МБДОУ «Детский сад п. Каратайка» Вокуева Галина Юрьевна воспитатель п. Каратайка
Занятие рассчитано на детей старшего дошкольного возраста.
«Живи с другом так, чтобы твои друзья не стали недругами, а недруги стали друзьями» Пифагор
Толерантность во все времена считалась человеческой добродетелью. Она подразумевала терпимость к различиям среди людей, умение жить, не мешая другим, не нарушая прав и свобод других людей.
Современное понимание толерантности позволяет рассматривать ее в качестве важнейшего нравственного принципа взаимоотношения людей. Дошкольному образованию и воспитанию, как начальному этапу в нравственном развитии ребенка должна быть отведена особая роль в решении задач формирования толерантности.
Старший дошкольный возраст сенситивен для развития личности ребенка, когда активно формируются личностные механизмы поведения, самосознание в форме адекватной оценки собственных личностных качеств, идет усвоение норм и форм поведения через становление внутренней саморегуляции поступков. Дошкольный возраст – это период, когда ребенок делает «первые шаги» на пути постижения мира. На этом возрастном этапе он достаточно быстро накапливает как эмоциональный, так и интеллектуальный опыт взаимодействия с миром. Чувственное восприятие форм культуры в детстве проникает во внутреннюю жизнь ребенка, в его внутренний мир, и оно работает на протяжении всей жизни человека, формируя познавательные и духовные потребности, нравственные понятия.
Данное занятие ставит перед собой следующую цель: формирование информационной компетентности и толерантности детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с национальной культурой северной народности ненцы.
Предлагаю Вам, уважаемые коллеги, занятие для детей старшего дошкольного возраста «Мы дети планеты Земля».
цель: формирование информационной компетентности и толерантности детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с национальной культурой северной народности ненцы.
задачи: способствовать развитию у детей понимания и принятия общечеловеческих, национальных ценностей, развитию гуманных чувств; формировать положительный опыт общения в многонациональной социальной среде, основы национального самосознания; воспитывать интерес к национальной культуре своего и других народов, воспитывать уважение и принятие иных культур.
Необходимое оборудование: мультимедийный проектор, набор иллюстраций по теме, контуры для раскрашивания (национальные костюмы), цветные карандаши.
Ход занятия.
Ход беседы сопровождается показом соответствующих иллюстраций.
Воспитатель показывает детям глобус.
- Ребята, кто знает, что это такое? (Ответы детей.) А что такое глобус? (Предположение детей.)
Глобус – это изображение нашей планеты Земля. На глобусе показаны океаны и горы, моря и реки, равнины и озера. А еще на глобусе могут быть показаны разные страны.
На нашей планете очень много стран. У каждой страны есть свой флаг, герб и гимн. У каждой страны есть свой главный город. Как называется главный город страны? (Столица.) Знаете ли вы, как называется столица нашей страны? (Москва.) А как называется наша страна? (Россия.)
Мы живем в России. Кто сможет показать ее на глобусе?
Наша страна очень большая. На территории России проживает более 100 различных народов – больших и малых. Они все имеют свои обычаи, традиции и разговаривают на своем языке. У каждого народа свои песни, танцы, игры, костюмы, национальные блюда. Права народов, проживающих на территории России, защищены Конституцией Российской Федерации – это самый главный закон нашей страны. Все народы имеют право сохранять свой родной язык, древние традиции и народную культуру. На каком языке разговариваем мы с вами? (На русском языке.)
В нашей стране люди разных национальностей, зная свой родной язык, как правило, изучают и русский. Это нужно для того, чтобы все народы, проживающие в России, понимали друг друга.
Каждый гражданин Российской Федерации должен с уважением относиться к культуре и традициям других народов.
В нашей стране люди разных национальностей живут рядом, помогают в беде, радуются победам, стремятся всегда жить в мире и согласии.
Россия – это наша с вами большая Родина. Но у каждого человека есть еще и своя – малая Родина. Это – то место, где он родился и вырос. Как называется наша малая Родина? (Ответы детей.) Даже в нашем небольшом поселке живет много людей разной национальностей: русские, белорусы, украинцы, татары, ненцы, коми.
Мы с вами поговорим, сегодня о традициях и культуре северного народа – ненцы.
Физминутка.
