МКДОУ «Детский сад «Сказка» Воспитатель Денисенко Алёна Витальевна с. Карымск
Актуальность проблемы полиэтнического воспитания детей дошкольного возраста приобрела особое значение в последнее десятилетие в связи с увеличением в дошкольных образовательных учреждениях детей разных национальностей. Это связано с миграцией людей из стран ближнего зарубежья. Хотя наша страна всегда была многонациональна и насчитывала более 15 тысяч этносов, но это исконно наше население. Сегодня же в группах воспитываются дети разных национальностей. Эти семьи получают гражданство, должны владеть русским языком и знать традиции русского народа, хотя и свои тоже не должны забывать.
Современные дошкольные учреждения характеризуются пестрым национально-языковым составом. Проблема воспитания подрастающего поколения в многонациональном детском социуме поднимается во многих исследованиях (М. И. Богомолова, Э.К. Суслова, Л.М. Захарова, С.Н. Султанова, Л.Г. Васильева и др.
И поэтому Федеральным государственным образовательным стандартом определены единые воспитательные процессы дошкольного образования, ориентированные на становление гражданина, любящего свой народ, свой край, свою родину, толерантно относятся к культуре, традициям и обычаям других народов. Толерантность, дружелюбие, уважение к людям разных национальностей не передаются по наследству, в каждом поколении их надо воспитывать вновь, и чем раньше начинается формирование этих качеств, тем большую устойчивость они приобретают.
Проблема поликультурного воспитания дошкольников в современных условиях развития поликультурного общества приобретает особую актуальность. В настоящее время, когда происходит интенсивный процесс гуманизации нашего многонационального общества, необычайно важное значение приобретают воспитание и образование подрастающего поколения на традициях национальной культуры, обычаев. В.В. Путин подчеркивает, что «взаимодействие разных культур является многовековой традицией нашей общественной и государственной жизни, а национальное многообразие народов России подлинным богатством страны. И потому мы полностью поддерживаем деятельность, направленную на утверждение культуры мира и толерантности как необходимых условий диалога цивилизаций».
Данная проблема широко освещена в психолого-педагогической литературе такими педагогами как Т.В. Антоновой, Р.А. Иванковой, Р.Л. Кричевским, Т.А. Репиной, А.А. Рояк.
Отметив актуальность проблемы, мы определили педагогическую идею проекта – создать комплект материалов по полиэтническому воспитанию детей старшего дошкольного возраста средствами фольклора народов России.
Предмет проектирования: структура и содержание комплекта материалов по полиэтническому воспитанию детей старшего дошкольного возраста средствами фольклора народов России.
Цель проекта: теоретически обосновать проблему полиэтнического воспитания детей старшего дошкольного возраста средствами фольклора народов России, составить и частично апробировать комплект материалов.
Задачи:
- Рассмотреть в психолого-педагогической и музыкальной литературе понятия: этнос, полиэтническое воспитание, фольклор, фольклор народов России.
- Определить возможности использования фольклора народов России как средства полиэтнического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
- Разработать структуру и содержание комплекта материалов по полиэтническому воспитанию детей старшего дошкольного возраста средствами фольклора народов России.
- Представить результаты апробации.
Тип проекта: методический.
Методы: теоретические – анализ методической, психологической и педагогической литературы, проектирование – планирование, конструирование комплекта материалов.
В квалификационных характеристиках проекта мы рассмотрели различные понятия:
Понятие «этнос» не является привычным в нашем повседневном обсуждении, чаще мы говорим о нациях, народностях, народах, о национальных отношениях, национальных проблемах.
Слово «этнос» является греческим по происхождению и обозначает «племя», «народ», «группа людей», «род». В современном научном языке отсутствует единое понимание сущности этноса. Различные ученые по-разному определяют те признаки, которые составляют понятие «этнос».
Полиэтническое воспитание – это комплексный разносторонний процесс социализации личности, основанный на преемственности культуры, традиций и норм.
Компонентами полиэтнического воспитания являются: культурное многообразие; самобытность регионов, диалог культур и т.д.
Ознакомление детей с народной культурой происходит во всех видах деятельности, затрагивает все образовательные области: «Социально — коммуникативное развитие», «Художественное — эстетическое», "Познавательное развитие" и др. Принцип интеграции образовательных областей позволяет организовать эту работу интересно, разнообразно, так, чтобы всё, что мы хотим донести до детей, было воспринято ими глубоко и надолго.
А традиции, это: множество представлений, обрядов, привычек и навыков практической и общественной деятельности, передаваемых из поколения в поколение, выступающих одним из регуляторов общественных отношений.
По сути, почти любой человек – полиэтничен, так как каждый из нас, как правило, не знает подробной истории своей семьи, дальше прадедушки.
Целью же полиэтнического воспитания детей должно быть привитие гармоничных, естественно-позитивных, осмысленно-гуманных без оглядки на этнос, отношений.
Из данной цели вытекает ряд конкретных задач полиэтнического воспитания:
- глубокое и всестороннее овладение детьми старшего дошкольного возраста культурой своего собственного народа
- формирование представлений о многообразии культур в мире и России, воспитание положительного отношения к культурным различиям, способствующим прогрессу человечества и служащим условиям для самореализации личности
- воспитание детей старшего дошкольного возраста в духе мира, терпимости, гуманного межнационального общения
- формирование у детей старшего дошкольного возраста чувства национального самосознания, достоинства, чести через развитие «исторической памяти», побуждение интереса к своей малой родине, истории своего народа
- формирование осознанных, позитивных ценностных ориентаций по отношению к собственной русской культуре, поликультурной по своей природе
-воспитание уважения к истории и культуре своего и иного народа.
