Автор:
Матвиенко Тамара Анатольевна. Воспитатель. МБДОУ «детский сад №21» г. Урай. ХМАО – Югра
«То, что упущено в детстве, никогда не возместить в годы юности. Это правило касается всех сфер духовности жизни ребенка и особенно эстетического воспитания». В.А. Сухомлинский
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений в работе с подрастающим поколением становится воспитание этнокультурных ценностей.
Содержание понятия «этнокультурные» ценности многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранить, приумножить богатства своей страны.
Это сложное чувство возникает ещё в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребёнке постепенно, в ходе воспитания любви к своим ближним, к детскому саду, родным местам, родной стране.
Образовательная политика государства ориентируется на процесс демократизации социальных институтов образования, его гуманизацию, на возвращение к национальным, культурно-историческим традициям (Е. В. Бондаревская, И.С. Якимовская. А.Н. Леонтьева и др.).
Изучение этнокультурного наследия является существенной стороной подготовки гражданина, призванного жить и работать на благо своего города, своей республики, своей страны.
Роль и значение ценностей в жизни и деятельности человека нами часто не осознается.
По мнению Е.В Бондаревской ценность – это то, что чувства людей диктуют признать стоящими над всем, это предпочтения (или отвержение) определенных смыслов и построенных на их основе способов поведения, а Р.М. Чумичева добавляет, что эта значимость явлений, объектов, знаков, и символов культуры в жизни человека.
По мнению ряда ученных общечеловеческие ценности — понятия, характеризующие совокупность идеалов, принципов, нравственных норм, имеющих значимость для людей, независимо от, их социального положения, национальной принадлежности, вероисповедания, образования, возраста, пола. Они выработаны в результате обобщения исторического опыта социального и культурного развития человечества и выражают общезначимые интересы и потребности людей. Это право на жизнь, труд, образование, равноправие, свободу, личную неприкосновенность, честь, достоинство, счастье, любовь и т.д.
Система ценностей отражает существенные цели, идеи, идеалы своей эпохи, видоизменяясь по мере изменения общественных отношений и видоизменяя социальный характер.
Одной из задач системы образования, по мнению Г.Н. Волкова стоит: возрождение культурного потенциала каждого народа и его раскрытие посредством системы образования, неизбежность социально-педагогических процессов включение в содержание образования этнической культуры.
Этнокультурные ценности рассматриваются в органической связи с историей развития самого народа, ее менталитета, стереотипа национального характера и определяет как средства развития и воспитания базовой этнической личности носителя национального самосознания.
Приобщение человека к этнокультурному достоянию, обогащение и наполнение его общемировыми ценностями происходит через образование и воспитание.
Современная образовательная политика ориентирована на аксиологический подход, что требует от педагога определенных знаний о влиянии национальной и общечеловеческой культур, а в их контексте и ценностей.
Этнокультурные ценности выполняют ряд функций мировоззренческую, заключающуюся в формировании научного мировоззрения путем приобретения знаний об окружающем мире и существующих ценностных предпочтениях разных этносов, принятых в прошлом и настоящем.
Этнокультурные ценности несут и интегративную функцию, цель которой в установлении добрососедских дружеских отношений, решении общих задач с другими этносами. Например, объединение для борьбы с экологическими катастрофами.
Основное смысловое содержание этнокультурных ценностей по мнению ученного А.Ю. Шадже составляют такие элементы как обряды, обычаи, традиции, называемые образцами поведения, от дальнейшего развития которых зависит их жизнеспособность.
Резюмируя вышесказанное, следует отметить, что в современных условиях повышается приоритет о общечеловеческих ценностей, а в их составе российских и этнокультурных, на которые ориентируется все цивилизованное человечество как на наиболее отвечающие его требованиям и идеалам мира, любви, гуманизма, ненасилия, справедливости и свободы.
Для воспитания у детей этнокультурных ценностей всегда остается важным воспитание в ребенке человеческих качеств.
Для этого необходимо использовать всю мудрость народа, проверенную веками, исследования педагогов. Ведь этнокультурные ценности, заложенные в детстве, постепенно переходят в ценности общечеловеческие, по которым надо жить и трудиться.
Специально организованная предметно-пространственная среда способствует формированию основ воспитание этнокультурных ценностей и выступает не только условием творческого саморазвития личности, но и показателем профессионального творчества педагогов. Во взаимодействия со средой, личность ребенка испытывает и реализует эмоциональную, нравственную и эстетическую потребность. У детей происходит формирования этнической идентичности, толерантных установок на общение с другими народами, что подтверждает выдвинутую нами гипотезу.
Решению задач по воспитанию этнокультурных ценностей у детей дошкольного возраста способствовала специально организованная деятельность: использование устного народного творчества, участие детей в изготовлении экспонатов для мини-музея, проведения с ними экскурсий, тематических бесед, театрализованной деятельности, изобразительной деятельности, игры. Накопление детьми позитивных знаний о городе, республике, стране явилось основой формирования этнокультурных ценностей.
Решению задач этнокультурного воспитания способствовало также оптимальное сочетание организованной и самостоятельной деятельности детей. Накопление детьми социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений – базовый этап формирования этнокультурных ценностей.
Результатом исследования является признания того, что именно создание определенных педагогических условий способствует формированию этнокультурных ценностей у детей дошкольного возраста.
Современная система образования Российской Федерации находится в стадии модернизации. В проекте Национальной доктрины образования в Российской Федерации отмечается, что в качестве первоочередных задач система образования призвана обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры; воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности и обладающих высокой нравственностью.
Список литературы
- Водзинский Д. И. Семейно — бытовая культура. — М., 1981. — 284с. Волков Г.Н. Этнопедагогика. — М.: Академия, 1999. — 176с.
- Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников: Книга для воспитателя детского сада / Под ред. А.М. Виноградовой. — М.: Просвещение, 1989. — 96с.
- Воспитание и обучение в детском саду / Под ред. А.В. Запарожца, Т.А. Марковой. — М.: Просвещение, 1976. — 243с.
- Горский В.А., Журкина А.Я., Ляшко Л.Ю., Усанов В.В. Система дополнительного образования детей // Дополнительное образование. — 2000. — № 1. — с. 6-11.
- Конев А.Ю. Коренные народы Северо-Западной Сибири в административной системе Российской Империи (XVIII — нач. XX в.в.). — М, 1995. — 45с.
- Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф. Патриотическое воспитание детей 6-7 лет: Методическое пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2007. — 208с. — (Серия «Растим патриотов России»).
- Кулемзин В.М., Лукина Н.В. Знакомьтесь: ханты. — Новосибирск, 1992. — 143с.
|