Ненцы — это народ в Российской Федерации, коренное население Ненецкого автономного округа (7, 7 тыс. чел.). Раньше ненцев называли самоеды и юраки.
У всех людей есть свой дом, где можно укрыться от дождя и снега, согреться. Дома строят из дерева, из камней, из глины, из веток, из бетона и стекла и даже из снега. Кто может сказать, из чего строят свой дом ненцы? (Предположение детей.) Оленеводы собирают свои дома из оленьих шкур. Как называется этот дом? (Предположение детей.) Это небольшой, но уютный дом называется чум. В чуме живет дружная семья. Что такое семья? (Ответы детей.) И у вас есть семья. Семья – это вы и ваши родители, сестры, братья, бабушки, дедушки. Чем занимаются ваши мама и папа? (Ответы детей.)
Основным занятием ненцев является оленеводство. Трудолюбивый северный народ пасет огромные стада оленей. Папа – пасет стадо, мама хлопочет по хозяйству: готовит еду, шьет одежду.
У каждого народа есть свой традиционный костюм. Это не просто нарядная одежда, которая одевается по национальным праздникам. Образ костюма складывается исторически и передается из поколения в поколение. На то как выглядит национальный костюм влияет и климат, и география места обитания народа, и национальные цвета и символы, и даже возраст и семейное положение того кто носит этот костюм. Национальные костюмы отражают культуру народа и делают каждый народ уникальным.
Что одеваем мы с вами зимой? (Ответы детей.) Ненцы по традиции носят одежду, сшитую из оленьих шкур. Даже обувь шьют из шкур. Верхняя одежда называется мужская – малица, женская паница, обувь – пимы. Олень одевает и кормит семью оленеводов.
Во всем мире люди любят съесть что-нибудь вкусненькое и придумывают новые рецепты. Но не забывают и свои национальные, традиционные блюда. В ненецком чуме вас угостят шаньгами (блины с добавлением крови оленя), жаркое из мяса оленя и строганину (замороженное тонко нарезанное мясо).
Я знаю, что вы очень любите играть. Назовите свои любимые игры и игрушки? (Ответы детей.) Как вы думаете, дети оленеводов любят играть? (Ответы детей.) Конечно, любят, потому, что они точно такие же как и вы: любят бегать, прыгать, а иногда и пошалить. У них тоже есть любимые игрушки. Кроме обыкновенных – которые можно купить в магазине, у ненецких детей есть свои традиционные игрушки. Как необычны сами игрушки, так необычны и их названия: жужжалка, игрушка «дедушка», «оленьи рога», шарик (погремушка из засушенного зоба куропатки), ненецкая кукла, олешек, маленькие игрушечные сани и др. Все они сделаны из природных материалов, например: гусиных клювиков и косточек, оленьих копыт.
Так же как и вы, ненецкие дети любят петь и танцевать и, конечно же, слушать сказки. Сказки необычные и интересные: «Как медведь хвост потерял», «Медведь и заяц теваси», «Олешек и мышка», «Лиса, птица и ворон», «Кукушка» и еще много других.
В нашей стране живут дети разных национальностей. Как и вы, они любят играть и рисовать, петь и танцевать. Они по-разному одеваются, говорят на разных языках, у них разные песни и танцы. Но все дети, не только в России, но и на всей Земле любят свой дом и свою семью и хотят жить весело, радостно и мирно.
И все мы вместе – жители и хозяева одной на всех планеты земля.
Сегодня я приготовила для вас картинки с изображением национальных костюмов. Выберите себе одну и раскрасьте ее.
В случае нехватки времени занятия, предложить закончить работу в другое время.
Использованная литература:
- Соловьева Е.В. Дети планеты Земля. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2001.
- Симонова Е.В. Моя первая книга о России. – М.: РОСМЕН, 2008.
- Бармич М.Я. Малыш учится. – С-Пб.: ПРОСВЕЩЕНИЕ, 2000.
- Бармич М.Я. Картинный словарь ненецкого языка. – С-Пб.: ПРОСВЕЩЕНИЕ, 2002.
- Нарядная планета. Под. ред. Ю.А. Майоровой. – Минск: ГАЗЕТНЫЙ МИР, 2010.
- Дошкольное воспитание. – 1999. — №2, стр. 86.
|