Полиэтническое воспитание имеет немало общего с интернациональным, патриотическим воспитанием, на что обращают наше внимание такие учёные, как (Л. С. Выготский, А.В. Запорожец, Н.Н. Поддъяков и другие).
Одним из средств полиэтнического воспитания является обращение к фольклору народов России, который содержит представления о мире и способы отношения к нему, сложившиеся в культурно-историческом процессе и представленные в образной, метафоричной форме, доступной для восприятия дошкольников.
Термин «фольклор» (в переводе «народная мудрость») впервые ввел английский ученый У.Дж. Томс в 1846. Поначалу этот термин охватывал всю духовную (верования, танцы, музыка, резьба по дереву и прочее), а иногда и материальную (жилье, одежда) культуру народа.
Название это глубоко справедливо. В самом деле: в произведениях устного народного творчества воплотились народный опыт, традиции, мировоззрение, то есть действительно передана народная мудрость.
Фольклор – это коллективное и основанное на традициях творчество групп и индивидуумов, определяемое надеждами и чаяниями общества, являющееся адекватным выражением их культурной и социальной самобытности.
По мнению Б.Н. Путилова, существует пять основных вариантов значений понятия «фольклор»:
- фольклор как совокупность, многообразие форм традиционной культуры, то есть синоним понятия «традиционная культура»;
- фольклор как комплекс явлений традиционной духовной культуры, реализуемый в словах, идеях, представлениях, звучаниях, движениях. Помимо собственно художественного творчества охватывает и то, что можно назвать менталитетом, традиционными верованиями, народной философией жизни;
- фольклор как явления художественного творчества народа;
- фольклор как сфера словесного искусства, то есть область устного народного творчества;
- фольклор как явления и факты вербальной духовной культуры во всем их многообразии.
Наиболее узким, но и наиболее устойчивым из этих определений оказывается то, которое связывает его в основном с жанрами устного народного творчества, то есть с вербальным, словесным выражением. Это действительно наиболее развитая сфера фольклористики, внесшая огромный вклад в развитие науке о литературе – прямом потомке, «продолжателе» устного народного творчества, генетически с ним связанном.
Рассмотрев основные понятия, я наметила пути реализации проекта, который осуществляется на базе МКДОУ «Детский сад» «Сказка» Куйтунского района Иркутской области с.Карымск в старшей группе. Проанализировали список группы на наличие детей других национальностей. В нашей группе воспитываются в большей степени это русские дети. И поэтому было решено изучать фольклор народов России, но включать по возможности фольклор и игры народов других этносов. Мной был составлен тематический план, включения различных форм фольклора народов России в работу воспитателя в течение года. Учитывалось название тематики месяца и тематических недель. Различные формы фольклора народов России включались в режимные моменты и образовательную деятельность. Были организованы досуговые мероприятия в соответствии с народным календарём. К подготовке и проведению таких мероприятий привлекались родители детей с целью оформления групповой комнаты, изготовления атрибутов и элементов костюмов. Я отмечаю, что особый интерес у детей вызывают такие малые формы фольклора как: пестушки, загадки, считалки и скороговорки. Любят наши дети частушки и небылицы. За время проекта с детьми было разучено большое количество колыбельных песен и прибауток.
Национально-региональный компонент предусматривает воспитание детей в среде с национальным колоритом. На этих занятиях дети знакомятся с историей возникновения России, достопримечательностями и выдающимися людьми нашей страны и нашего края, обогащают знания о животном и растительном мире родного края с помощью организации выставки детских рисунков и поделок на тему «Моя Родина», «Мой посёлок». Необходимо включать и проектную деятельность в реализацию регионального компонента. Итогом проектов будет являться создание презентаций, фотоальбомов и коллекций, посредством которых ребята закрепят свои знания.
Проектная часть представлена пояснительной запиской, тематическим планом и содержанием самого комплекта материалов.
Содержанием комплекта являются многочисленные конспекты образовательной деятельности, включающие малые формы фольклора. Это (потешки, колыбельные песни, загадки, пословицы, поговорки, прибаутки, а как же знакомство о русском быте и гостеприимстве).
Кроме этого мы представляем сценарии досуговых мероприятий, включающих фольклор народов России.
Также предлагаю национальные игры народов нашей страны
Мы понимаем, что у каждой народности есть свои исконно национальные игры, для детей они интересны и ценны.
В методических аспектах работы воспитателя отмечаю, что ценность фольклора народов России заключается и в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают внимание ребенка, доставляют ему радость и в тоже время оказывают на него свое полиэтническое воздействие.
Благодаря поэтапному процессу дети нашей группы:
- овладеют знаниями о традициях, обрядах и обычаях народов России, морально-нравственных нормах поведения народа
- сформируют навыки художественно-коммуникативного общения в процессе образовательной деятельности
- накопят опыт фольклорного исполнительства народных песен, частушек, прибауток, потешек.
Приобщение ребенка к народному творчеству очень важная и благородная задача.
|