите ребята, треугольникикруги одинакового размера или нет?
- Сколько кругов на слайде, давайте посчитаем!
- Кто поможет мышонку найти круги одинакового размера по цвету? (Дети отвечают на вопросы).
Воспитатель: Дети, найдите в группе предметы, похожие на круг (часы, колесо, тарелка, мяч).
Молодцы! А теперь посмотрим на экран и назовем предметы похожие на круг. (Слайд 10)
Четвёртое задание «Отгадаем загадку» (слайд 11)
Что сейчас увидим мы?
Все углы мои прямы,
Есть четыре стороны,
Но не все они равны
Я – четырехугольник! Какой? (Прямоугольник)
Дети отвечают, на экране появляется прямоугольник.
Слайд 12
На экране поочерёдно появляются прямоугольники разного цвета и размера.
Воспитатель:
- Кто подскажет мышонку какого цвета прямоугольники? (Дети отвечают).
- Скажите ребята, прямоугольники одинакового размера или нет?
- Сколько прямоугольников на слайде, давайте посчитаем!
- Помогите мышонку назвать прямоугольники по размеру от маленького до большого по цвету? (Дети отвечают на вопросы).
Воспитатель: Дети, найдите в группе предметы, похожие на прямоугольник (столы, фрамуга, ковер, полки, альбом, двери и т. д.).
Молодцы! А теперь посмотрим на экран и назовем предметы похожие на круг. (Слайд 13)
Воспитатель: Молодцы! Устали? Отдохнем?!
Руки требуют заботы, (руки вытягивают перед собой)
Ведь у них полно заботы:
Трудно целый день писать, (сжимают и разжимают кулачки)
И лепить, и рисовать (хлопать в ладоши).
Потянулись вверх, потом (поднимают руки вверх)
Руки шире разведем (разводят руки в стороны)
Вот и все. Конец зарядке.
Сели вновь за стол, ребятки.
Пятое задание «Отгадаем загадку» (слайд 14)
Если б взял я, дети, круг,
С двух сторон немного сжал,
Отвечайте, дети, дружно –
Получился бы... (Овал)
Дети отвечают, на экране появляется овал.
Слайд 15
На экране поочерёдно появляются овалы разного цвета и размера.
Воспитатель:
- Кто подскажет мышонку какого цвета овалы? (Дети отвечают).
- Скажите ребята, овалы одинакового размера или нет?
- Сколько овалов на слайде, давайте посчитаем!
- Помогите мышонку назвать овалы по размеру от большого до большого по цвету? (Дети отвечают на вопросы).
Воспитатель: Дети, найдите в группе предметы, похожие на овал (зеркало в парикмахерской, поднос, расческа, лицо, шар и т.д.).
Молодцы! А теперь посмотрим на экран и назовем предметы похожие на овал. (Слайд 16)
Молодцы ребята, вы хорошо знаете геометрические фигуры. А теперь давайте поиграем в игру, которая называется «Смотри внимательно», посмотрим на экран и поможем мышонку определить из каких геометрических фигур составлены рисунки
А теперь давайте поиграем в игру, которая называется «Угадай, какая фигура спряталась» (Воспитатель подходит к каждому ребенку с мешочком, в котором лежат плоские фигуры: треугольник, круг, треугольник, квадрат, овал. Ребята с закрытыми глазами вытягивают с мешочка геометрическую фигуру и называют ее).
Рефлексия
Ребята, мы помогли Мышонку выполнить все задания. Скажите, а какие задания, игры были у Мышонка? (ответы детей). свой выбор.
Ребята, расскажите, что нового вы сегодня узнали на нашем занятии? С какой новой цифрой мы сегодня познакомились? (цифра 4).
Список использованных источников:
- Ефанова З. А. «Познание предметного мира. Комплексные занятия. Средняя группа». / З.А. Ефанова. – Учитель, 2016.
- Финогенова Н. В. Математика в движении. Планирование, оздоровительно-развивающие занятия, подвижно-дидактические игры. Средняя группа. / Н. В. Финогенова, М. Ю. Рыбина, Е. В. Ремизенко. — ИП Гринин Л. Е., Учитель, 2014.
- Шевелев К.В. Занимательная математика. Рабочая тетрадь для дошкольников 4-5лет. / К.В. Шевелев. — М.: /Издательство «Ювента», 2013. — 40 с.: ил.
|